Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:52, курсовая работа
Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения в стрессе можно считать возросшую (особенно во второй половине ХХ в.) актуальность проблемы защиты человека об действия неблагоприятных факторов среды.
Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.
СОДЕРЖАНИЕ
с.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ТРУДОВОГО КОНФЛИКТА 9
1.1. Понятие, сущность и виды конфликтов. Методы преодоления конфликтов в коллективе 9
1.2. Стрессы в условиях профессиональной деятельности 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИКОВ МАГАЗИНА ООО "КИРОВСКИЙ" 35
2.1. Анализ деятельности и особенностей конфликтов на предприятии ООО «Кировский» 35
2.2. Практические рекомендации по профилактике и предотвращению кризисных ситуаций 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Торговля считается конфликтной сферой. В торговой фирме ООО «Кировский» ежедневно в процессе деятельности возникает большое количество разногласий, которые перерастают в конфликты.
Рисунок
1. Структура предприятия
ООО «Кировский».
Конфликты проявляются как столкновения между:
По длительности протекания возникают кратковременные, а иногда и затяжные конфликты, связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами.
Для
того чтобы разрешить конфликт руководитель
или посредник должен знать или
иметь представление о
Объектом исследования являются сотрудники магазина «Кировский» (г. Челябинск). В исследование приняло участие 30 испытуемых. В это число вошли: 6 охранников, 9 мерчендайзеров, 10 кассиров, 2 бухгалтера, 2 заместителя директора, директор.
Предмет исследования: типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации, тип темперамента.
Цель исследования: выявить и проанализировать взаимосвязь типичных стратегий поведения в конфликтной ситуации и типа темперамента у сотрудников коммерческой организации.
Задачи исследования:
1. Выявить типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
2. Выявить тип темперамента.
3. Проанализировать взаимосвязь указанных параметров.
4. Разработать практические рекомендации по результатам исследования.
Гипотеза: выдвигается предположение, что существует взаимосвязь особенностей типа темперамента и стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации.
Описание методик:
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Содержит 30 пар суждений о поведении индивида в конфликтной ситуации, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. В результате обработки данных по ключу выясняется количество баллов по каждой шкале, дающее представление о выраженности у испытуемых тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации.
Методика диагностики темперамента Айзенка. Содержит 57 вопросов, позволяет выявить тип темперамента испытуемых.
Методы статистической обработки: описательные статистики, коэффициент ранговой корреляции.
Для установления статистической взаимосвязи между исследуемыми параметрами применяется коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Коэффициент рассчитывается по формуле:
6 ∑ (d2)
RS = 1 -
N (N – 1)
где d – разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого.
N – количество ранжируемых значений, т.е. количество испытуемых.
Если полученный коэффициент корреляции больше критического значения, это доказывает существование взаимосвязи между рассматриваемыми переменными.
Исследование типичных стратегий конфликтного поведения у сотрудников коммерческой организации
На основе анализа полученных результатов было установлено, что испытуемыми используются все стратегии конфликтного поведения.
В магазине "Кировский", исследуя выраженность у испытуемых стратегии поведения в конфликте, можно заметить, что в целом по выборке наблюдается общая тенденция использовать стратегию компромисса (общегрупповая норма – 6,1). Эта стратегия предполагает частичное удовлетворение собственных интересов и частичное удовлетворение интересов партнеров. Тенденция к выбору этой стратегии может быть обусловлена тем, что сотрудники стремятся сохранить важные деловые и личностные контакты, а также использование этой стратегии дает возможность избежать лишних потерь.
На основании анализа описательных статистик можно сделать вывод о том, практически все стратегии подчиняются закону нормального распределения показателей по каждой шкале.
Исследование
взаимосвязи различных
С помощью корреляционного анализа мы выявили значимые взаимосвязи между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и темперамента.
По сводной матрице магазина можно сделать вывод о том, что существует значимая взаимосвязь между стратегией соперничества и экстраверсией (0,543). Чем более интроверитрованным является сотрудник, тем чаще он прибегает к данной стратегии поведения в конфликтной ситуации. Следовательно, меланхолики и флегматики чаще прибегают к стратегии соперничества, чем холерики и сангвиники.
На уровне тенденции обнаружена взаимосвязь между сотрудничества и экстраверсией (0,252).
Результаты
исследования дают нам возможность
говорить о том, что от типа темперамента
зависит частота обращения
Исследование профессиональной деятельности сотрудников магазина позволило выработать ряд практических рекомендаций.
Управление конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет следующие различные стадии:
- восприятие конфликта и первичная оценка ситуации;
- исследование конфликта и поиск его причин;
- поиск путей разрешения конфликта;
- осуществление организационных мер.
Конфликт
в организации практически
Исследование конфликта и поиск его причин – это следующая стадия управления конфликтом в организации. Любым практическим действиям предшествует анализ конфликтной ситуации, который предполагает:
- выявление сути противоречия, установление не только повода, но и причины, вскрытие так называемых «болевых точек» в организации и своевременное проведение работы по их устранению;
- выяснение интересов и целей участников, их позиций;
- оценка возможных исходов и последствий противоборства, альтернативных вариантов достижения цели;
- поиск точек соприкосновения,общих целей и интересов конфликтующих.
Поиск путей разрешения конфликта предполагает:
- полное прекращение конфронтации и взаимное примирение сторон;
- достижение компромисса – частичное удовлетворение притязаний обеих сторон;
- разрешение конфликта на деловой основе: путем удовлетворения объективных требований, претензий сторон или путем разоблачения несостоятельности предъявляемых претензий;
- механическое прекращение конфликта (увольнение одного из участников конфликта, перевод лидера или нескольких членов конфликтной стороны в другое подразделение организации).
Выделяют 2 основных типа разрешения конфликта в организации:
Авторитарный тип – разрешение конфликта через применение властных полномочий. Его основные черты заключаются в том, что:
- руководитель видит и слышит только себя;
- руководитель считает, что должен «победить» любой ценой;
- конфликты рассматриваются как человеческие слабости;
- управление конфликтной ситуацией происходит в интересах организации.
Основное преимущество авторитарного типа разрешения конфликта в том, что, как считают руководители, при его использовании экономится время. Его главный недостаток состоит в том, что конфликт при этом не разрешен, внешне задавлен и возможен его возврат.
Партнерский тип разрешения конфликта – разрешение конфликта через применение конструктивных способов. Его основные черты:
- конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтующими сторонами;
- восприятие аргументов противной стороны;
- готовность к компромиссу, взаимный поиск решений;
- стремление совместить личностный и организационный факторы;
- восприятие как нормальный фактор деятельности.
В целях совершенствования профессиональной культуры сотрудников целесообразно создание системы тренингов по развитию поведенческих навыков в ситуации конфликта, по повышению профессиональных навыков, уверенного поведения, личностного роста и т.п.
Необходимо повышение морального и материального стимулирования труда, а также создание атмосферы поддержки и взаимопонимания между сотрудниками, а также благоприятного климата в коллективе.
Важнейшая позитивная роль социальных конфликтов в том и состоит, что они, сигнализируя обществу и властным структурам о существующих диспропорциях, разногласия, противоречиях, несовпадениях политических позиций различных групп и общностей, стимулируют активные действия, способные сгладить существующие в обществе противоречия, снизить масштабы и напряженность конфликтных противодействий. Тем самым они способны поставить обостренную в своих конфликтогенных проявлениях общественно-политическую ситуацию под общественный контроль.
Вообще взаимодействия в группе не могут быть абсолютно гармоничными, потому что не может быть абсолютного единства взглядов и интересов, увлечений и ценностей, характеров и образования. Возможность и вероятность конфликтов заложена в существе человека. И это нельзя оценивать отрицательно. Надо умет решать конфликты.