Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:52, курсовая работа
Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения в стрессе можно считать возросшую (особенно во второй половине ХХ в.) актуальность проблемы защиты человека об действия неблагоприятных факторов среды.
Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.
СОДЕРЖАНИЕ
с.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ТРУДОВОГО КОНФЛИКТА 9
1.1. Понятие, сущность и виды конфликтов. Методы преодоления конфликтов в коллективе 9
1.2. Стрессы в условиях профессиональной деятельности 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИКОВ МАГАЗИНА ООО "КИРОВСКИЙ" 35
2.1. Анализ деятельности и особенностей конфликтов на предприятии ООО «Кировский» 35
2.2. Практические рекомендации по профилактике и предотвращению кризисных ситуаций 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Ключ к тесту
Вспыльчивость
Ответы «Да» по позициям: 1, 9, 17, 65;
Ответы «Нет» по позициям: 25, 33, 41, 49, 57, 73.
Напористость, наступательность
Ответы «Да» по позициям: 2, 10, 18, 42, 50, 58, 66, 74;
Ответы «Нет» по позициям: 26, 34.
Обидчивость
Ответы «Да» по позициям: 3, 11, 19, 27, 35, 59;
Ответы «Нет» по позициям: 43, 51, 67, 75.
Неуступчивость
Ответы «Да» по позициям: 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76;
Ответы «Нет» по позициям: 44, 52, 68.
Бескомпромиссность
Ответы «Да» по позициям: 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53;
Ответы «Нет» по позициям: 61, 69, 77
Мстительность
Ответы «Да» по позициям: 6, 22, 38, 62, 70;
Ответы «Нет» по позициям: 14, 30, 46, 54, 78.
Нетерпимость к мнению других
Ответы «Да» по позициям: 7, 23, 39, 55, 63;
Ответы «Нет» по позициям: 15, 31, 47, 71, 79.
Подозрительность
Ответы «Да» по позициям: 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72;
Ответы «Нет» по позициям: 16, 40, 80.
Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.
Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта.
Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.
Обработка результатов теста
За каждый ответ «Да» или «Нет» в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.
Шкалы
0-3 балла — низкий уровень.
4-7 — средний уровень,
8-10— высокий уровень.
Позитивная и негативная агрессивность
0-6 баллов — низкий уровень.
7-14 — средний уровень,
15-20— высокий уровень.
Конфликтность
0-12 балла — низкий уровень.
13-28 — средний уровень,
29-40—
высокий уровень.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица 1 Результаты экспериментального исследования по методике Шкала психологического стресса RSM–25
|
ФИО | Балл ППН | Уровень ППН |
Л. М. | 87 | Низкий | |
Н. Ч. | 125 | Средний | |
А. М. | 94 | Низкий | |
Ю. Г. | 132 | Средний | |
В. Ф. | 115 | Средний | |
А. К. | 96 | Низкий | |
С. Е. | 72 | Низкий | |
П. И. | 119 | Средний | |
Д. У. | 126 | Средний | |
А. С. | 163 | Высокий | |
И. С. | 159 | Высокий | |
Э. Ш. | 85 | Низкий | |
И.Р. | 81 | Низкий | |
Д.Н. | 141 | Средний | |
В.А. | 136 | Средний | |
О.К. | 90 | Низкий | |
С.М. | 160 | Высокий | |
У.П. | 82 | Низкий | |
Т.К. | 128 | Средний | |
О.Л. | 158 | Высокий |
Таблица 2 Результаты экспериментального исследования по методике Личностная агрессивность и конфликтность
|
ФИО | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ПА | НА | К |
Л. М. | 2 | 3 | 1 | 3 | 4 | 3 | 2 | 5 | 6 | 5 | 12 | |
Н. Ч. | 5 | 2 | 5 | 8 | 4 | 6 | 4 | 6 | 10 | 10 | 20 | |
А. М. | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 6 | 13 | |
Ю. Г. | 2 | 6 | 4 | 7 | 4 | 5 | 3 | 2 | 13 | 8 | 12 | |
В. Ф. | 7 | 6 | 2 | 6 | 6 | 5 | 4 | 6 | 12 | 9 | 21 | |
А. К. | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 5 | 5 | 11 | |
С. Е. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 4 | 3 | 6 | |
П. И. | 2 | 5 | 5 | 4 | 6 | 4 | 4 | 2 | 9 | 8 | 15 | |
Д. У. | 6 | 5 | 2 | 4 | 6 | 6 | 7 | 6 | 9 | 13 | 20 | |
А. С. | 7 | 6 | 8 | 3 | 8 | 8 | 6 | 9 | 9 | 14 | 32 | |
И. С. | 5 | 6 | 4 | 7 | 6 | 5 | 8 | 5 | 13 | 13 | 20 | |
Э. Ш. | 3 | 6 | 4 | 4 | 6 | 4 | 4 | 4 | 10 | 8 | 17 | |
И.Р. | 5 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 5 | 6 | 12 | |
Д.Н. | 3 | 6 | 4 | 7 | 2 | 5 | 7 | 4 | 13 | 12 | 13 | |
В.А. | 4 | 6 | 3 | 5 | 7 | 2 | 4 | 3 | 11 | 6 | 17 | |
О.К. | 2 | 3 | 4 | 1 | 3 | 4 | 2 | 2 | 4 | 6 | 11 | |
С.М. | 8 | 4 | 7 | 2 | 7 | 6 | 4 | 7 | 6 | 10 | 29 | |
У.П. | 2 | 5 | 3 | 4 | 3 | 2 | 4 | 1 | 9 | 6 | 9 | |
Т.К. | 6 | 7 | 3 | 5 | 2 | 4 | 2 | 3 | 12 | 6 | 14 | |
О.Л. | 5 | 6 | 6 | 6 | 8 | 6 | 5 | 8 | 12 | 11 | 27 |
ПА Положительная агрессивность
НА Негативная агрессивность
К Конфликтность
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Тренинг «Стоп! Конфликт!»
Упражнения, использованные в тренинге
Драматизация конфликта. С помощью этого приема оказывается возможным выделить и проявить реальные конфликты, существующие в социальной среде. Психологи предлагают следующее трехэтапное использование техники драматизации конфликта. .На первом. этапе слушатель который недоволен сложившейся ситуацией, в присутствии оппонента исполняет его (оппонента) роль, отдав собственную роль кому-либо другому. При этом в случае, если оппонент протестует против наличного исполнения его роли (а это бывает сплошь и рядом, потому что изображение «ущемленным» «зажимщика» обычно носит выраженный гротесковый характер и вообще весьма шаржировано), ему самому предлагают сыграть свою роль, но не с самым недовольным, а опять-таки с «актером». Явная идеализация собственных действий со стороны «зажимщика» вызывает протест «ущемленного», и драматизация конфликта закономерно и естественно переходит к своему второму этапу.
На втором этапе «виновник» (в кавычках, ибо приписывание кому-либо одному вины за разногласие весьма условно — виноваты, как правило, оба) конфликта сам играет роль «ущемленного, воспроизводя смысл и тон его ответа в диалоге с «актером», который ранее изображал его самого. Обычно это вызывает протест со стороны «ущемленного», который считает, что его действия также шаржированы, после чего ему самому предлагают их воспроизвести с заменяющим «зажимщика» «актером». Явная идеализация «ущемленным» собственных действий порождает протест у «виновника» разногласия, который обычно поддерживается всеми присутствующими. Начинается этап драматизации конфликта.
На этом этапе ведущий предлагает участникам разногласия изобразить то, как именно следовало бы противной стороне обращаться и действовать в ситуации конфликта. Начать можно с исполнения «недовольным» роли его оппонента, а сразу после этого дать возможность всем желающим предоставить собственную версию поведения «зажимщика». «Зажимщик» же далее сам представляет, как именно «недовольному» следовало бы поступить в ситуации, после чего добровольцы из публики также демонстрируют свои более правильные формы реагирования.
Результатом подобной драматизации конфликта обычно выступает не столько разрешение разногласия (ибо конфликт может оказаться очень устойчивым и сохраниться без видимых на то причин), сколько коррекция взаимного поведения и взаимных ожиданий участвующих, а также повышение их психологической чувствительности и точности поведенческих реакций. Однако для того чтобы этот результат оказался достигнутым, ведущему необходимо помнить о четырех важнейших принципах драматизации:
Отказ от рассказа в угоду показа.
Перевод выражения агрессивности на заменяющее лицо («актера»).
3. Обмен ролями партнеров по разногласию.
4.
Активное привлечение
Управление конфликтом. В качестве основы для этого упражнения может послужить художественный или публицистический конфликт, который может быть разыгран двумя участниками. В присутствии группы (из которой целесообразно выбрать жюри) эти двое разыгрывают разногласие, применяя во взаимодействии принципы управления конфликтом, предложенные таллиннскими психологами:
а) Возможно и желательно ли устранение противоречий (как известно, противоречия — двигатель прогресса)?
б) Если да, нет ли более мирных, экономных и «чистых» путей его разрешения?
в) Если нет, то хватит ли у вас сил на то, чтобы выиграть конфликт?
г) Если нет, то как долго он сможет длиться (это нужно знать для того, чтобы выйти из конфликта с минимальным расходом душевных и физических сил)?