Убей в себе инфантила

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 15:58, лекция

Краткое описание

Инфантилизм - это сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту.
Это точное определение, можешь проверить в любом психологическом словаре.
Что такое «особенности, присущие детскому возрасту»? Это несамостоятельность в решениях и действиях, требования заботы, плохая оценка отдалённых рисков, неумение сосредотачиваться и, наконец, некритичность к себе.

Вложенные файлы: 1 файл

Убей в себе инфантила.docx

— 119.46 Кб (Скачать файл)

Может возникнуть вопрос - что делать, если однажды выбранная идентификация меняется? Например, был человек крановщиком, много работал и стал - генеральным директором. Как тогда?

Просто. Теперь на вопрос «Кто ты?» в плане профессии наш герой смело ответит, что раньше он был - крановщик, рабочий, наёмный сотрудник. А теперь - генеральный директор, средний класс, предприниматель.

И всё. Это чисто техническая процедура - что-то сродни смене ценников в магазине. Раз - и готово.

Кажется, что слишком просто? Такое ощущение означает только одно - даёт о себе знать инфантилизм. Это инфантилу кажется, что ответ на вопрос «Кто я?» должен быть каким-то особенным и принести облегчение.

Для подростка этот вопрос сложен и ответ на него действительно даёт облегчение. А взрослому в такие игры играть уже просто не нужно - ответы найдены.

Как быть, если ответы не найдены? Я знаю ответ.

Прежде всего, надо уточнить - о какой системе координат идёт речь. Это политические убеждения? Сексуальные пристрастия? Религиозные представления? Образовательный уровень?

Как только определена система координат, пора отметить себя на ней. Например, центрист, гетеросексуал, атеист, образование среднее специальное. Всё, ответ готов.

Это действительно просто - главное всё время помнить, что вопрос «Кто я?» становится осмысленным только в рамках определённой системы координат. В других случаях этот вопрос бесполезен и делает человека удобным объектом для манипуляций.

 
Предназначение и призвание

Что ещё отражает инфантилизм, так это поиск предназначение и призвания.

Нет, не так. Надо писать с большой буквы, чтобы было слышно придыхание. Вот так - Предназначение и Призвание.

Почему это снова про инфантилизм? Потому что взрослый отлично знает, что никакого Предназначения и Призвания не существует.

Дело вот в чём. Когда человек говорит о предназначении и призвании (сознательно пишу с маленькой буквы), он подразумевает, что есть какая-то высшая сила, которая назначает это самое предназначение и определяет призвания.

А если подразумевает, значит, отказывается от управления собственной жизнью. Ну то есть - это не я, это предназначение у меня такое. Это не я плохо работаю, это просто не моя работа, не моё призвание.

Позиция удобная, слов нет. Но насквозь инфантильная.

На самом деле, разумеется, никакой высшей силы, раздающей предназначения с призваниями, нет. Есть природные склонности и тактико- технические параметры организма. И всё.

Предназначение и призвание формируются очень легко. Я бы сказал даже - пугающе легко.

Чтобы какая-то работа (или шире - деятельность) стала предназначением, чтобы человек назвал её призванием, нужно всего ничего. Каких-то несчастных два пункта:

1.  Умение делать работу легко.

2.   Получение благодарности от людей за эту работу.

Поясню.

Если человек умеет делать работу легко, то она не вызывает у него больших сложностей - это очевидно.

Хороший сантехник может починить кран с закрытыми глазами - потому что он умеет это делать.

Хороший водитель, не напрягаясь, проедет по плохой дороге - потому что он умеет.

Хороший следователь легко расколет преступника - потому что умеет. Но умение без благодарности - пусто.

Благодарность других людей за работу - вот что придаёт ей смысл.

Разговоры о предназначении и призвании - это разговоры о смысле. Человеку (любому!) хочется, чтобы его работа была осмысленной, чтобы в ней был какой-то понятный и адекватный смысл.

Благодарность других людей за сделанную работу - такой смысл придаёт. Раз люди благодарят, значит - не зря. Значит, это полезно. Значит, в этом есть смысл.

Кроме того, благодарность просто приятна. Выраженная в словах или деньгах, в подарках или в тексте - благодарность просто приятна.

Когда человек постоянно получает благодарности за свою работу (видимо, потому что делает её хорошо), он чувствует себя замечательно. И продолжает, продолжает, продолжает работать.

И никаких разговоров о предназначении и призвании. Незачем.

Итого. Предназначение и призвание - это сказки для малышей. Взрослые выбирают умение и благодарность.

 
Повторим эксперименты

Скорее всего, ты ничего не делаешь из того, что я тебе предлагал в этой книге. Это не обвинение, нет. Это констатация факта. Люди часто просто читают книгу, а на эксперименты у них не остаётся времени. Так и у тебя.

Это нормально. Я сам так делаю. Сначала читаю всё целиком, а только потом возвращаюсь и отрабатываю.

Чтобы тебе было легче и удобнее, я собрал все эксперименты нашего тренинга в одном месте.

 
Список экспериментов

Первый шаг. Эксперимент «Своей колеёй»

«Инструкция: когда идёшь к стеклянным дверям, выходя или заходя в метро, прояви мужество, включи голову и выходи/входи не в те двери, что и все, а в те, которые свободны.

Если метро по каким-то причинам не походит, свою колею можно прокладывать где угодно.

Обрати внимание: постоянно отслеживай и пресекай желание пойти за всеми и не рисковать толкаться в свободную дверь. Иди своим путём, рискуйте, толкайтесь. Если дверь, в которую ты попробовал толкнуться закрыта, то ничего страшного - ты хоть попробовал, пока они там шли, отключив волю.

Техника безопасности: тут не сложно - держитесь в рамках здравого смысла. Например, эксперимент не предполагает, что ты первым отважишься вколоть себе дозу или сигануть с многоэтажки. Скорее, наоборот, откажешься и от первого, и от второго.

Второй шаг. Эксперимент «Правила - это правильно»

Инструкция: в твоей жизни правил много - поведения на дороге, поведения в общественном транспорте, должностные инструкции. Вот и соблюдай их. Если ты на машине - пропусти пешеходов, останавливайся на красный, не превышай скорость, пристёгивайся и так далее. Если пешеход - переходи только на зелёный, только по зебре и т.п.

Техника безопасности. Эксперимент на то и эксперимент, чтобы пробовать. Выполняй его как можно чаще, но в безопасной обстановке.

Разумеется, эксперимент допускает нарушения. Тут - тоже интересно. Вот ты, допустим, забылся и превысил скорость, а потом вспомнил об эксперименте. Как быть?

Очень просто - задумайся: что с тобой? Какие мысли? Чувства? Чего хочется? Чего не хочется? Просто наблюдай.

Третий шаг. Эксперимент «Сегодня обойдёмся без оценок»

Инструкция: в своей речи, по возможности, избегай оценок.

Как это можно делать (я нашёл три способа, возможно, ты найдёшь какие-то свои варианты):

1.  Говори о своих чувствах. Т.е. вместо - «ты умница!», скажи «я очень

тобой горжусь!»,

2.  Говори о своих впечатлениях. Т.е. вместо - «это отличная идея»,

скажи - «я в этой идее очень заинтересовался тем-то и тем-то».

3.  Говори междометиями. Т.е. вместо - «отличное кино», скажи - «ух ты!».

Техника безопасности. Напоминаю, что у нас тут тренинг для жизни, а не жизнь для тренинга. Соответственно, эксперимент применяется для апробирования безоценочного говорения и не более. Усиленно напрягать близких не обязательно. Они себе тренинга не заказывали.

Дополнительный эффект. Может случиться, что в какой-то момент ты вообще не сможешь говорить. Просто потому, что не будете знать, как сказать что-то, не употребляя оценки. Лично я в таких случаях пожимал плечами и выдавал какое-нибудь междометие. Вроде, было хорошо.

Четвёртый шаг. Эксперимент «Решаю - я»

Инструкция крайне проста: в течение недели вы отслеживаешь попадание в жопу инфантилизма и как только понимаешь, что оказали там, тут же выходишь.

Можно выходить через согласие. Можно - через отказ и/или встречный вызов. Как посчитаешь нужным.

Техника безопасности: безусловно, нельзя требовать, чтобы человек всегда принимал вызовы или отказывался от них. Люди не боги, поэтому могу и имитировать согласие и сдаваться. Главное другое.

Представь, что у тебя два мешка. В один ты кладёшь те вызовы, которые принял или от которых отказался. А в другой - те, в которых ты слил или имитировал согласие.

Твоя задача не в том, чтобы совершенно отказаться от второго мешка. Нет. Не стоит требовать от себя совершенства.

Твоя задача - чтобы первый мешок был очень большим, а второй - очень маленьким.

И все.

Пятый шаг. Эксперимент «Помоги ближнему»

Инструкция содержится в названии. В процессе эксперимента помогай любому человеку, который тебе встретился. Что важно - помогай сознательно и постоянно.

Например, помоги человеку, который растерялся и не знает куда идти. Такого человека всегда видно. Не проходи мимо - сверни к нему и помоги найти дорогу.

Техника безопасности. Под помощью в данном случае не понимается согласие на донорства органов, дарение своей квартиры, уступка любимого ноутбука первому встречному и прочий неадекват.

Договорились?

Так же прошу заметить - помощь и взваливание не себя чужой работы суть разные понятия. Помочь коллеге, когда он не справляется и горит - да, подходит. Покорная уступка его просьбам: «Сделай, у тебя получится лучше» - нет, не подходит.

Шестой шаг. Эксперимент «Десять минут тишины»

Инструкция: нужно просидеть без дела ровно десять минут. Запрещается заниматься чем-либо. Нельзя курить, чесаться, грызть ногти, лепить пельмени, слушать музыку, ковыряться в зубах и так далее. Можно лишь следить за своими ощущениями и мыслями. Желательно практиковать ежедневно. По возможности - увеличивая время тишины (шаг не более пяти минут).

Техника безопасности. Полевые испытания показали, что иногда при проведении этого эксперимента, у человека вдруг происходят неприятные открытия про свою жизнь. Например, он понимает, что не понимает, зачем работает на этой работе и живёт с этими людьми.

Седьмой шаг. Эксперимент «Я буду жить и петь по-новому»

Инструкция проста: пробуй то, чего раньше не пробовал.

Можно, например, каждый раз добираться на работу и обратно по новой дороге. Можно пробовать новые блюда в привычной столовой, где обедаешь. Можно съездить куда-то, где ты ещё не был. Можно открыть для себя нового автора. Можно сделать подарок человеку, которому ты никогда ничего не дарил.

В процессе выполнения - внимание, это важно! - нет задачи непременно порадоваться тому, что попробуешь. Отнюдь.

Твоя реакция может быть любой и обязательно любой будет. Главное - делать и отслеживать свои ощущения, мысли, чувства.

Техника безопасности: пробовать можно безопасные вещи. Например, не рекомендуется пробовать перебирать указанным способом наркотики, сексуальных партнёров, работу и так далее.

Восьмой шаг. Эксперимент «Люди разные и мнения у них - разные тоже»

Инструкция: когда сталкиваешься с мнением, которое тебе не нравится по каким-либо причинам, ты запрещаешь себе оценивать его, не соглашаться и так далее.

Всё, что ты можешь делать - это расспрашивать того, кто выразил мнение, чтобы лучше его понять. Если чувствуешь, что понял - благодари за пояснения и всё. Своё мнение на этот счёт высказывать запрещено.

В качестве алгоритма это выглядит так:

1. Слышишь мнение.

2.  Задаёшь уточняющие открытые вопросы («Что ты имеешь в виду? В смысле? Что ты хочешь этим сказать? Уточни, пожалуйста» и так далее).

3.   Благодаришь.

4.   Заканчиваешь дискуссию (общение).

Техника безопасности: упражнение применяется в обстановке, которую ты оцениваешь как безопасную. Например, если шеф от тебя требует мнения о проекте, наверное, всё же имеет смысл это мнение озвучить.

Девятый шаг. Эксперимент «Я чувствую»

Инструкция: внимательно отслеживай свою речь и каждый раз, когда начнёшь внушать человеку какие-то эмоции, чувства, переживания, поправляйся. То есть переходи на речь от первого лица («я чувствую»). Позволь себе говорить о себе. Позволь себе нести ответственность за свои чувства. Это неприятно только в самом начале.

То же самое касается рассказов о действиях/впечатлениях. Запрещено говорить: "И вот ты идёшь и видишь..." Единственное исключение - это инструктаж (как пройти, как приготовить).

Техника безопасности. Запрещено поправлять других. Если тебе в обычном разговоре что-то внушают («ты чувствуешь»), нужно сделать следующее:

а)  отследить, где человек заменил рассказ о себе на рассказ о тебе (это даст полезную информацию - где ещё люди могут бояться говорить о себе).

б) сказать себе «стёрто, стёрто» и представить, что слова собеседника - это надпись маркера на доске, и ты стираешь её специальной губкой. Оп-ля - и перед вами снова девственно чистая доска. Фактически - табула раса.

И можно разговаривать дальше.

Десятый шаг. Эксперимент «А почему так?»

Инструкция: найди что-то в мироустройстве, что тебе не понятно и вызывает хотя бы лёгкое возмущение. Находи и ищи объяснение.

Внимание! Объяснение лучше не своё придумывать, а находить у тех, кто хоть как-то в теме. Например, про писательство и поток мне рассказывали именно писатели.

Техники безопасности в данном случае нет. Вроде, со всех краёв безопасный эксперимент.

Одиннадцатый шаг. Эксперимент "Прикинь, они тоже люди!"

Инструкция: действуй так, чтобы не мешать другим людям.

Например, уборщица убирается в твоём офисе. Стремишься ли ты обойти уже вымытую часть пола, чтобы ей не пришлось перемывать за тобой?

Техника безопасности проста: если очень торопишься, делай, как знаешь. В остальных случаях - следуй инструкции этого эксперимента.

Двенадцатый шаг. Эксперимент «Это всё я»

Инструкция: на ближайшую неделю максимально часто в речи используйте конструкции, которые говорят о том, что ты берёшь на себя ответственность. Например, в место «Ура, получилось!» восклицай «Ура, я справился!».

Если жена попросила тебя что-то купить, а ты забыл, то вместо отмазки «не было времени» признайся честно - я забыл. Если времени было действительно в обрез, скажи - «я неправильно спланировал свой день».

Информация о работе Убей в себе инфантила