Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 15:58, лекция
Краткое описание
Инфантилизм - это сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Это точное определение, можешь проверить в любом психологическом словаре. Что такое «особенности, присущие детскому возрасту»? Это несамостоятельность в решениях и действиях, требования заботы, плохая оценка отдалённых рисков, неумение сосредотачиваться и, наконец, некритичность к себе.
Позволь себе говорить о себе. Позволь
себе нести ответственность за свои чувства.
Это неприятно только в самом начале.
То же самое касается рассказов о действиях/впечатлениях.
Запрещено говорить: "И вот ты идёшь
и видишь..." Единственное исключение
- это инструктаж (как пройти, как приготовить).
А вот когда ты рассказываешь, например,
про «Аватар» в 3D, говорить: "И вот ты
сидишь и прямо на тебя летят эти семена,
и ты тянешь к ним руки" запрещено категорически.
Только: "И вот я сижу, и прямо на меня летят эти
семена, и я тяну к ним руки".
Техника
безопасности. Запрещено поправлять
других. Если тебе в обычном разговоре
что-то внушают («ты чувствуешь»), нужно
сделать следующее:
а) отследить, где человек заменил рассказ
о себе на рассказ о тебе (это даст полезную
информацию - где ещё люди могут бояться
говорить о себе).
б) сказать себе «стёрто, стёрто» и представить,
что слова собеседника - это надпись маркера
на доске, и ты стираешь её специальной
губкой. Оп-ля - и перед вами снова девственно
чистая доска. Фактически - табула раса.
И можно разговаривать дальше.
Шаг десятый
Инфантильность проявляется ещё и в том,
что человек считает себя пупом мира (напомню,
это называется гордыней; она может быть
«высокой», как у Избалованного или «низкой»
как у Забитого, но всё равно это гордыня).
Инфантилу крайне тяжело посмотреть
на ситуацию глазами другого человека,
увидеть весь спектр точек зрения на ту
или иную проблему. Он же - в центре, при
любых раскладах. Даже если рассказывает
себе, что он с краешку. Ага. С такого краешку,
где все только и делают, что смотрят на
него.
Так вот, если научить себя смотреть на
происходящее с точки зрения всех участников,
то уровень инфантильности предсказуемо
понижается.
Поэтому предлагаю следующий эксперимент. «А почему
так?».
Инструкция:
найди что-то в мироустройстве, что тебе
не понятно и вызывает хотя бы лёгкое возмущение.
Вот, например, в своё время меня жутко
раздражали двери супермаркетов. А именно:
как-то странно они открывались.
Поясню. Обычно там два ряда дверей. При
этом зимой их открывают таким образом,
что, зайдя в двери переднего ряда, нужно
сворачивать, потому что дверь перед носом
закрыта.
Очень неудобно. Я на это дело злился,
ругался и совершенно не понимал, к чему
нужно так усложнять жизнь покупателей.
А потом - внимание, вторая часть инструкции!
- я выяснил, зачем это нужно. Думаю, ты
тоже в курсе - так сберегается тепло внутри
магазина; хозяева экономят на отоплении,
снижают издержки.
Не сказать, что я согласился с таким
решением. Но что однозначно - признал
право хозяев супермаркета снижать свои
издержки. По крайней мере, мне стало понятно,
почему выбрано именно такое решение.
И я как-то расслабился.
То же самое со светофорами. Замечал,
поди? Машинам зажёгся красный, они остановились.
Казалось бы, самое время включить зелёный
пешеходам. Так нет! Ещё две-три секунды
горит красный. Зачем? Почему? Мистика
какая-то.
На самом деле, никакой мистики. Просто
эти три секунды - страховка от идиота,
который решит проскочить на красный по
инерции.
То есть - рациональное зерно в таком
решении есть, и, поскольку это рациональное
зерно есть, я уже не считаю, что такой
порядок зажигания светофоров сделан
специально, чтобы меня позлить.
Или вот. Некоторым читателям не нравится,
что писатели пишут со скоростью две-три
книги в год. Мол, сыро получается, недожато.
Вроде так, да... А если узнать, что у писателя
нет других вариантов жить за счёт своего
таланта, кроме как «стоять на потоке»?
Во-от, отношение начинает меняться.
Короче, инструкция проста: находи явление,
которое раздражает, и ищи ему объяснение.
И - что тоже важно - смотри, что происходит
с вашим отношением к изучаемому явлению.
Внимание! Объяснение лучше не своё придумывать,
а находить у тех, кто хоть как-то в теме.
Например, про писательство и поток мне
рассказывали именно писатели.
Техники безопасности в данном случае
нет. Вроде, со всех краёв безопасный эксперимент.
Шаг одиннадцатый
Инфантилы не умеют замечать других людей.
А это, между прочим, серьёзный признак
взрослости - уметь замечать рядом других
людей.
Чего далеко ходить - твой сосед, который
воскресным утром будит полдома тарахтеньем
своей дрели, является самым натуральным
инфантилом. Потому является, что совершенно
не думает о других. Ведёт себя так, будто
рядом с ним живут манекены.
Я про это уже говорил, но это настолько
важная тема, что её не грех и повторить.
Другое дело, что у нас здесь не будет
много теории, а мы сразу перейдём к эксперименту.
Его название
- "Прикинь, они тоже люди! ".
Инструкция:
действуй так, чтобы не мешать другим людям.
Вот пример для наглядности.
Предположим, ты передвигаешься на метро
(просто предположим). Вот ты спустился
на платформу, подъехал поезд...
Вот тут ждёт первое испытание - оказывается,
в вагоне почти всегда есть люди! Более
того, почти всегда им надо выходить!
С этого момента эксперимент - начинается.
Становись так, чтобы максимально обеспечить
свободный выход людей из вагона. Лучше
всего - сбоку от дверей, не залезая на
дверной проём.
Люди вышли? Работаем дальше.
Нет ничего хуже инфантила, вошедшего
в вагон и остановившегося осмотреться.
Удивительно, но такое впечатление, что
он не помнит о присутствии людей за его
спиной.
Ты действуй по-другому. Ещё до входа
в вагон, через окна, определи, куда пойдёшь
(и желательно пойти так, чтобы не перекрывать
проход людям; то есть стоишь слева от
двери - ищи, где сесть/стать именно слева
и наоборот).
Следующий вариант проведения эксперимента
в метро - не скапливаться у дверей. Как
по мне, это очень странно выглядит - в
середине вагона есть места, а в него не
войти.
А всё потому, что инфантилы не могут
пройти глубже, ибо им выходить через пять
остановок.
Нормальные взрослые люди проходят вглубь,
если им надо проехать больше одной остановки.
В конце концов, это комфортнее.
Наконец, при переходе с ветки на ветку,
обращай внимание на надписи в переходах
и коридорах. Иди там, где проход разрешён.
Строители метро рассчитывали, что разные
потоки будут идти по разным туннелям
и переходам и это ускорит передвижение
людей. Понятное дело, инфантилы думать
не умеют и прутся, куда им ближе.
А ты не поддавайся на эту провокацию
и идёт туда, куда можно. Так, во- первых,
правильнее (помнишь про этот эксперимент?),
а, во-вторых, приятнее.
Как это можно использовать не в метро?
Легко!
Например, уборщица убирается в твоём
офисе. Ты всегда с ней здороваешься? А
стремишься ли ты обойти уже вымытую часть
пола, чтобы ей не пришлось перемывать
за тобой?
А с дворником здороваешься? А с продавщицами
в магазине?
Они тоже люди, замечай их и проявляй
уважение к их труду.
Техника
безопасности проста: если очень торопишься,
делай, как знаешь. В остальных случаях
- следуй инструкции этого эксперимента.
Шаг двенадцатый
Как я уже говорил, ответственность -
это очень страшное наказание для инфантила.
Поэтому он пытается сбежать от неё, где
только можно.
Позволь пример. Сижу у коллеги в гостях,
на его рабочем месте. Работает он кадровиком
(сейчас модно эту должность называть
«эйч-ар»). Без трёх минут два коллега говорит,
что в три у него встреча с соискателем
и просит меня переждать за соседним столом.
Я, разумеется, соглашаюсь.
В 14.00 никто не пришёл. В 14.05 тоже. И в 14.10,
и в 14.15. Соискатель появился только в 14.18.
Когда мой коллега спросил, в чём причина
такого опоздания, соискатель пожал плечами
- «так получилось». Разумеется, его не
приняли.
Когда я спросил коллегу (так, из любопытства)
почему он отказал парню, тот ответил вопросом:
«А зачем мне человек, который не умеет
отвечать за себя?».
По словам коллеги, если бы соискатель
сказал просто, мол, я не правильно рассчитал
время, то его продолжали рассматривать
как потенциального сотрудника. Потому
что такой ответ говорит - человек может
брать на себя ответственность.
Так и наш эксперимент направлен на признание
своей ответственности. Называется он «Это всё я».
Инструкция:
на ближайшую неделю максимально часто
в речи используй конструкции, которые
говорят о том, что ты берёшь на себя ответственность.
Например, в место «Ура, получилось!» восклицай
«Ура, я справился!».
Если жена попросила тебя что-то купить,
а ты забыл, то вместо отмазки «не было
времени» признайся честно - «я забыл».
Если времени было действительно в обрез,
скажи - «я неправильно спланировал свой
день».
Если ты опоздал, то вместо перекладывания
ответственности на пробки, скажи «я слишком
поздно выехал».
Ну и так далее, в том же духе.
Техника
безопасности - только в рамках здравого
смысла. Брать на себя чужое - не надо. Отвечай
только за то, что сделал ты.
Промежуточные итоги
Итак, шагов двенадцать - если делать
по одному в неделю, то получится как раз
три месяца. Три месяца на то, чтобы двигаясь
по шагу в неделю, повзрослеть.
Возьмёшься?
Вот ещё отзыв девушки, тестировавшей
эту книгу (тогда она была дистанционным
курсом), тебе для вдохновения.
«Я стала больше думать) То есть стала
больше анализировать себя. Появляется
какая-то эмоция. А следом за ней почти
всегда (если эмоция негативная), появляется
мысль «а почему я это чувствую?». И вроде
как это помогает разобраться в себе.
Запомнилось упражнение, где нужно было
отслеживать отношение ко всему новому.
Очень ярко помню свои эмоции, когда мне
что-то не нравилось, но я продолжала с
экспериментальной целью. Через некоторое
время занятие начинало нравиться. Сейчас
думаю: как теперь побороть себя и сделать
что-то новое уже без эксперимента.
Чувствую, что остались моменты, над которыми
стоит еще работать. Желательно или все-таки
обязательно наличие некого наставника
при работе над этими (и нетолько) моментами?
Павел, большое спасибо за курс!! Он был
очень полезным, я считаю. Привнес много
нового в мою жизнь и жизнь окружающих».
Надежда, логист, 30 лет.
За работу!
Часть 2. КАК ДЕЛАЮТ ИНФАНТИЛОВ
Самое главное я рассказал. В принципе,
можно отложить книгу на три месяца, пока
не будут выполнены все эксперименты.
Но если интересно сначала всё прочитать,
то - переходим к теории.
Возможно, стоило сначала дать теорию,
а уже потом рассказывать про пути изменения.
Но я хотел другого - я хотел, чтобы ты
сначала попробовал (или хотя бы прочитал)
мои эксперименты. Мне это действительно
важно.
Почему так - познакомившись с экспериментами
и сопровождавшей их информацией, ты лучше
знаешь тему. И поэтому теория будет ложиться
на хорошо удобренную почву.
Теперь, когда вся практика дана, мы не
торопясь разберёмся в том, как инфантил
появляется. Что способствует его появлению,
что могло бы помешать, что зависит от
родителей, а что - от общества в целом.
Конечно, самое главное я уже рассказал
в первой части. Сейчас мы просто копнём
глубже.
Разумеется, не просто так, а для дела.
После этого изучения тебе будет ещё легче
отслеживать в себе проявления инфантилизма
и выдавливать их по капле.
Приступим.
Инфантилизм, как мы помним, это сохранение
в психике и поведении взрослого человека
черт ребёнка.
Причём не таких полезных и хороших черт,
как адресность эмоций или любопытство.
Речь идёт о несамостоятельности, неумении
видеть дальше своего носа и огромном
эгоцентризме.
Возникает вопрос - как получилось так,
что из здорового ребёнка вырос инфантил?
Ответ прост - неправильное воспитание.
Здесь есть две больших зоны:
1. Поведение родителей.
2. «Поведение» общества.
Начнём с родителей.
Как родители делают инфантилов
Безумная в своей простоте мысль - дети
не могут объяснить родителям, как
воспитывать правильно. Просто потому,
что они - дети. Это задача
родителей - воспитывать детей правильно.
В нашем случае «правильно» - это шаг
за шагом давать ребёнку всё больше самостоятельности.
Получается это у родителей? Ну, как сказать...
Вот два примера, которые я видел лично.
Пример
№1.
• Корпоративный праздник. Сыновьям
сотрудников (мальчишки лет восьми-десяти)
дали возможность поиграть в пейнтбол.
Их экипировали, проинструктировали, разделили
на команды и выпустили на поле. Мамы остались
за сеткой, зрителями. Одну команду увели
на дальний край площадки, а вторая осталась
недалеко от входа, сгрудившись за укреплением.
Именно сгрудившись, то есть кучно. Понятно,
что это ошибка - если противник перейдёт
в атаку, он перестреляет мальцов, как
перепелов. И вот мамы начали детей поучать:
«Быстро разойдитесь!», «Спрячься вон
там!», «Забегите туда»». Разумеется, мамы
советовали из лучших побуждений, разумеется,
разумеется, разумеется. Но давайте будем
честными - такое поведение не позволяет
ребёнку получить свой опыт, исследовать
мир самому, набивать свои шишки. Не позволяет становиться
самостоятельным.
Пример
№2.
• Проведя тренинг в Иркутске, лечу в
Москву. Рядом со мной сидит мать с сыном
(ему примерно тринадцать лет, нормальный
подросток). Когда принесли еду, мать, прежде
чем развернуть завтрак себе, сделала
всё за сына. Можно подумать, без её вмешательства
он не смог бы сам разобраться с тем, как
открывать какую коробочку (что там открывать
- снял плёнку и ешь), и как орудовать вилкой.
Далее - приносят второй завтрак (йогурт,
кекс). Подросток уронил каплю себе на
майку. Кто вытирал эту каплю? Мама! Неужели
он сам бы не справился? Итого - мама забирает
у сына возможность проявить самостоятельность,
и он - не развивается. Спасибо маме.
Стратегия в обеих историях одна и та
же - не давать ребёнку получать его собственный
опыт.
Тем же самым занимаются отцы. Вместо
того чтобы дать ребёнку молоток и предложить
попробовать забить гвоздь, отец выгоняет
его «Тут опасно!». Кто бы спорил, надо
соизмерять уровень опасности и давать
ребёнку нагрузку по силам.
Но - давать!
Увы, очень многие родители вообще не
нагружают детей. Растят их в совершенно
тепличных, стерильных условиях. Чтобы
ни пылинки, ни соринки, ни микробинки...
Почему родители так делают?
Любовь. Это просто родительская любовь.
Родители хотят, чтобы ребёнку было хорошо,
и стараются из всех сил. Увы, это как раз
тот случай, когда дорога в ад вымощена
благими намерениями.