Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 15:58, лекция
Краткое описание
Инфантилизм - это сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Это точное определение, можешь проверить в любом психологическом словаре. Что такое «особенности, присущие детскому возрасту»? Это несамостоятельность в решениях и действиях, требования заботы, плохая оценка отдалённых рисков, неумение сосредотачиваться и, наконец, некритичность к себе.
Родители должны (просто обязаны!) тем
дальше отпускать детей, чем взрослее
эти дети становятся.
Увы, не всем родителям это удаётся.
Особенно тяжело матерям. Оно и понятно
- она ребёнка выносила, выкормила, ночами
не спала. Как тут отпустишь?
Есть внешне безобидный речевой оборот
- матери часто говорят: «Мы заболели»,
«Мы пошли в детский сад», «Мы пошли в школу».
Знакомо? Это они о том, что произошло с
их детьми. В моей коллекции есть: «Мы окончили
школу», «Мы поступили в ВУЗ».
С трепетом жду: «Мы женились», «Мы пошли
в армии» и - конечно - «Мы родили ребёнка».
С трепетом - это, конечно, шутка. Но указанный
речевой оборот на самом деле - страшен.
Он наглядно показывает, как тяжело иной
матери отпустить ребёнка.
Почему так тяжело? Это называется - слияние.
Мать делает это не специально - такова
её природа. Для неё любить ребёнка значит
быть с ним единым целым.
И опять - благими намерениями...
Из-за такого слияния ребёнок научается
быть беспомощным. Думаю, ты знаешь о синдроме
выученной беспомощности? Так вот - это
он во всей красе.
А вот ещё проявление синдрома выученной
беспомощности.
Многие мои клиенты не знают, чего они
хотят. Не знают, какие занятия им интересны,
какая работа нравится, чем они хотят поужинать.
А всё потому, что у них нет нужного навыка.
Навыка различения.
В норме человек учится различать, что
для него плохо, что хорошо. Процесс этот
не быстрый, тут надо много-много времени
и опыта. И если родители держать ребёнка
подле себя, никуда не отпускают - такого
навыка нет. Всё, финита ля комедия. Добро
пожаловать на консультацию к хорошему
и дорогому психологу.
Подведём промежуточный итог.
Если родитель хочет, чтобы его ребёнок
развивался нормально, родитель обязан
давать ребёнку самостоятельность. Я настаиваю
- это обязанность родителя.
В конце концов, когда родители учили
малышей ходить, они их отпускали, чтобы
те сами шли. А с возрастом это простое
решение почему-то становится неочевидным.
Если ты родитель - вспомни об этом решении
и воплощай.
Слово в защиту родителей
Могло показаться, что я упрекаю наших
родителей, виню их в том, что они делали.
Ничуть.
Да, я показываю, где они ошиблись, но
в моих словах нет ни грамма упрёка. И если
ты в моих словах этот упрёк видишь, то
я могу тебя поздравить - это ещё один тест
на инфантилизм, и результаты теста положительны.
В тебе найден вирус инфантилизма.
Запомни раз и навсегда: родители всегда
хотели для тебя лучшей жизни, даже если
не очень-то это показывали. Если ты упрекаешь
своих родителей в том, что они тебя неправильно
растили, ты продолжаешь сидеть в детском
саду.
Прочитай и запомни - у наших родителей
не всегда хватало сил, мудрости, опыта,
чтобы воспитывать тебя правильно. Но
они в этом не виноваты. Они дали тебе жизнь,
и уже за это достойны уважения.
Если тебе кажется, что твой отец и твоя
мать могли вести себя по-другому, то давай
- сам начни вести себя по-другому. Ложись
спать до одиннадцати вечера, вставай
в шесть утра, делай зарядку, брось курить
и пить кофе, сядь на велосипед.
Сделай хоть что-нибудь из этого, и не
один раз, а постоянно и всегда. Если у
тебя получится, тогда ты можешь предъявлять
свои претензии родителям. Но у тебя, я
уверен, не получится.
Точно так же не получалось у твоих родителей.
Поэтому не требуй от них большего, чем
они могли тебе дать.
Да-да. Они дали тебе максимум из того,
что могли дать. Если бы могли дать больше
- дали бы.
Если у тебя есть свои дети, ты меня поймёшь.
Чтобы совсем лишить тебя иллюзий, я написал
«Пять фактов о родительстве». Изучай.
Пять фактов
о родительстве
Всё, описанное ниже — натуральные факты.
К ним можно относиться очень по разному,
но от этого они не перестанут быть фактами.
1. Родители
дали тебе жизнь. И это — навсегда.
Можно сколько угодно говорить, мол, я
не просил меня рожать. Можно доказывать,
что твоя жизнь плохая. Можно стенать о
тяжёлом детстве. Это не отменяет факта
— эти двое дали тебе жизнь.
Ты не обязан их благодарить, ты можешь
их не ругать — это всё равно не отменит
факта. Они дали тебе жизнь, и теперь ты
живёшь. Даже если ты убьёшь себя, факт
всё равно останется незыблем. Они ведь
и правда дали тебе жизнь.
2. Идеальных
родителей не существует. Каждый родитель
ошибается.
Не ошибается только тот, кто ничего не
делает. Родитель обязательно что-то делает.
Значит, он обязательно ошибётся.
Родителю приходится искать баланс между
своей жизнью и жизнью своего ребёнка.
Тебе хотелось играть, а отец приходил
после тяжёлого дня и хотел отдохнуть.
Когда-то он находил в себе силы и играл
с тобой, когда-то ошибался и гаркал на
тебя, чтобы ты отстал. Относись к этому
факту как хочешь, родитель и ошибка —
неразделимы.
3. Ты
всегда будешь их ребёнком. Даже после
их смерти.
Делай что хочешь, живи как хочешь, но
и этот факт ты не изменишь — ты всегда
будешь их ребёнком. Да, ты родился у этих
людей. Может быть, это было ужасной несправедливостью,
но это реальность. Факт остаётся неизменным
при любом к нему отношении.
Можно всю жизнь жаловаться на этих двоих,
у которых тебя угораздило родится, а можно
понять — это факт твоей жизни и жалобами
ты его не изменишь.
4. Родители
не могли быть лучше, чем они были. Если
бы могли — они бы стали лучше.
Можно упрекать своих родителей за то,
что они вели себя неправильно. Не играли
с тобой, не обнимали тебя, не поддерживали
тебя, не помогали тебе. Можно.
Просто помни — родитель не мог стать
лучше, чем был. Если думаешь, что могли
— сам стань лучше. Прямо с завтрашнего
дня. Начни делать зарядку, на максимуме.
Относись к
5. Борьба с родителями истощает
в первую очередь тебя.
Чем больше ты воюешь с родителями, тем
меньше ты живёшь своей жизнью. Ты смотришь
в прошлое, стоя спиной к будущему. Поэтому
ты и получаешь каждый раз по затылку.
Ты можешь продолжать смотреть в прошлое
и бороться с ним, это не отменит никаких
фактов.
Хочешь вывод?
Не будет вывода. Я не буду его делать
за тебя.
Как общество делает инфантилов
Про родителей, кажется, всё понятно.
Рассмотрим теперь, как инфантилов делает
общество.
Начнём с главного - определим, когда
же появляется инфантил.
Может показаться странным, но формирование
инфантильного человека хотя и начинается
в детстве, особенно активно идёт в подростковом
возрасте.
Другими словами, у подростка всегда
есть шанс перестать быть инфантилом,
даже если его родители всю жизнь продержали
за руку. Да-да, именно так. В подростковом
возрасте абсолютно у каждого есть шанс
повзрослеть. Шанс выдаётся самим ходом
развития человеческого организма и индивидуальности.
Пользуются шансом не все, но есть он
- у каждого. Посмотрим ближе.
В подростковом возрасте у каждого человека
есть три основные задачи Задачи подросткового возраста:
1. Научиться устанавливать контакты
с противоположным полом, завязывать и
выстраивать любовные отношения (первая
любовь, ухаживания, поцелуи).
2. Научиться самостоятельно обеспечивать
своё существование (зарабатывать и тратить
деньги, что покупать, кем работать).
3. Создать картину мира (хорошо/плохо,
дружба, вражда, политические убеждения,
этические принципы и нравственные ориентиры,
самосознание, свои ценности, Я-концепция).
Всё. Остальные задачи входят в эти три,
являются их подзадачами.
Очевидно, что если подросток в возрасте
«немного после четырнадцати лет» качественно
прорабатывает задачу «научиться самостоятельно
обеспечивать», то никакого инфантилизма
у него не будет. Ведь инфантилизм, как
мы помним, это в первую очередь неумение
самостоятельно обеспечивать себя.
А раз научился - вот и нет инфантила.
Есть нормальный взрослый человек. В теории
всё хорошо и гладко, но есть один нюанс.
Дело в том, что сам подростковый возраст
- явление не только возрастное (простите
за тавтологию), но ещё и социально-культурно-историческое.
Это удивительная для большинства новость,
но подросткового возраста не было аж
до девятнадцатого века.
Ни в одной стране мира не было. Кстати
сказать, и сейчас кое-где подросткового
возраста нет. Там человек сначала дитё,
потом снова дитё, потом ещё раз дитё, а
потом инициация - и взрослый (правда, хиловатый).
Речь идёт, понятно, о регионах, где общество
близко к родо-племенному строю.
Повторим - сам по себе возраст «от четырнадцати
до восемнадцати» присутствует у всех
без исключения представителей рода людского.
Но только в определённых обществах этот
возраст становится особенным и получает
название «трудного» или «переходного».
Только в определённых обществах.
Давай разберёмся, почему так происходит.
Дело в том, что в созревании человека
выделяются три направления (классик советской
возрастной психологии, настоящий гений,
Л.С. Выготский называл их точками созревания).
Направления такие: органическое, половое
и социальное созревания.
Органическое
созревание - это развитие мышц, мозга,
координации движений, речи и прочих процессов
организма за исключением половой сферы.
В итоге органического созревания получается
физически и психически полноценный (опять
же - за исключением половой сферы).
Половое
созревание - это развитие первичных
и вторичных половых признаков, овуляции,
менструации, поллюции и прочие сопутствующие
процессы. В итоге получается человек,
способный к размножению.
Да, половое созревание является частью
созревания органического, но оно настолько
важно, что его выделяют в отдельное направление.
Возможно, методологически это не очень
правильно, но наглядности способствует
весьма.
Социальное
созревание - это усвоение норм и правил
данного общества, получение прав и обязанностей,
умение в нём жить, находить своё место,
встраиваться в ткань общественных отношений,
быть полноценным членом общества.
До девятнадцатого века две из трёх линий
шли в одном темпе, а третья выбивалась.
Разумеется, речь идёт о линии органического
созревания. Ведь формирование организма
полностью заканчивается к двадцати пяти
годам. А вот рожать и быть «субъектом
общественных отношений» можно в четырнадцать
лет.
Чего далеко ходить - возьмём известнейшую
пару. Ромео и Джульетта. Сколько им было?
Про Ромео точных данных нет, а вот по Джульетте
всё предельно ясно - без двух недель четырнадцать
лет (разговор леди Капулетти и кормилицы).
Даже нет четырнадцати, а она уже вполне
себе самостоятельный человек. Не говоря
уже о Ромео, который предположительно
всего на два года старше. У него уже есть
шпага, она участвует в поединках и убивает
врагов...
По нашим представлениям, он - совсем
ещё мальчишка. А по тогдашним - нормальный
молодой мужчина.
Кстати, Добрыня Никитич из русских былин
тоже был не бородатым дядькой ближе к
сорока, а совсем юнцом, младше Ромео. В
самой известной былине о бое со Змеем
Горынычем (где он «Отшиб змеишшу тридцать хоботов»)
удалому богатырю всего пятнадцать лет («Стал Добрынюшка
на возрасте, / Стал на возрасте — пятнадцать
лет»).
Вот так. Всего пятнадцать лет - а Змея
Горыныча победил, красну девицу освободил,
князю на глаза приглянулся.
Понятно, что и Ромео, и Добрыня персонажи
условно реальные. В данном случае важно
то, что они известны, узнаваемы и предельно
точно отражают положение пятнадцатилетних
в то время.
Кстати, для сомневающихся. Человеческое
прошлое хорошо изучено по тем племенам,
которые до сих пор находятся в каменном
веке (а таких, как это ни странно, ещё хватает
для изучения). Учёные-этнографы изучают
их жизнь, и оказывается, что всё изученное
замечательно увязывается с той информацией
из прошлого, которую до нас доносят письменные
или устные источники.
Проще говоря - так всё и было. В пятнадцать-шестнадцать
лет человек был вполне деятельным и мог
хоть на войну, хоть в брак, хоть куда.
Как же получилось так, что сейчас в шестнадцать
лет человек - ещё не взрослый? Что изменилось?
Приготовься! Сейчас будет ответ на вопрос,
как общество растит инфантилов.
Изменилась скорость созревания по социальной
линии. Ромео в социальном созревании
и в половом шёл с одинаковой скоростью.
Он получал все права и сопутствующие
обязанности одновременно с половым созреванием.
Ну, или наоборот. Половое созревание случалось
одновременно с получением прав и наложением
обязанностей.
А его теперешний сверстник в свои шестнадцать
лет в социальном плане - обычный школьник.
Или студент. В любом случае - учащийся.
Он полностью зависим от родителей, потому
что они его содержат.
Он не приносит пользу обществу, а является
(по факту) инвестиционным проектом. Общество
его содержит, обучает, вкладывается в
него. Отдача будет - но потом.
Он потребитель без производства. То
есть - «содержант» (забавный неологизм,
верно?).
Получается странно - человек учится,
это правильное и полезное дело, но оказывается,
что оно ведёт к инфантилизму. Как так?
Что за парадокс?
А парадокс простой - подросток не учиться
должен, а работать. Точнее, учиться через
работу.
Ему сейчас наиболее интересно - разобраться
с девочками (или с мальчиками, если мы
говорим о девочке), создать свою картину
мира и научиться себя обеспечивать.
Что из этого подросток может? Только
первые два пункта. А как же - третий? Вопрос...
Вот она - причина развития инфантилизма
в постиндустриальном обществе. Граница
активной трудозанятости отодвинута просто
неимоверно.
В переводе на русский это означает -
чем позже человек начинает активно работать,
тем больше у него шанс остаться инфантилом.
Справедливо и обратное - чем позже человек
начинает работать, тем у него больше шансов
остаться инфантилом.
Четырнадцать лет - это начало сензитивного
периода для усвоения умений самостоятельного
обеспечения своей жизни.
Сензитивный период - это период наибольшей
расположенности к усвоению и формированию
у человека определенных психологических
свойств и видов поведения. Так, от года
до двух сензитивный период к прямохождению.
От двух до шести - к речи.
Давно известно -дети-маугли, выращенные
животными, не могут нормально освоиться
в человеческом обществе. Более того, чем
раньше они попали к животным, тем меньше
шансов, что такие дети смогут освоить
язык и прямохождение. Просто - упущен
момент.
Так и у нас.
В четырнадцать лет подросток буквально
жаждет работать. Он рвётся, хочет, требует.
Он даже не сильно осознаёт своё желание
- за него это делает организм, его мозг.
Подросток готов и стремится к труду.