Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа
В детском творчестве находится ключ к пониманию взрослой психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Народное художественное творчество представляет собой специфическую область, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических, а также художественных жанров народного творчества.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы формирования этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста посредством фольклора……….7
1.1. Психологические особенности удмуртского этноса………………………………….. ……………………………………….7
1.2.Удмуртскй фольклор как средство формирования этнической особенности и культуры…………………………………………………………8
1.3.Воспитание этнической культуры у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………12
Вывод ……………………………………………………………………………16
Глава 2. Изучение влияния удмуртского фольклора на формирование этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста……..17
2.1. Организация исследования, методики…………………………………..17
2.2.Результаты исследования………………………………………………….18
2.2.1. Констатирующий этап…………………………………………………..18
2.2.2.Формирующий этап………………………………………………………21
2.2.3. Контрольный этап………………………………………………………23
Вывод ……………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...27
Литература………………………………………………………………………28
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Вывод по первой главе.
Таким образом, процесс формирования этнической культуры детей дошкольного возраста – процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Данная работа должна вестись систематически, планомерно и во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
17
Глава 2. Изучение влияния удмуртского фольклора на формирование этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста.
2.1. Организация исследования, методики.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, фольклор обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, и проведено наше исследование.
Целью экспериментальной
части исследования было
Задачи:
- учет возрастных особенностей
детей при отборе содержания,
темы занятий, задач
- обеспечение эмоционально-
- уважение к личности каждого ребенка.
В ходе исследования использовались такие методы и методики как, беседа, вопросы, наблюдение, эксперимент.
18
Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий этап, включающий диагностику имеющегося уровня этнической культуры детей; формирующий этап, заключающийся в апробировании на практике эффективности разработанной методики формирования этнической культуры
дошкольников; контрольный эксперимент, представляющий результаты диагностирования, эффективности проведенной работы, сопоставление и обобщение полученных результатов.
Эксперимент проводился на базе МДОУ ЦРР№ 56 г. Глазова с детьми 4-5лет в количестве 20 человек.
2.2 Результаты исследования.
2.2.1. Констатирующий этап.
Цель: выявить уровень этнической культуры детей четвертого-пятого года жизни.
Задачи:
1) проведение диагностической методики на выявление уровня этнической особенности и культуры как в контрольной, так и в экспериментальной группе;
2) обработка и интерпретация результатов.
Перед началом исследования группа была поделена на две подгруппы: контрольную и экспериментальную.
Для определения уровня этнической культуры детей в ходе констатирующего эксперимента предлагались задания, использовалась игровая мотивация (см. приложение 1). С этой же целью была составлена диагностическая карта.
19
Таблица 1
Особенности этнической культуры дошкольников в контрольной и экспериментальной группах.
ФИО Ребенка |
Теоретические знания |
Практические умения | |||||||||||||||||||||
Знание содержания сказок, былин, легенд |
Умение узнавать героев в произведениях |
Знание истории удмуртского костюма |
Знание народных игр, праздников, игрушек |
Знание удмуртского народно- |
Эмоционально- положительный отклик на красоту природы |
Использование фольклора в повседневной разговорной речи |
Физическое воспитание |
Трудовое воспитание |
Продуктивные виды деятельности | ||||||||||||||
Контрольная группа | |||||||||||||||||||||||
Даша |
+ |
+ |
+ |
-+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
-+ |
+в | |||||||||||||
Кирилл |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
-+ |
+ |
+в | |||||||||||||
Костя |
-+ |
-+ |
+ |
+ |
-+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
-с | |||||||||||||
Дима |
- |
- |
- |
-+ |
-+ |
-+ |
- |
- |
- |
-н | |||||||||||||
Антон |
+- |
-+ |
-+ |
+- |
- |
+ |
+- |
- |
-+ |
+-с | |||||||||||||
Настя |
- |
+ |
- |
-+ |
- |
-+ |
- |
- |
+ |
-+н | |||||||||||||
Витя |
- |
- |
- |
- |
- |
-+ |
-+ |
- |
- |
-н | |||||||||||||
Валерия |
-+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
-н | |||||||||||||
Сергей |
-+ |
-+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
-+с | |||||||||||||
Миша |
- |
-+ |
-+ |
- |
- |
-+ |
-+ |
-+ |
+ |
-+с | |||||||||||||
Экспериментальная группа | |||||||||||||||||||||||
Вадим |
+ |
+ |
+ |
+ |
-+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
-+в | |||||||||||||
Вова |
-+ |
-+ |
+ |
+ |
-+ |
- |
-+ |
+ |
-+ |
-+с | |||||||||||||
Максим |
-+ |
- |
- |
- |
-+ |
- |
- |
- |
- |
-н | |||||||||||||
Слава |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
-+ |
- |
-н | |||||||||||||
Оля |
+ |
-+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+в | |||||||||||||
Егор |
+ |
+ |
-+ |
+ |
+ |
-+ |
+ |
-+ |
-+ |
-+с | |||||||||||||
Саша |
- |
- |
- |
- |
-+ |
-+ |
- |
- |
- |
- | |||||||||||||
Никита |
-+ |
-+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |||||||||||||
Данил |
+ |
+ |
-+ |
-+ |
-+ |
+ |
+ |
+ |
-+ |
+ | |||||||||||||
Андрей |
+ |
-+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
-+ |
20
Критерии к диагностической карте
Высокий уровень
Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения. Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе c народными приметами и делать соответствующие умозаключения. Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры. Знает историю удмуртского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские). Имеет представление о народных промыслах и использует их элементы в своих работах.
Дети с высоким уровнем знания этнической культуры более коммуникабельны, легко вступают в контакт.
Средний уровень.
Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи. Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни. Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них. Знает удмуртские народные подвижные игры и умеет объяснять правила некоторых из них. Знает некоторые элементы удмуртского народного костюма и различает головные уборы. Имеет практические умения по работе с тестом, может сделать тряпичную куклу.
Дети с низким уровнем знания этнической культуры менее общительны, застенчивы. Не смотря на то, что имеют некоторые теоретические знания, боятся их применять на практике.
Низкий уровень.
Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи. Знает народные приметы. Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие. Знает 2-3 народные подвижные игры
21
и умеет объяснить правила к ним. Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью, изготовлении салатов.
Таким образом, мы определили уровень сформированности у дошкольников этнической культурой удмуртского народа.
Экспериментальная группа |
Уровень |
Контрольная группа |
Уровень |
Вадим |
Высокий |
Даша |
Высокий |
Вова |
Средний |
Кирилл |
Высокий |
Максим |
Низкий |
Костя |
Средний |
Слава |
Низкий |
Дима |
Низкий |
Оля |
Высокий |
Антон |
Средний |
Егор |
Средний |
Настя |
Низкий |
Саша |
Низкий |
Витя |
Низкий |
Никита |
Низкий |
Валерия |
Низкий |
Данил |
Средний |
Сергей |
Средний |
Андрей |
Высокий |
Миша |
Средний |
Затем мы провели анализ количественного распределения по уровням в обеих группах.
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий
3 (30%)
Средний
3 (30%)
Низкий
4 (40%)
2.2.2 Формирующий этап
Цель формирующего этапа:
разработать систему
Задачи формирующего этапа:
1) ознакомить детей
с элементами удмуртского
2) обучение детей наблюдению за природой (посредством включения в занятия народных примет, пословиц, поговорок, загадок);
22
3) эстетическое развитие дошкольников (посредством включения элементов народных промыслов ( лепки и др.) в занятия по труду).
Целенаправленно решать педагогические задачи по приобщению дошкольников к этнической культуре можно с помощью различных жанров фольклора. Приведем примерную программу проведения таких мероприятий (приложение 2). Экспериментальное обучение включалось в педагогический процесс дошкольного учреждения. В нем использовались общепринятые формы организации: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
Следует отметить следующие
особенности организации
1. При подборе поэтических
текстов (стихотворений,
описательного и созерцательного момента при ярко выраженной действительности.
3. Игры проводятся
со всей подгруппой
4. Каждый этап работы
следует рассматривать как
5. Занятия могут проводиться
разнообразно. Например, занятие можно
начать с вводной беседы, цель
которой - выяснить представления
и знания детей о теме занятия,
23
затрудняется с ответом, надо помочь ему пояснениями, уточнениями. Необходимо добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями и говорили при этом грамматически правильно.
2.2.3. Контрольный этап
В контрольном эксперименте были использованы те же виды заданий и средств наглядности, что и на констатирующем этапе, но детям предоставлялась большая самостоятельность при их выполнении.
Экспериментальная группа: дети обладают знаниями о традициях и обычаях, народных праздниках, пользуются пословицами и поговорками в повседневной речи. При рассматривании традиционных орнаментов, народных костюмов могут отличить удмуртский от других. В ходе эксперимента было отмечено повышение заинтересованности детей к истории Удмуртии, народным промыслам. При чтении народных сказок дети могут различать характеры героев, описать их действия и обстановку, аргументировано выделять положительных и отрицательных персонажей, что помогает развитию нравственно-эстетического восприятия мира.
Особенности этнической культуры дошкольников контрольной и экспериментальной группы.
ФИО Ребенка |
Теоретические знания |
Практические умения | |||||||||||||||||||||
Знание содержания сказок, былин, легенд |
Умение узнавать героев в произведениях |
Знание истории удмуртского костюма |
Знание народных игр, праздников, игрушек |
Знание удмуртского народно- |
Эмоционально- положительный отклик на красоту природы |
Использование фольклора в повседневной разговорной речи |
Физическое воспитание |
Трудовое воспитание |
Продуктивные виды деятельности | ||||||||||||||
Контрольная группа | |||||||||||||||||||||||
Даша |
+ |
+ |
+ |
-+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
-+ |
+ | |||||||||||||
Кирилл |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
-+ |
+ |
+ | |||||||||||||
Костя |
-+ |
-+ |
+ |
+ |
-+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- | |||||||||||||
Дима |
- |
- |
- |
-+ |
-+ |
-+ |
- |
- |
- |
- | |||||||||||||
Антон |
+- |
-+ |
-+ |
+- |
- |
+ |
+- |
- |
-+ |
+ | |||||||||||||
Настя |
- |
+ |
- |
-+ |
- |
-+ |
- |
- |
+ |
-+ | |||||||||||||
Витя |
- |
-+ |
- |
-+ |
-+ |
-+ |
-+ |
-+ |
-+ |
- | |||||||||||||
Валерия |
-+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |||||||||||||
Сергей |
-+ |
-+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
-+ | |||||||||||||
Миша |
-+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
-+ | |||||||||||||
Экспериментальная группа | |||||||||||||||||||||||
Вадим |
+ |
+ |
+ |
+ |
-+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
-+ | |||||||||||||
Вова |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
-+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
Максим |
-+ |
-+ |
-+ |
-+ |
-+ |
+ |
-+ |
+ |
-+ |
-+ | |||||||||||||
Слава |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
-+ |
- |
- | |||||||||||||
Оля |
+ |
-+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
Егор |
+ |
+ |
-+ |
+ |
+ |
-+ |
+ |
-+ |
-+ |
-+ | |||||||||||||
Саша |
- |
- |
- |
- |
-+ |
-+ |
- |
- |
- |
- | |||||||||||||
Никита |
-+ |
-+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |||||||||||||
Данил |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
-+ |
+ | |||||||||||||
Андрей |
+ |
-+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
-+ |