Удмуртский ольклор как средство формирования этниечской особенности и культуры детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

В детском творчестве находится ключ к пониманию взрослой психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Народное художественное творчество представляет собой специфическую область, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических, а также художественных жанров народного творчества.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы формирования этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста посредством фольклора……….7
1.1. Психологические особенности удмуртского этноса………………………………….. ……………………………………….7
1.2.Удмуртскй фольклор как средство формирования этнической особенности и культуры…………………………………………………………8
1.3.Воспитание этнической культуры у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………12
Вывод ……………………………………………………………………………16
Глава 2. Изучение влияния удмуртского фольклора на формирование этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста……..17
2.1. Организация исследования, методики…………………………………..17
2.2.Результаты исследования………………………………………………….18
2.2.1. Констатирующий этап…………………………………………………..18
2.2.2.Формирующий этап………………………………………………………21
2.2.3. Контрольный этап………………………………………………………23
Вывод ……………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...27
Литература………………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение  столетий выработанным и проверенным  народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Вывод по первой главе.

Таким образом, процесс формирования этнической культуры детей дошкольного возраста – процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Данная работа должна вестись систематически, планомерно и во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

 

 

 

 

 

17

Глава 2. Изучение влияния удмуртского фольклора  на формирование этнической особенности  и культуры у детей дошкольного  возраста.

2.1. Организация исследования, методики.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, фольклор обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, и проведено наше исследование.

 Целью экспериментальной   части исследования было доказать, что разные виды жанров удмуртского  фольклора, тематика которых охватывает  элементы этнической культуры, будет  способствовать  формированию  этнической  особенности и культуры удмуртского  народа.

Задачи:                                                                                                                                            1) выявить первоначальный уровень  ознакомления с удмуртской  этнической особенностью и культурой у детей  дошкольного детства;                                                                                                                                              2) создать и апробировать систему занятий по приобщению дошкольников к этнической культуре;                                                                                                                                         3) сравнить уровни знаний об этнической культуре после проведения серии занятий в контрольной и экспериментальной группе.                                                                                             В основу работы положены следующие принципы:

- учет возрастных особенностей  детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания  и обучения;

- обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

- уважение к личности  каждого ребенка.

 

В ходе исследования использовались такие методы и методики как, беседа, вопросы, наблюдение, эксперимент.

 

  

18

      Экспериментальная работа проходила в три этапа:  констатирующий этап, включающий диагностику имеющегося уровня этнической культуры детей; формирующий этап, заключающийся в апробировании на практике эффективности разработанной методики формирования этнической культуры

дошкольников; контрольный  эксперимент, представляющий результаты диагностирования, эффективности проведенной работы, сопоставление и обобщение полученных результатов.

 Эксперимент проводился  на базе МДОУ ЦРР№ 56 г. Глазова  с детьми 4-5лет в количестве 20 человек.

 

2.2 Результаты  исследования.

 

2.2.1. Констатирующий этап.

 

Цель: выявить уровень  этнической культуры детей четвертого-пятого года жизни.

Задачи:

1) проведение диагностической методики на выявление уровня этнической особенности и  культуры как в контрольной, так и в экспериментальной группе;

2) обработка и интерпретация  результатов.

Перед началом исследования группа была поделена на две подгруппы: контрольную  и экспериментальную.

Для определения уровня этнической культуры детей в ходе констатирующего  эксперимента предлагались задания, использовалась игровая мотивация (см. приложение 1). С этой же целью была составлена диагностическая карта.

                                                                                                                                 

 

 

 

19

Таблица 1

Особенности этнической культуры дошкольников в контрольной  и экспериментальной группах.

ФИО

Ребенка

Теоретические знания

Практические умения

 

Знание содержания сказок, былин, легенд

Умение узнавать героев в произведениях

Знание истории удмуртского  костюма

Знание народных игр, праздников, игрушек

Знание удмуртского народно-прикладного  искусства

Эмоционально- положительный отклик на красоту природы

Использование фольклора в повседневной разговорной речи

Физическое воспитание

Трудовое воспитание

Продуктивные виды деятельности

 

Контрольная группа

Даша

+

+

+

-+

+

+

+

+

-+

Кирилл

+

+

+

+

+

-

+

-+

+

Костя

-+

-+

+

+

-+

+

+

+

+

Дима

-

-

-

-+

-+

-+

-

-

-

Антон

+-

-+

-+

+-

-

+

+-

-

-+

+-с

Настя

-

+

-

-+

-

-+

-

-

+

-+н

Витя

-

-

-

-

-

-+

-+

-

-

Валерия

-+

-

+

-

-

-

-

-

-

Сергей

-+

-+

+

+

+

-

+

+

+

-+с

Миша

-

-+

-+

-

-

-+

-+

-+

+

-+с

 

Экспериментальная группа

Вадим

+

+

+

+

-+

+

+

+

+

-+в

Вова

-+

-+

+

+

-+

-

-+

+

-+

-+с

Максим

-+

-

-

-

-+

-

-

-

-

Слава

-

-

-

-

-

-

-

-+

-

Оля

+

-+

+

+

+

+

+

+

+

Егор

+

+

-+

+

+

-+

+

-+

-+

-+с

Саша

-

-

-

-+

-+

-

-

-

-

Никита

-+

-+

-

-

-

-

-

-

-

-

Данил

+

+

-+

-+

-+

+

+

+

-+

+

Андрей

+

-+

+

+

+

+

+

+

+

-+




 

20

Критерии к диагностической  карте

Высокий уровень

Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы  и поговорки, загадки, считалки, образные выражения. Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в  природе c народными приметами и  делать соответствующие умозаключения. Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры. Знает историю удмуртского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские). Имеет представление о народных промыслах и использует их элементы в своих работах.

     Дети с  высоким уровнем знания этнической культуры более коммуникабельны, легко вступают в контакт.

Средний уровень.

Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи. Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни. Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.  Знает удмуртские народные подвижные игры и умеет объяснять правила некоторых из них. Знает некоторые элементы удмуртского народного костюма и различает головные уборы. Имеет практические умения по работе с тестом, может сделать тряпичную куклу.

Дети с низким уровнем  знания этнической культуры менее общительны, застенчивы. Не смотря на то, что имеют некоторые теоретические знания, боятся их применять на практике.

Низкий уровень.

Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи. Знает народные приметы. Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие. Знает 2-3 народные подвижные игры

21

и умеет объяснить  правила к ним. Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью, изготовлении салатов.

   Таким образом, мы определили уровень сформированности у дошкольников этнической культурой удмуртского народа.

Экспериментальная  группа

Уровень

Контрольная группа

Уровень

Вадим

Высокий

Даша

Высокий

Вова

Средний

Кирилл

Высокий

Максим

Низкий

Костя

Средний

Слава

Низкий

Дима

Низкий

Оля

Высокий

Антон

Средний

Егор

Средний

Настя

Низкий

Саша

Низкий

Витя

Низкий

Никита

Низкий

Валерия

Низкий

Данил

Средний

Сергей

Средний

Андрей

Высокий

Миша

Средний


 

 

Затем мы провели  анализ количественного распределения  по уровням в обеих группах.

Уровни  Экспериментальная группа            Контрольная группа

Высокий            3         (30%)                                  2        (20%)

Средний            3         (30%)                                    4          (40%)

Низкий              4         (40%)                                    4          (40%)

2.2.2 Формирующий  этап

Цель формирующего этапа: разработать систему тематических занятий , способствующих приобщению дошкольников к этнической культуре удмуртов посредством  фольклора.

Задачи формирующего этапа:

1) ознакомить детей  с элементами удмуртского народного  творчества (фольклор, народные промыслы, элементы быта, обычаями и традициями  народных праздников), историей  Удмуртии, историей национального  костюма; 

2) обучение детей наблюдению за природой (посредством включения в занятия народных примет, пословиц, поговорок, загадок);

22

3) эстетическое развитие  дошкольников (посредством включения  элементов народных промыслов  ( лепки и др.) в занятия по  труду).

Целенаправленно решать педагогические задачи по приобщению дошкольников к этнической культуре можно с помощью различных жанров фольклора. Приведем примерную программу проведения таких мероприятий (приложение 2). Экспериментальное обучение включалось в педагогический процесс дошкольного учреждения. В нем использовались общепринятые формы организации: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Следует отметить следующие  особенности организации работы:

1. При подборе поэтических  текстов (стихотворений, загадок,  песенок) учитывались: простота и четкость ритма; краткость самого стихотворения и отдельных строк; простота и ясность знакомых детям образов; занимательность (интересная фабула, четкая сюжетная линия); отсутствие

описательного и созерцательного  момента при ярко выраженной действительности.

3. Игры проводятся  со всей подгруппой одновременно, в некоторых случаях (застенчивый,  неактивный ребенок) - индивидуально.

4. Каждый этап работы  следует рассматривать как промежуточный.  Результат работы: пересказ содержания  занятия (при низком уровне приобщенности к этнической культуре) или связный рассказ ребенка на ту же тему, что и занятие, со своими дополнениями информации, полученной от родителей (например, о бабушкиных вышитых рушниках или сорочках, хранящихся в семье, о колыбельной песне, которую пела мама и т.д.)

5. Занятия могут проводиться  разнообразно. Например, занятие можно  начать с вводной беседы, цель  которой - выяснить представления  и знания детей о теме занятия,  создать эмоциональный настрой  для лучшего восприятия информации. В своей речи воспитатель должен использовать как можно больше потешек о воде. Основной методический прием - вопросы воспитателя; они должны быть четкими, лаконичными. Если ребенок

23

затрудняется с ответом, надо помочь ему пояснениями, уточнениями. Необходимо добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями и говорили при этом грамматически правильно.

2.2.3. Контрольный  этап

         В контрольном эксперименте были использованы те же виды заданий и средств наглядности, что и на констатирующем этапе, но детям предоставлялась большая самостоятельность при их выполнении.

      Экспериментальная группа: дети обладают знаниями о традициях и обычаях, народных праздниках, пользуются пословицами и поговорками в повседневной речи. При рассматривании традиционных орнаментов, народных костюмов могут отличить удмуртский от других. В ходе эксперимента было отмечено повышение заинтересованности детей к истории Удмуртии, народным промыслам. При чтении народных сказок дети могут различать характеры героев, описать их действия и обстановку, аргументировано выделять положительных и отрицательных персонажей, что помогает развитию нравственно-эстетического восприятия мира.

                                                                                                                              Таблица 2

Особенности этнической культуры дошкольников контрольной  и экспериментальной группы.

ФИО

Ребенка

Теоретические знания

Практические умения

 

Знание содержания сказок, былин, легенд

Умение узнавать героев в произведениях

Знание истории удмуртского  костюма

Знание народных игр, праздников, игрушек

Знание удмуртского народно-прикладного  искусства

Эмоционально- положительный отклик на красоту природы

Использование фольклора в повседневной разговорной речи

Физическое воспитание

Трудовое воспитание

Продуктивные виды деятельности

 

Контрольная группа

Даша

+

+

+

-+

+

+

+

+

-+

+

Кирилл

+

+

+

+

+

-

+

-+

+

+

Костя

-+

-+

+

+

-+

+

+

+

+

-

Дима

-

-

-

-+

-+

-+

-

-

-

-

Антон

+-

-+

-+

+-

-

+

+-

-

-+

+

Настя

-

+

-

-+

-

-+

-

-

+

-+

Витя

-

-+

-

-+

-+

-+

-+

-+

-+

-

Валерия

-+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

Сергей

-+

-+

+

+

+

-

+

+

+

-+

Миша

-+

+

+

+

+

+

+

+

+

-+

 

Экспериментальная группа

Вадим

+

+

+

+

-+

+

+

+

+

-+

Вова

+

+

+

+

+

-+

+

+

+

+

Максим

-+

-+

-+

-+

-+

+

-+

+

-+

-+

Слава

-

-

-

-

-

-

-

-+

-

-

Оля

+

-+

+

+

+

+

+

+

+

+

Егор

+

+

-+

+

+

-+

+

-+

-+

-+

Саша

-

-

-

-+

-+

-

-

-

-

Никита

-+

-+

-

-

-

-

-

-

-

-

Данил

+

+

+

+

+

+

+

+

-+

+

Андрей

+

-+

+

+

+

+

+

+

+

-+

Информация о работе Удмуртский ольклор как средство формирования этниечской особенности и культуры детей дошкольного возраста