Удмуртский ольклор как средство формирования этниечской особенности и культуры детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

В детском творчестве находится ключ к пониманию взрослой психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Народное художественное творчество представляет собой специфическую область, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических, а также художественных жанров народного творчества.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы формирования этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста посредством фольклора……….7
1.1. Психологические особенности удмуртского этноса………………………………….. ……………………………………….7
1.2.Удмуртскй фольклор как средство формирования этнической особенности и культуры…………………………………………………………8
1.3.Воспитание этнической культуры у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………12
Вывод ……………………………………………………………………………16
Глава 2. Изучение влияния удмуртского фольклора на формирование этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста……..17
2.1. Организация исследования, методики…………………………………..17
2.2.Результаты исследования………………………………………………….18
2.2.1. Констатирующий этап…………………………………………………..18
2.2.2.Формирующий этап………………………………………………………21
2.2.3. Контрольный этап………………………………………………………23
Вывод ……………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...27
Литература………………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Содержание

 

     Введение…………………………………………………………………..3

 

     Глава 1.Теоретические основы  воспитания культуры речи

 

                  у детей   дошкольного возраста  посредством фольклора

 

                1.1. Понятие фольклора в психолого-педагогической

 

                 литературе …………...……………………………………...….…6

 

                1.2. Особенности воспитания культуры  речи детей………….....9

 

                1.3. Условия воспитания культуры  речи у детей дошкольного

 

                 возраста……………………………………………………….…..14

 

     Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по воспитанию 

 

                 культуры  речи у детей дошкольного  возраста

 

                2.1. Диагностика  уровня  культуры  речи детей дошкольного

 

                возраста…….............................................................................…...17

 

                2.2. Реализация  условий  по  воспитанию  культуры  речи 

 

                дошкольников…………….………………………………….…....20

 

                Заключение………………………………………………………..29

 

                Литература…………………………………………………….…..31

 

                Приложение

 

 

 

                

 

Введение

 

      Жизнь детей теснейшим образом  связана с жизнью взрослых, но  у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психологическими особенностями видение мира. Суждение  ребенка, как и его практическое мышление, имеет характер, прежде всего практически – чувственный. Чувственная природа организма ребенка – это первая связь, которая соединяет его с миром. Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые. Детская мысль на первых порах связана только с конкретными образами.

 

      Особенностями детской психики  определяется выбор поэтических  образов, весь состав детского  фольклора, художественного творчества. Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики.

 

      П.Г.Богатырев очень точно охарактеризовал  фольклорное произведение, сказав о нем как о «внеличном, существующем независимо от исполнителя». Замечательный русский филолог А.А. Потебня, определяя существо «народного» - фольклорного – творчества, заметил, что оно «возникает из памятных источников (т.е. при передаче из уст в уста, насколько хватит памяти), но непременно прошедших сквозь значительный слой народного понимания».     

 

       К народному творчеству как  средству языковой, выразительной  характеристики народа обращались  Даль В.И., Зеленин Д.К., Тиханов П., Молотилов А. и многие другие.

 

       В детском творчестве находится  ключ к пониманию взрослой  психологии, детских художественных  вкусов, детских творческих возможностей. Народное художественное творчество  представляет собой специфическую область, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических, а также художественных жанров народного творчества.

 

       Этим объясняется актуальность  выбранной темы курсовой работы  «Фольклор как средство воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста  ».

 

       Цель исследования: теоретически  обосновать и экспериментально  проверить условия влияния   фольклора на культуру речи  у дошкольников.

 

       Объектом исследования является  процесс воспитания культуры речи у детей  посредством фольклора.

 

        Предметом исследования служит  фольклор как средство формирования  культуры речи у дошкольников.

 

        Гипотеза исследования: воспитание  культуры речи у детей посредством  фольклора будет осуществляться более успешно при соблюдении условий процесса.

 

         В соответствии  с предметом,  целью, гипотезой исследования  были  определены  следующие задачи:

 

        1. Изучить  состояние  проблемы  воспитания  культуры  речи у  детей  посредством  фольклора  в психолого-педагогической  литературе  и  конкретизировать  понятие  фольклора  в  старшем  дошкольном  возрасте.

 

         2. Определить  особенности  влияния   фольклора на  воспитание  культуры  речи  у дошкольников.

 

         3. Определить критерии и условия воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста.

 

         4. Отобрать  и экспериментально  проверить условия воспитания  у детей   культуры  речи  посредством фольклора. 

 

         Для решения поставленных задач  и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение за игрой детей, статистические методы обработки данных.

 

Опытно-экспериментальная  база исследования: исследование проводилось  на базе МАДОУ детский сад № 51 «Жемчужина» города Тюмени.

 

Исследование  проводилось в три этапа.

 

Первый этап ( октябрь-ноябрь 2007 г.) – изучение и  анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.

 

 Второй  этап (декабрь 2007-январь 2008 г.) – проведение  и анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка и экспериментальная проверка условий воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

 

Третий этап (февраль 2008 г.) – анализ  эффективности  экспериментальной работы.

 

Научная новизна  исследования состоит в том, что воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста посредством фольклора рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; теоретически обоснованы перечень и содержание умений  детей-дошкольников; экспериментально обоснованы  условия воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в системе дошкольного образования. Результаты исследования могут быть использованы для уточнения требований образовательного стандарта дошкольного образования по работе, связанной с  развитием речи дошкольников, при проведении аттестации дошкольных учреждений.

 

Апробация и  внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе всех его этапов в МАДОУ детский сад № 51 «Жемчужина» г. Тюмени.

 

Структура и  объем курсовой работы: работа состоит  из введения, двух глав, заключения, литературы, включающего  26 наименований, приложения.

 

 

 

Заключение

 

      Проведенная работа с детьми  показала, что знакомство с произведениями народного художественного творчества оказывает глубокое воздействие на чувства детей. Они с большим вниманием слушают рассказы о народных умельцах, рисуют по сюжетам сказок, стремятся передать в аппликациях основные, характерные особенности узоров. Во многих детских песнях и играх воспроизводится время и событие, давно потерянные памятью народа.

 

      Народное художественное творчество  помогает не только этнографам  лучше понять жизнь, культуру, быт наших предков, но и детям,  которые только могут это представлять. Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят свое отражение производственно – хозяйственная деятельность, национально – психологические черты и социальной жизни народа. Любовь, уважение, гордость к народному художественному творчеству формируется у детей постепенно под влиянием окружающей атмосферы как в детском саду, так и в семье, и всей нашей действительности.

 

Это сложное  чувство возникает и развивается в процессе накопления знаний и представлений о природе родного края, о труде и взаимоотношениях людей. В доступной форме детям необходимо рассказывать об истоках народного художественного творчества.

 

      Через ознакомление и воспитание  народного творчества, дети знакомятся с трудом взрослых, научаются его уважать, обучаются простейшим умениям и навыкам; воспитывается интерес, самостоятельность, умение трудиться. Использование различных материалов, пособий, игрушек, картин, произведений народного художественного творчества помогает восприятию и воспроизведению наиболее ярких особенностей художественного  образа. Сочинение собственных сказок является деятельностью, доступной детям дошкольного возраста. Эту деятельность можно считать художественно-творческой, так как ее результатом являются сказки, отличающиеся оригинальностью и в некоторой степени новизной. Приобщение детей к народному художественному творчеству и его влияние сказывается в тех случаях, когда дети изображают тот мир, который известен им из народного творчества. Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по пропаганде народного творчества. К сожалению, при всех позитивных результатах, существует проблема набора и сохранения устойчивого контингента ребят более старшего возраста.

 

        Фундамент психофизического благополучия  ребенка, во многом определяющий  успешность его общего развития  закладывается в ранние годы. Наряду с поиском современных  моделей воспитания необходимо  возродить лучшие образцы народной  педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Наша работа экспериментально подтвердила следующие важные положения. Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации  воспитания с первых лет жизни ребенка. Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста. Третье: детям свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. 

 

      Чтобы ребенок мог заполнить  свободное время интересным и  содержательным делом, нужно с  раннего детства развивать у  него стремление к прекрасному,  воспитывать уважение к народным традициям, к культурным ценностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

     1. Аникин, В.П. Русское устное народное  творчество [Текст] : учеб для  

 

         вузов/ В.П.Аникиню-2-е изд., испр. и  доп. – М.: Высшая школа, 2004.- 

 

        735с.

 

     2. Баранникова, Е.  Обращение к истокам:  Фольклор  и развитие

 

         его  традиций  в  бурятской   детской  литературе  [Текст]  //

 

         Детская литература.- 1990. - №8. –с.4-7.

 

     3. Большакова, М. Фольклор в познавательном  развитии [Текст] //   

 

           Дошкольное воспитание.-2006.-№5.-с.46-49.    

 

     4. Буре, Р.С.  Воспитатель и дети [Текст] Р.С.Буре, Л.Ф.Островская. -М.:   

 

Просвещение, 1985.-143с.

 

     5.  Ветлугина, Н.А. Музыкальное  развитие ребенка [Текст] Н.А.Ветлугина  

 

          - М.: Просвещение, 1991.- 348с.

 

     6. Готовцев Г.А. Мифология и  фольклор [Текст]  Программа и  

 

         методические рекомендации - М.: Новая  школа, 1993.-219с.

 

     7. Диагностика в детском саду [Текст] / под ред. Е.А.Ничипоюк. –  Ростов-

 

         на-Дону:  Феникс, 2003.- 216с. 

 

     8. Жуковская, Р.И. Родной край [Текст]  Р.И.Жуковская. - М.:  

 

     Просвещение,1990.- 176с.

 

     9.  Зуева, Т.В. Русский фольклор [Текст] : учеб. для высш. учеб.   

 

          заведений/Т.В.Зуева, Б.П.Кирдан.- М.: Флинта: Наука, 2001.-400с.

 

    10.  Иванова, Н.П. Фольклор в развитии  игрового творчества   [Текст]  /   

 

         Н.П.Иванова, Г.А.Кривошеева, Г.М.Панова. – М.: Просвещение, 1990.

 

          -257с. 

 

    11. Круглов,  Ю.Г. Фольклорная практика [Текст] : пособие для студентов

 

          пед.ин-тов. / Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1989.- 128с. 

 

12.  Лазугин,  С.Г. Поэтика русского фольклора  [Текст] : учеб. для вузов / С.Г.Лазугин.  – М.: Высшая школа, 1989.-208с. 

 

13.  Мир детства.  Дошкольник [Текст] под ред. А.Г.Хрипковой. – М.: 

 

     Педагогика, 1979.-312с.

 

14. Назаров,  Л. Введение в песенный фольклор [Текст] // Народное 

 

     творчество - 2000.-№1. –с. 9-12.

 

15. Народное  искусство в воспитании детей  [Текст]: для педагогов 

Информация о работе Удмуртский ольклор как средство формирования этниечской особенности и культуры детей дошкольного возраста