Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа
В детском творчестве находится ключ к пониманию взрослой психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Народное художественное творчество представляет собой специфическую область, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических, а также художественных жанров народного творчества.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы формирования этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста посредством фольклора……….7
1.1. Психологические особенности удмуртского этноса………………………………….. ……………………………………….7
1.2.Удмуртскй фольклор как средство формирования этнической особенности и культуры…………………………………………………………8
1.3.Воспитание этнической культуры у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………12
Вывод ……………………………………………………………………………16
Глава 2. Изучение влияния удмуртского фольклора на формирование этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста……..17
2.1. Организация исследования, методики…………………………………..17
2.2.Результаты исследования………………………………………………….18
2.2.1. Констатирующий этап…………………………………………………..18
2.2.2.Формирующий этап………………………………………………………21
2.2.3. Контрольный этап………………………………………………………23
Вывод ……………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...27
Литература………………………………………………………………………28
Уровень сформированности у дошкольников этнической культуры удмуртского народа в экспериментальной группе повысился существенно, в контрольной - незначительно.
Количественный анализ показал следующие результаты.
Экспериментальная группа
Высокий 5 (50%)
Средний 2
(20%)
Низкий
3 (30%)
Для наглядности результаты представлены на диаграмме №1, диаграмме №2.
25
Диаграмма №2
Уровни этнической культуры в экспериментальной группе.
Диаграмма 2
Уровни этнической культуры в контрольной группе.
Вывод по второй главе.
Разработанная
нами методика показала свою
высокую практическую
* дети знают, любят и умеют играть в удмуртские народные игры;
* используют в активной речи удмуртский фольклор;
26
* умеют соотносить
увиденное в природе с
* принимают осмысленное
и активное участие в
* знают былинных и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства;
* знают историю
удмуртского костюма, его
*умеют различать изделия разных народных промыслов
27
Заключение
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Приобщение детей
к этнической культуре
2. Необычность и новизна,
разнообразие окружающего мира,
которые открываются детям с
помощью народных сказок, народного
фольклора, промыслов
3. Включение элементов
устного народного творчества
в процесс образования и
В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по теме занятия удалось решить следующие задачи: дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретенные навыки дети используют и в повседневной жизни - в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.
Гипотеза исследования доказана: процесс повышения этнической культуры посредством фольклора, способствует эффективному приобщению дошкольников к этнической культуре, попутно решая некоторые проблемы нравственно-эстетического воспитания и развития речи.
28
Список литературы.
1 Крысько В.Г., Этническая психология: Учеб. Пособие для студ. Высш.учеб. заведений. – М.: Издательскй центр «Академия», 2002.-320с.
2. Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю., Толковый словарь русского языка. 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка. Им.В.В.Виноградова. – 3-е издание., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.-944стр.
3.Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С., Этнография удмуртов: Учебное пособие по краеведению. – 2-еизд., перераб. и доп. – Ижевск: Удмуртия, 1997.- 248с.;ил.
4. История удмуртской литературы и культуры: Программа лекций для лицеев и гимназий/ Сост. А.С. Измайлова, Ф.С. Зуева. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. 20 с.
5. Удмуртские народные сказки/ Сост. А. Клабуков. Ижевск: Изд-во Удмуртгосиздат, 1948.
6. Яшин Д.А. Удмуртская народная сказка. Ижевск: Изд-во «Удмуртия», 1965.
7. www.job.ru
8. Большакова, М. Фольклор в познавательном развитии [Текст] // Дошкольное воспитание – 2006.-№5.-с.46-49.
9. Удмуртский фольклор: Песенки, потешки, считалки, дразнилки / Составитель Л.Н.Долганова. Ижевск, 1981;
10. Диагностика в детском саду [Текст] / под ред. Е.А.Ничипоюк. – Ростов-на-Дону: Феникс,2003.-216с.
11. Немов, Р.С. Психология [Текст] Р.С.Немов - М.: Владос, 2001.- Кн. 2: Психология образования. – 608.
12. Иванова, Н.П. Фольклор в развитии игрового творчества [Текст] / Н.П.Иванова, Г.А. Кривошеева, Г.М. Панова. – М.: Просвещение, 1990.-257.
13. Круглов, Ю.Г. Фольклорная практика [Текст] : пособие для студентов пед.ин-тов. / Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1989.- 128с.
14. Павлова, Л. Поэтика народных традиций
– детям [Текст] // Дошкольное воспитание.-2000.-№12.-с.68-
15. Народное искусство в воспитании детей [Текст]: для педагогов
дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей
художественных студий /под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Рос.педагог.
агентство, 1997.-425с.
16. Соломенникова О. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С.42-45
17. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. - М., 1977.
18. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1978.
К фольклорной поэзии относятся: былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные пародии), садистские стишки. Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рассказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, диалоговые граффити, загадки, скороговорки и некоторые другие. Существуют и письменные формы фольклора, такие как письма счастья, граффити, альбомы (например, песенники).
Гипотеза исследования: воспитание
культуры речи у детей
В соответствии с предметом, целью, гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы
воспитания культуры речи у
детей посредством фольклора
2. Определить особенности влияния фольклора на воспитание культуры речи у дошкольников.
3. Определить критерии и условия воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста.
4. Отобрать и экспериментально проверить условия воспитания у детей культуры речи посредством фольклора.
Для решения поставленных
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад № 51 «Жемчужина» города Тюмени.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап ( октябрь-ноябрь
2007 г.) – изучение и анализ литературы
по проблеме исследования; формулирование
и уточнение цели, гипотезы, задач,
составление плана
Второй этап (декабрь
2007-январь 2008 г.) – проведение и
анализ результатов
Третий этап (февраль 2008 г.) – анализ эффективности экспериментальной работы.
Научная новизна исследования
состоит в том, что воспитание
культуры речи у детей дошкольного
возраста посредством фольклора
рассматривается как
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе всех его этапов в МАДОУ детский сад № 51 «Жемчужина» г. Тюмени.
Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, включающего 26 наименований, приложения.
Глава 2. Удмуртский фольклор и его особенности.
2.1 Понятие фольклор
курсовая работа
Фольклор как средство воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста