Удмуртский ольклор как средство формирования этниечской особенности и культуры детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

В детском творчестве находится ключ к пониманию взрослой психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Народное художественное творчество представляет собой специфическую область, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических, а также художественных жанров народного творчества.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы формирования этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста посредством фольклора……….7
1.1. Психологические особенности удмуртского этноса………………………………….. ……………………………………….7
1.2.Удмуртскй фольклор как средство формирования этнической особенности и культуры…………………………………………………………8
1.3.Воспитание этнической культуры у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………12
Вывод ……………………………………………………………………………16
Глава 2. Изучение влияния удмуртского фольклора на формирование этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста……..17
2.1. Организация исследования, методики…………………………………..17
2.2.Результаты исследования………………………………………………….18
2.2.1. Констатирующий этап…………………………………………………..18
2.2.2.Формирующий этап………………………………………………………21
2.2.3. Контрольный этап………………………………………………………23
Вывод ……………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...27
Литература………………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)



 

Уровень сформированности у  дошкольников  этнической культуры  удмуртского народа в экспериментальной группе повысился существенно, в контрольной - незначительно.

Количественный анализ показал следующие результаты.

                Экспериментальная группа             Контрольная группа

Высокий 5   (50%)                                                 3(50%) 

Средний 2          (20%)                                                 4(40%) 

Низкий        3         (30%)                                                 3(30%)

Для наглядности результаты представлены на диаграмме №1, диаграмме №2.

                                                                                        

 

 

25

Диаграмма №2

Уровни этнической культуры в экспериментальной группе.

                            

 

 

Диаграмма 2

Уровни этнической культуры в контрольной группе.

 

 

Вывод по второй главе.

 

      Разработанная  нами методика показала свою  высокую практическую значимость  в работе с детьми:

* дети знают, любят  и умеют играть в удмуртские  народные игры;

* используют в активной речи удмуртский  фольклор;

26

* умеют соотносить  увиденное в природе с народными  приметами; 

* принимают осмысленное  и активное участие в проведении  народных праздников;

* знают былинных и  сказочных героев, узнают их в  произведениях изобразительного искусства;

* знают историю   удмуртского  костюма, его элементы, умеют объяснить значение украшения  костюма; 

*умеют различать изделия  разных народных промыслов

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

 

Заключение

 

      В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Приобщение детей  к этнической культуре открывает  им удивительный, прекрасный мир,  что стимулирует активно-познавательное  и эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.

2. Необычность и новизна,  разнообразие окружающего мира, которые открываются детям с  помощью народных сказок, народного  фольклора, промыслов способствуют  эмоциональному воздействию на  ребенка, вызывают его удивление,  желание больше узнать, побуждают к передаче чувств и мыслей посредством участия в праздниках и развлечениях.

3. Включение элементов  устного народного творчества  в процесс образования и воспитания  дошкольников дает возможность  не только для развития речевой  выразительности, но и развивает мнемонические процессы, открывает дорогу к творческим проявлениям, наблюдательности, обогащению и активизации словаря, внутренней раскованности.

В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по теме занятия удалось решить следующие задачи: дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретенные навыки дети используют и в повседневной жизни - в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.

Гипотеза исследования доказана:   процесс повышения  этнической культуры посредством фольклора, способствует эффективному приобщению дошкольников к этнической культуре, попутно решая некоторые проблемы нравственно-эстетического воспитания и развития речи.

 

 

 

28

Список литературы.

1 Крысько В.Г., Этническая психология: Учеб. Пособие для студ. Высш.учеб. заведений. – М.: Издательскй центр «Академия», 2002.-320с.

2. Ожегов С.И. и Шведов  Н.Ю., Толковый словарь русского языка. 80000  слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка. Им.В.В.Виноградова. – 3-е издание., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.-944стр.

3.Владыкин В.Е., Христолюбова  Л.С., Этнография удмуртов: Учебное пособие по краеведению. – 2-еизд., перераб. и доп. – Ижевск: Удмуртия, 1997.- 248с.;ил.

4. История удмуртской литературы и культуры: Программа лекций для лицеев и гимназий/ Сост. А.С. Измайлова, Ф.С. Зуева. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. 20 с.

5. Удмуртские народные сказки/ Сост. А. Клабуков. Ижевск: Изд-во Удмуртгосиздат, 1948.

     6.   Яшин Д.А. Удмуртская народная сказка. Ижевск: Изд-во «Удмуртия», 1965.

    7.  www.job.ru

8. Большакова, М. Фольклор в познавательном развитии [Текст] //  Дошкольное воспитание – 2006.-№5.-с.46-49. 

9. Удмуртский фольклор: Песенки, потешки, считалки, дразнилки / Составитель Л.Н.Долганова. Ижевск, 1981;

10. Диагностика в детском саду [Текст] / под ред. Е.А.Ничипоюк. – Ростов-на-Дону: Феникс,2003.-216с.

11. Немов, Р.С. Психология [Текст] Р.С.Немов - М.: Владос, 2001.- Кн. 2: Психология образования. – 608. 

 

 

 

 

12. Иванова, Н.П. Фольклор в развитии игрового творчества   [Текст]  /  Н.П.Иванова, Г.А. Кривошеева, Г.М. Панова. – М.: Просвещение, 1990.-257. 

13. Круглов, Ю.Г. Фольклорная практика [Текст] : пособие для студентов пед.ин-тов. / Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1989.- 128с.

14. Павлова, Л. Поэтика народных традиций – детям [Текст] // Дошкольное воспитание.-2000.-№12.-с.68-75.

15. Народное искусство  в воспитании детей [Текст]: для  педагогов 

 

дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей 

 

 художественных студий /под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Рос.педагог. 

 

агентство, 1997.-425с.

 

16. Соломенникова О. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С.42-45

17. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. - М., 1977.

 

18. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1978.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К фольклорной поэзии относятся: былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские  стихотворные песни (стихотворные пародии), садистские стишки. Фольклорная проза  опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рассказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, диалоговые граффити, загадки, скороговорки и некоторые другие. Существуют и письменные формы фольклора, такие как письма счастья, граффити, альбомы (например, песенники).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Гипотеза исследования: воспитание  культуры речи у детей посредством  фольклора будет осуществляться  более успешно при соблюдении  условий процесса.

 

         В соответствии  с предметом,  целью, гипотезой исследования  были  определены  следующие задачи:

 

        1. Изучить  состояние  проблемы  воспитания  культуры  речи у  детей  посредством  фольклора   в психолого-педагогической  литературе  и  конкретизировать  понятие   фольклора  в  старшем   дошкольном  возрасте.

 

         2. Определить  особенности  влияния   фольклора на  воспитание  культуры  речи  у дошкольников.

 

         3. Определить критерии и условия  воспитания культуры речи у  детей дошкольного возраста.

 

         4. Отобрать  и экспериментально  проверить условия воспитания у детей   культуры  речи  посредством фольклора. 

 

         Для решения поставленных задач  и проверки гипотезы были использованы  следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение  психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение за игрой детей, статистические методы обработки данных.

 

Опытно-экспериментальная  база исследования: исследование проводилось  на базе МАДОУ детский сад № 51 «Жемчужина» города Тюмени.

 

Исследование проводилось  в три этапа.

 

Первый этап ( октябрь-ноябрь 2007 г.) – изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.

 

 Второй этап (декабрь  2007-январь 2008 г.) – проведение и  анализ результатов констатирующего  эксперимента, разработка и экспериментальная  проверка условий воспитания  культуры речи у детей старшего  дошкольного возраста.

 

Третий этап (февраль 2008 г.) – анализ  эффективности  экспериментальной работы.

 

Научная новизна исследования состоит в том, что воспитание культуры речи у детей дошкольного  возраста посредством фольклора  рассматривается как самостоятельная  исследовательская проблема; теоретически обоснованы перечень и содержание умений  детей-дошкольников; экспериментально обоснованы  условия воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в системе дошкольного образования. Результаты исследования могут быть использованы для уточнения требований образовательного стандарта дошкольного образования по работе, связанной с  развитием речи дошкольников, при проведении аттестации дошкольных учреждений.

 

Апробация и внедрение  результатов исследования осуществлялись в ходе всех его этапов в МАДОУ  детский сад № 51 «Жемчужина» г. Тюмени.

 

Структура и объем  курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, включающего  26 наименований, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Удмуртский фольклор и его особенности.

2.1 Понятие  фольклор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

курсовая работа

 

Фольклор как  средство воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста

 

 

 

 

Информация о работе Удмуртский ольклор как средство формирования этниечской особенности и культуры детей дошкольного возраста