Урок как форма организации обучения психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 13:31, контрольная работа

Краткое описание

Уроки изучения нового материала. Целью данного типа уроков является овладение учащимися новым материалом путем разъяснения нового материала учителем, упорядочения и закрепления ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая уже пройденный материал, не опираясь на него и не применяя его.

Вложенные файлы: 1 файл

теория обучения.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Под влиянием длительных или сильных физических заболеваний или нагрузок, а также в результате получения какого-либо увечья в организме наступает так называемый физиологический стресс.

Неблагоприятные морально-психологичеекие факторы  способны вызвать стресс психологический. Причем в зависимости от типа воздействия психологический стресс можно, в свою очередь, разделить на информационный и эмоциональный.

Если человек  не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс.

Эмоциональный стресс появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т. п.

-  В своем  развитии стресс проходит три стадии. Давайте рассмотрим их. Например, вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Вы испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не понимают суть вопросов контрольной или вовсе не могут начать писать. Это первая стадия - стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовится действовать.

Но вот  первая тревога прошла, и вы приступаете  к выполнению задания. Ситуация продолжает оставаться напряженной, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние ресурсы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия, стадия стабилизации. Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряженно, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.

Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает  третья стадия - стадия истощения. Представьте себе ситуацию, что контрольные работы вы должны писать на каждом занятии в течение всего дня. Уже к концу этого дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут изменять вам. Будет больше ошибок, а результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность его различным заболеваниям, и как итог - наступает болезнь. В крайних случаях за стадией истощения, если ситуация слишком экстремальная, может наступить смерть.

 

  «Стадии развития стресса» с изображением трех стадий развития стресса:

  1. Стадия тревоги.
  2. Стадия стабилизации.
  3. Стадия истощения.

5. Дискуссия «Стресс — это хорошо или плохо?»

Теперь, когда  вы познакомились с закономерностями развития стресса, я хочу задать вам такой вопрос: как вы думаете, стресс— это хорошо или плохо?

(Проводится  групповая дискуссия по заданному  вопросу. В ходе дискуссии используются  доска или лист ватмана, разделенные пополам. На одной половине выписываются плюсы, на другой — минусы стресса. Ведущему необходимо подвести учащихся к выводу о том, что необходимо использовать положительные моменты, которые дает нам стресс, например высокая работоспособность, всплеск умственной и физической энергии, мобилизация всех психических и физических функций организма. Однако следует научиться справляться с тревогой на первой стадии развития стресса и, что особенно важно, не допускать доведения организма до третьей стадии — стадии истощения).

6. Итоговый круг «Интересное - полезное»

Очень хорошо. Вы замечательно поработали. Теперь давайте  все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось  интересным и полезным. А может  быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты-минуту или просто сказать несколько слов.

 

 

 

 

 

1.8. Контрольное задание

Приведите примеры из книг и кинофильмов, где герои действуют в условиях особой опасности и совершают поступки, которые обычно не под силу нормальному человеку в спокойной обстановке. Проанализируйте также, что происходит с героями в этой стрессовой ситуации, как они действуют в ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет и задачи дидактики

Дидактика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Дидактика (от греч. «didaktikos»  — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая  проблемы обучения и образования.

Предмет и задачи  дидактики  :

   В современном  понимании дидактика представляет  собой  важнейшую отрасль    научного знания , которая изучает и исследует проблемы образования и   обучения .

            Дидактика – теоретическая и  одновременно нормативно-прикладная

   наука.

   Дидактика  – отрасль педагогики , изучающая  вопросы теории образования и    обучения .

   Обучение  – целенаправленный процесс взаимодействия  учителя и учащихся , в    ходе которого происходит усвоение новых знаний , умений , навыков ,   осуществляется воспитание и развитие   учащихся.

   Образование  - та сторона  воспитания , которая включает в себя систему

   культурных  и научных ценностей , накопленных  человечеством.

           Дидактика отвечает на вопросы  :

               -  чему учить?

               -  как учить?

               -  где учить?

               -  в каких организационных формах?

           Основные понятия дидактики :

                Учебный процесс

                Принципы обучения

                Методы обучения

               Содержание образования

Формы организации  учебной работы   и др.

   Мысли  об обучении издавна высказывались выдающимися учёными и философами   прошлого ( Сократом , Демокритом , Платоном ,Аристотелем )

   Впервые  в истории педагогической мысли  теорию обучения  как систему

   научных  знаний , как педагогическую науку  , разработал  Ян Амос Коменский.

   На основе философских размышлений , теоретического анализа опыта

   работы  школ того времени он написал  свой знаменитый труд « Великая

   Дидактика  » (1657).

   Крупный  вклад  в развитие теории  обучения  внесли педагогические  и

   психологические работы  П.П.Блонского , С.Т.Шацкого , Л.С.Выготского.

   Существенно  обогатили теорию  начального  обучения психолого-

   педагогические  исследования  В.Давыдова , Д.Б.Эльконина - о возрастных

   возможностях  усвоения знаний  ,  Л.В.Занкова  - о путях формирования

   общего  уровня развития младших школьников  , П.Я.Гальперина - о

   формировании  умственных способностей  .   

                  Задачи дидактики на современном этапе:

1. Воспитывающее  влияние обучения на формирование  нравственных и волевых   качеств личности

                    2. Формирование  познавательной  активности  и

                       самостоятельности

                    3. Активизация общего уровня развития  младших школьников

                    4. Развитие и формирование умственных способностей

                    5. Проблемный характер изложения  учебного материала

                    6. Индивидуализация и дифференциация  обучения

                    7. Демократизация и гуманизация  обучения

                    8. Межпредметная связь , опора на жизненный опыт

                       учащихся

                    9. Программирование и компьютеризация обучения

                   10. Работа с одарёнными детьми

                   11. Формирование личностных взаимоотношений  , высокая

                       культура общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М., 1989.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1991.
  3. Грин А . Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. М. Вита-пресс, 1999 г.
  4. Пидкасистый П.И. Педагогика М. РПА, 1995 г.
  5. Оконь В. Введение в общую дидактику.-М., 1990
  6. Куписевич Ч. Основы общей дидактики.- М.,1986.
  7. Харламов И.Ф. Педагогика. М. Высшая школа, 1990 г.
  8. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М. 1999 г
  9. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.М., 1991.
  10. сайт GOOGLE. RU

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Урок как форма организации обучения психологии