Нетрадиционные форм обучения на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель:
освещение современного накопленного опыта использования нетрадиционных уроков истории в школе.
Для реализации данной цели предусмотрено решение следующих исследовательских задач:
раскрыть понятие и основные характеристики нетрадиционных форм обучения;
рассмотреть нетрадиционные уроки как новы тип уроков;
описать классификацию исторических игр;
проанализировать методическую организацию исторических игр и основные этапы их организации;
выявить классификацию и типологию дискуссий, применяемых на уроках истории;
изучить методическую организация дискуссий и основные ее этапы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ…...6
1.1 Понятие и характеристика нетрадиционных форм обучения……………...6
1.2 Нетрадиционные уроки как новый тип уроков……………………………..........................................................................8
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР НА УРОКАХ ИСТОРИИ……11
2.1 Классификация исторических игр………………………………………….11
2.2 Методическая организация исторических игр и основные этапы их организации……………………………………………………………………....17
ГЛАВА 3. ДИСКУССИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ……………………………..20
3.1 Классификация и типология дискуссий……………………………………20
3.2 Методическая организация дискуссий и основные этапы дискуссии……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.docx

— 78.82 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

 

Кафедра всеобщей истории и мировой культуры

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по курсу “Методика преподавания истории”

 

 

 

НЕТРАДИЦИОННЫЕ  ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

 

 

 

Филипов Константин …,

студент 42 гр.

                                                                     исторического факультета

___________________________

(подпись, дата)

 

 

                                                           Научный руководитель:

Шорец Людмила Федоровна,

канд. ист. наук, доцент

___________________________

                        (подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ…...6

 

1.1 Понятие и характеристика нетрадиционных форм обучения……………...6

1.2 Нетрадиционные уроки как новый тип уроков……………………………..........................................................................8

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР НА УРОКАХ ИСТОРИИ……11

 

2.1 Классификация исторических игр………………………………………….11

2.2 Методическая организация исторических игр и основные этапы их организации……………………………………………………………………....17

 

ГЛАВА 3. ДИСКУССИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ……………………………..20

 

3.1 Классификация и типология дискуссий……………………………………20

3.2 Методическая организация дискуссий и основные этапы дискуссии……24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….32

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

К традиционным школьным занятиям принадлежат уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематичные игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

Ориентация современной  школы на гуманизацию процесса образования  и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. С этой целью наряду с традиционными формами обучения активно применяют нестандартные.

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что в последние годы нетрадиционные формы уроков используются учителями истории довольно широко. Интерес к ним вызван многими обстоятельствами. Утверждается новый стиль педагогического мышления, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках сжимающегося объема учебного времени, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, модернизацию процесса обучения. Учитель стремится, удивить ученика, который проводит свое время не за книгой или в библиотеке, а у телевизора, за компьютером, видеоиграми.

Сегодня практически любой  учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения истории.

Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется  под влиянием, прежде всего, усиливающейся  роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону  необычных игровых форм преподнесения  материала.

С другой стороны, перед современным  учителем истории уже целое десятилетие  стоят проблемы, навеянные пересмотром  содержания предмета - альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, выбор пути развития в тот или иной период, прогнозирование  событий и явлений, нравственно-этические  оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке  невозможно без приобретения опыта  ведения диалога, спора и приобщения к творческой деятельности. Умелое общение становится важнейшим фактором в нашей непростой жизни и  залогом успеха подрастающего поколения  в их последующей деятельности. Коммуникативный  диалог и способность к моделированию – это важные умения человека будущего.

Этими факторами отчасти можно объяснить все более настойчивое внимание учителя истории к нетрадиционным формам урока. Опыт проведения таких уроков регулярно освещается на страницах предметного журнала, но практически не изучен в научно-педагогических работах по методике преподавания истории.

Исходя из актуальности, научной значимости перед автором  стоит следующая цель:

  • освещение современного накопленного опыта использования нетрадиционных уроков истории в школе.

Для реализации данной цели предусмотрено решение следующих исследовательских задач:

  • раскрыть понятие и основные характеристики нетрадиционных форм обучения;
  • рассмотреть нетрадиционные уроки как новы тип уроков;
  • описать классификацию исторических игр;
  • проанализировать методическую организацию исторических игр и основные этапы их организации;
  • выявить классификацию и типологию дискуссий, применяемых на уроках истории;
  • изучить методическую организация дискуссий и основные ее этапы;

Предмет исследования –  процесс организации познавательной деятельности на уроке истории.

Объект – нетрадиционные формы обучения на уроках истории.

Цель и задачи курсовой работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит их введения, трех глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы.

В первой главе даны общие  характеристики нетрадиционных форм работы, применяемых на уроках.

Вторая глава описывает  методику проведения игр на уроках истории.

Третья глава посвящена  описанию дискуссионной технологии, применимой на уроках истории.

Такое построение курсовой работы наиболее полно отражает организационную  концепцию и логику излагаемого  материала.

Для написания курсовой работы автором были избраны следующие  теоретические методы исследования, необходимые для определения  проблем и оценки собранных фактов: анализ, синтез, гипотетическое предположение, логического обобщение, метод индукции и дедукции, теоретический и сравнительно-исторический анализ литературных источников.

В исследовании реализуются: системный, комплексный, сущностный подходы, которые и представляю его  методологические принципы.

Методологическими основами, которыми руководствовался автор при  написании своей работы, являются принцип научного объективизма с использованием ценностного подхода.

Исследуемая тема рассмотрена  частично в литературе. Уже в 90-е гг. появилась книга Г.А. Кулагиной «Сто игр по истории». Следует подчеркнуть, что внимание педагогов к игровой деятельности в целом с каждым годом усиливается

Тоже касается и дискуссионной  деятельности на уроках истории. Книга Брошюра «Дискуссия на современном уроке» вышла в свет еще в 1989 году, причем осветила опыт преподавания шести школьных предметов, однако, методических работ по этой теме практически нет.

Ряд вопросов освещены в  книгах Ахметова Н.К. «Игра как процесс обучения»,   Жирновой Т., Караваева А. «Урок-игра: кто станет магистром права?»,  Кочетова Н. С. «Нестандартные уроки в школе».

Методика проведения нестандартных  уроков раскрыта в работах Вагина А. А. «Методика обучения истории в школе», Вяземского Е. Е. «Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства»,  «Как сегодня преподавать историю в школе»,   «Методика преподавания истории в школе».

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ  НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

 

1.1 Понятие и  характеристика нетрадиционных  форм обучения.

 

Урок – это форма  организации обучения, живая и  гармоничная часть педагогического  процесса. Любой урок должен органически  вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих  задач обучения. В то же время  урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты.

Как традиционный, классический, так и нетрадиционный уроки должны являться конкретным воплощением и  выражением той или иной методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность. И одновременно урок – это показатель производительности труда учителя  и учащихся [3,с.132].

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть  вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для  этого учитель должен помочь каждому  ученику ощутить свою причастность к истории (например, через ролевую  игру и т.д.).

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким  использованием методики, позволяющей  значительно повысить эффективность  обучения истории. Немалая роль в  этом отводится так называемым нетрадиционным или нестандартным урокам.

Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний. Основные средства – монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекции. Их смысл – требование воспроизвести  сказанное учителем в форме монологического  или диалогического ответа, привести пример на применение полученного знания, использовать информацию для решения  учебных задач, выполнения заданий  и т.д.[3,с.132].

Не совсем обычным для  традиционной дидактики становится введение так называемых «увлекательных добавок»: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических  и т.д. методов обучения которые  могут быть представлены и как  фрагменты урока и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов[2,с.206].

Я считаю, что уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становятся развивающими.

Творческие принципы нетрадиционных уроков

  • В организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении от рутины и формализма.
  • Максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность на уроке.
  • Основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность.
  • Поддерживать множественность мнений, альтернативность.
  • Развивать отношения взаимопонимания с учениками.
  • Уважительно относится не только к детскому знанию, но и к незнанию.
  • Использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий[4,с.232].

Таким образом, эти принципы задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на конкретную деятельность обучения.

 

1.2 Нетрадиционные  уроки как новый тип уроков

 

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому  преподаешь.

В.О. Ключевский

 

Концентрический принцип  преподавания истории способствует развитию детей, учит их приемам анализа  и синтеза, составлению логических схем простейшего характера. Кроме  того, сам нетрадиционный подход позволяет  формировать более глубокий интерес  к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания. Учащиеся больше читают, более свободно владеют грамотной  литературной речью, они не боятся высказывать  свое мнение, начиная ответ словами: «Я полагаю ...», «Я думаю ...», «На мой  взгляд ...». Маленькие самостоятельные  открытия в процессе обучения имеют  большое значение для развития личности, формируется дух поиска, в который  включаются и слабые учащиеся, так  как чувствуют себя в этом процессе активными его участниками[5,с.141].

Информация о работе Нетрадиционные форм обучения на уроках истории