Усвоение ребенком лексических единиц (слов и фразеологизмов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 00:14, реферат

Краткое описание

Лингвисты В.В.Виноградов, В.Н.Телия, Н.М.Шанский, Д.Н.Шмелев и другие отмечают, что фразеологизмы обогащают нашу речь нюансами, оттенками и юмором, делают ее выразительной, эмоциональной, живой, образной, придают ей национальные черты. Поэтом важна работа с фразеологическими единицами у детей, что делает речь содержательной и емкой; приобщает детей к истокам русской национальной культуры.

Содержание

1. Введение
2. Физиологические механизмы возникновения связей в коре головного мозга.
3. Фразеологизмы как лексические единицы.
4. Слово.
5. Понятия. Три ступени образования понятий.
6. Понимание слов ребенком.
7. Усвоение обобщающих понятий. Двигательные условные связи.
8. Обобщающая функция слова. Четыре степени обобщения.
9. Формирование общих понятий о действиях.
10. Процесс усвоения речи.
11. Первые простые слова и фразы.
12. Усвоение фраз.
13. Как дети "строят" слова.
14. Голофразы.
15. Двусловные предложения.
16. Фразеологизмы. Овладение фразеологией и фразеологизмами.
17. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ лексика.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

Тема реферата:

Усвоение ребенком лексических единиц

(слов и  фразеологизмов)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение

2. Физиологические  механизмы возникновения связей  в коре головного мозга.

3. Фразеологизмы как лексические единицы.

4. Слово.

5. Понятия. Три ступени образования понятий.

6. Понимание слов ребенком.

7. Усвоение обобщающих понятий. Двигательные  условные связи.

8. Обобщающая функция слова. Четыре  степени обобщения.

9. Формирование общих понятий о  действиях.

10. Процесс усвоения речи.

11. Первые простые слова и фразы.

12. Усвоение фраз.

13. Как дети "строят" слова.

14. Голофразы.

15. Двусловные предложения.

16. Фразеологизмы. Овладение фразеологией  и фразеологизмами.

17. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усвоение ребенком лексических единиц

(слов и фразеологизмов)

 

1. Введение.

 

Наиболее ярко история и красота языка выражаются в его выразительных художественных средствах, в частности, во фразеологизмах.

Лингвисты В.В.Виноградов, В.Н.Телия, Н.М.Шанский, Д.Н.Шмелев и другие отмечают, что фразеологизмы обогащают нашу речь нюансами, оттенками и юмором, делают ее выразительной, эмоциональной, живой, образной, придают ей национальные черты. Поэтом важна работа с фразеологическими единицами у детей, что делает речь содержательной и емкой; приобщает детей к истокам русской национальной культуры.

Фразеологизмы играют важную стилистическую роль. Они являются основой развития поэтичности, богатства и экспрессивности детской речи, и находят свое применение в художественной литературе и фольклоре. Русские педагоги К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова говорили о необходимости с ранних лет приобщать детей к красоте родного языка, к развитию культуры речи.

Исследования педагогов и психологов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества, показывают, что примерно к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности замечать и выделять средства выразительности, в том числе понимать фразеологизмы и применять их в своей речи, усваивать переносное значение слов.

 

Формирование речи возможно только при пребывании ребенка в человеческой языковой среде в начальном периоде его развития, до 10 лет. Формируются три стороны речи: фонология (звуки), синтаксис (комбинации между словами) и семантика (понимание значения слов и фраз).

Существует общая для всех языков глубинная структура речи, на которую наслаивается поверхностная структура, характерная для конкретного языка. Способность трансформировать глубинную структуру в поверхностную формируется постепенно в период от 6 до 12 лет.

В языке содержатся грандиозные ресурсы для развития интеллекта и личности ребенка: он оказывает влияние на становление его мыслительных, творческих, духовных основ.

Язык является синтезом и отражением многогранного опыта всего народа, накопленного в ходе его истории. Язык формирует и сохраняет взгляды, стереотипы, присущие той или иной языковой общности. Основы национального мировидения, по мнению Й.Вайсгербера (немецкого языковеда), закладываются в индивидуальном сознании с усвоением понятий слов и их форм. Особенности языка отражаются в его выразительных средствах, во фразеологии (В.Н.Телия).

 

2. Физиологические механизмы  возникновения связей в коре  головного мозга.

 

У человекообразных обезьян насчитывают до тридцати разных по звукосочетаниям и интонациям криков. Чем проще строение мозга, тем примитивнее, грубее форма приспособления этого животного к окружающей среде. Напротив, чем сложнее мозг, тем совершеннее и тоньше будут механизмы приспособления, которые он создает.

В речевых областях разделение коры па слои и созревание нервных клеток завершается в основном к двухлетнему возрасту ребенка, по тонкое строение коры совершенствуется еще на протяжении многих лет.

Таким образом, возможности развития речи и отвлеченного словесного мышления у человека определяются высоким развитием у него мозга. Медленность же формирования речевой функции ребенка (на протяжении нескольких лет) связана с медленным созреванием его мозга. Речь— это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.

Различают речь сенсорную - понимание того, что говорят другие, и моторную - произнесение звуков речи самим человеком. Понимание чужой речи начинается с того, что происходит различение воспринимаемых слов, их узнавание; этот процесс основан на том, что в коре головного мозга вырабатываются нервные связи, благодаря которым различные звукосочетания связываются в слова. В слове звуки следуют один за другим в определенном порядке, и это приводит к установлению связей между ними. Иначе говоря, вырабатывается система связей. Благодаря этому и получается не просто несколько разрозненных звуков, а целое слово. Но не только звуки связываются и слова. Далее эти звукосочетания (уже как целое слово) связываются со многими ощущениями, получаемыми от предмета, который обозначается этим словом. общий принцип развития понимания. Для того чтобы ребенок понял, что слово относится именно к этому предмету, он должен хорошо слышать слово и при этом видеть и трогать предмет. Таким образом, понимание речи (работа механизмов приема речи, как иногда говорят) возможно только тогда, когда у ребенка развит слух и в мозгу происходит образование новых нервных связей между слышимыми звукосочетаниями и другими ощущениями.

Местом, где формируются связи между звуками речи, является зона Вернике. И моторная речь — это прежде всего результат деятельности мозга. Там происходит отбор движений, нужных для произнесения тех или иных звукосочетаний, устанавливается их последовательность, т. е. составляется программа для  мышц артикуляторного аппарата.

Вся работа по формированию двигательных речевых программ происходит в зоне Брока.

У здоровых людей всегда — и в покое, и во время речи — деятельность симметричных точек в лобных, височных и затылочных областях в обоих полушариях точно согласована, но протекание нервных процессов в левом полушарии на 3—4 тысячные доли секунды опережает течение процессов в правом. У больных с заиканием эти авторы обнаружили расхождение во времени деятельности симметричных пунктов до 44 миллисекунд, при этом правое полушарие начинало опережать левое!

 

Биотоки мозга.

 

Очень любопытные факты получены в лаборатории Т. П. Хризман, В. Н. Закляковой и Л. М. Зайцевой при изучении отношений, возникающих между различными отделами мозга во время действия слов, незнакомых ребенку, и слов, которые приобрели значение названий. У детей записывали биотоки мозга и проводили затем математическую (статистическую) обработку записей, устанавливая, какие зоны коры оказались наиболее тесно связанными между собой.

На рис. 12 показаны схемы полученных связей между симметричными точками коры в наиболее ответственных зонах: лобных, двигательных, височных, нижнетеменных и затылочных. Подсчеты показали и характер получаемых связей: некоторые из них были слабыми, другие — сильными или очень сильными. На схеме приводятся средние данные для группы детей в возрасте от года до года трех месяцев.

Рис. 12, I показывает те отношения между изучавшимися пунктами, которые были получены в состоянии покоя. Вы видите, что между лобными, двигательными, височными и затылочными областями обнаружено небольшое количество слабых связей, а между лобными и нижнетеменными связи по сути дела отсутствуют.

Теперь произносится незнакомое ребенку слово «матрешка» или «гриб». На рис. 12, II можно видеть, что в электрической активности мозга мало что изменилось по сравнению с состоянием покоя.

Далее ребенку показывают матрешку (или гриб), дают поиграть этим предметом и называют его. Это повторяют несколько раз, пока ребенок не усвоит сигнальное значение слова. Теперь, когда слово стало названием, проверяют, какое влияние оно оказывает на мозг (рис. 12, III). Картина связей между разными зонами резко изменилась: появились сильные и очень сильные корреляции, которые особенно выражены между лобными и нижнетеменными областями. Почти такую же картину взаимосвязей получили и при назывании имени ребенка, которое он хорошо знает (рис. 12, IV).

Эти данные свидетельствуют о важной роли лобных и нижнетеменных областей мозга в развитии сигнального значения слова. Области эти называются ассоциативными, т. к. они осуществляют связь отдельных рефлекторных актов в системы.

Рис. 12. Схемы взаимодействия различных отделов мозга у детей начала второго года жизни: I — в состоянии покоя, II — при действии незнакомого слова, III — при действии слова, ставшего названием предмета, IV — при назывании имени ребенка. Тонкие линии — слабые связи, средние — сильные связи и более толстые — очень сильные связи. Цифры показывают точки, в которых регистрировались биотоки: 1, 2 — в лобных областях, 3, 4 — в двигательных областях, 5, 6 — в нижнетеменных, 7, 8 в затылочных, 9, 10 — в височных (сенсорных речевых) областях, 11, 12 — в лобных (моторных речевых) областях.

Чтобы получить связь слова с комплексом ощущений от предмета, также необходимо участие ассоциативных областей мозга.

 

В процессе психического развития ребенка его общение со взрослыми развивается и проходит ряд этапов [Лисина 1997].

Первой формой общения, возникающей в онтогенезе (в 2-6 мес), является ситуативно-личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Взрослый выступает для ребенка в качестве посредника в его общении с предметным миром. Этот возраст еще не подходит для целенаправленного ознакомления с фразеологией, поскольку ребенок еще не владеет речью. Но воспитатель должен учитывать при общении с ребенком, что интонация, ритмико-мелодические структуры оказывают большое воздействие на слух и восприятие малыша.

Второй появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет), где основной потребностью выступает потребность в сотрудничестве в рамках основной ведущей деятельности периода раннего детства - предметно-орудийной деятельности. На этом этапе происходит накопление лексики в пассивном запасе и первые активные формы речи.

Далее появляется внеситуативно-познавательная форма общения, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Это связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и задуматься над более общими, более сложными вопросами. Однако возможности его еще ограничены и единственным источником знаний, позволяющим получить ответы на волнующие вопросы, становится взрослый. Основной формой общения ребенка со взрослым постепенно становится совместная деятельность, когда активность ребенка стимулируется действиями взрослого и когда ребенок призывает взрослого к совместным действиям. Это наиболее благоприятное время для обогащения сознания и речи дошкольников с некоторой частью фразеологии языка. Следует вводить в лексикон детей самые образные ФЕ, простые по форме и структуре, с прозрачной мотивировкой, например: ясное дело, шутки плохи, шаг за шагом, что поделаешь.

 

3. Фразеологизмы как лексические единицы.

 

Лексические единицы - элементы системы языка, связаны отношениями тождества, сходства, противоположности, включения и др. Каждая единица включается в определенные поля, которые представляют множество, единицы которых взаимосвязаны между собой и взаимодействуют с единицами других полей. Лексическая единица - слово, устойчивое словосочетание или другая единица языка, способная обозначать предметы, явления, их признаки и т.п.

 

Что такое фразеологизмы. В составе свободного словосочетания слова употребляются в обычных значениях, а в составе фразеологизма, совпадающего со свободным словосочетанием, компоненты переосмысливаются, т.к. семантически реализуется весь фразеологизм.

Целостное значение фразеологизма – это такое общее (единое) значение фразеологизма, которое трудно или невозможно вывести из значения образующих частей. Целостность значения фразеологизма достигается полным или частичным переосмыслением компонентов, в результате чего они, как правило, расходятся в значении с соответствующими словами свободного употребления. Поэтому фразеологизм разъясняется посредством такого словесного материала, которым не обладает толкуемый фразеологический оборот. Невозможно, например, фразеологизм нюхать порох (воевать, участвовать в бою) или перегибать палку (впадать в излишнюю крайность) растолковать посредством отдельно взятых слов «нюхать», «порох», «перегибать», «палку».

Важным признаком фразеологизма является его расчлененное строение, «сверхсловность». Так, фразеологизм втирать очки и свободное словосочетание читать газету построены по одному образцу «гл. + сущ. в вин. п.», являются раздельнооформленными единицами и не различаются по своим внешним признакам.

Фразеологические единицы отражают эмоциональное состояние говорящего, гибкость и остроту его ума, являются одной из форм реализации его творческого потенциала. Во фразеологических оборотах заложена возможность образного изложения высказываний. Образность – «есть стремление речи к сохранению наглядности восприятий, а восприятие всегда вызывает не только мысль, но и чувство».

Таким образом, использование фразеологизмов позволяет конкретизировать предмет мысли, а также выразить свое отношение к нему. Особо выделяется лингвистами эстетическая функция фразеологизмов. «Меткое крылатое слово, выразительная идиома оживляют язык, он становится более сочным и эмоциональным». Д.Н.Шмелев указывал, что потенциальная образность фразеологизма отвечает элементарной потребности разнообразить свою речь, средствами номинации придавать ей экспрессивно-оценочную направленность.

Информация о работе Усвоение ребенком лексических единиц (слов и фразеологизмов)