Феномен агрессивного поведения в социальной педагогике: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – выявить особенности организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте в ОУ.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
•Изучить теоретические подходы к понятиям «агрессия» и «агрессивность»
•Выяснить причины возникновения и механизмы действия агрессии у подростков
•Определить особенности подростковой агрессивности, факторы, провоцирующие ее появление.
•Создать условия для организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков в ОУ.

Вложенные файлы: 1 файл

яблочкина.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)


                                                                                                                                                       

Введение.

Каждый из нас ежедневно  сталкивается с разнообразными проявлениями агрессивного поведения.

Агрессивное поведение и возможные пути его преодоления вызывают живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов.

Тревожным симптомом  является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся  в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного  порядка, хулиганство и др.). Усилилось  демонстративное  и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних   формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи.

Большинство преступлений подростки совершают в состоянии  аффекта: стремление отомстить за обиду, отчаянный способ обратить  на себя внимание.

Огромное количество попыток суицида совершается  в подростковом возрасте. Они считают  себя ненужными, одинокими, не видят  смысла в своей жизни.

Таким образом, наряду с психологической незащищенностью несовершеннолетних становится очевидна и педагогическая проблема современного социального воспитания - неумения современных подростков находить конструктивные выходы из конфликтных, проблемных ситуаций. Зачастую именно проявления агрессии в различных формах является и механизмом психологической защиты, и способом борьбы за приоритетное место в группе, проявлением нетерпимости к детям из семей мигрантов, детей непохожих на большинство, и множеством других путей, преследующих единственную цель – быть замеченным, быть значимым в глазах окружающих и своих собственных.

Тема агрессивного поведения  носит междисциплинарный и дискуссионный  характер. Сопряженность термина  с понятием «социальная норма» усложняет  проблему, поскольку границы нормы  весьма условны. Многообразие подходов проявляется и при решении таких практических задач, как диагностика проявляющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-педагогической помощи.

В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы профилактики агрессии.

Кроме того, проблема мало изучена теоретически.

К проблемным вопросам теоретических исследований относят

    • Понимание понятия агрессии
    • Подходы к вопросу ее становления
    • Факторы ее провоцирования

Вопросы, связанные с  человеческой агрессивностью, затрагиваются  во многих психологических, а в последнее время и социально-педагогических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Агрессивность формируется  преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст  наиболее благоприятен для профилактики и коррекции, в силу того, что личностные формирования в данном возрасте все еще отличаются подвижностью и гибкостью, поддаются если не развитию, то коррекции. Очевидно, что в данном вопросе на первый план выходит педагогическая и социально-педагогическая составляющая этих процессов, призванная вносить изменения в структуру личности, ее качества и мироощущения посредством убеждений, самопринятия, ценностного отношения к людям самим подростком. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и  на уровне практической работы с подростками.

Проблему агрессивного поведения подростков важно решать именно в школе, так как подросток почти все свое время проводит в образовательном учреждении. Именно в школе у подростков формируются навыки взаимодействия с окружающими, кроме этого в школе протекают такие процессы как воспитание и социализация. Социальный педагог в школе имеет возможность сопровождать данные процессы, взаимодействуя не только с самим подростком, но и с педагогическим коллективом и родителями. В младшем подростковом возрасте (11 – 13 лет) модель поведения только формируется. Именно в этот период отклонения в поведении проявляются достаточно ярко: в стиле одежды, в используемых формах общения. Профилактика агрессивного поведения подростков призвана предотвратить его проявление или снизить уровень агрессии. Чем раньше выявлена проблема и ее причины, тем эффективней будет деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения. Однако в решении проблемы агрессивного поведения участие должны принимать не только социальный педагог, психолог и учителя, но и родители. В силу того, что они имеют еще достаточно сильное влияние на подростков, поэтому способны оказать своевременную и необходимую помощь, откорректировать условия развития подростка. Здесь также важна ранняя диагностика и выявление проблемы, так как решать легче и эффективней в тот период, когда она только зародилась, чем когда уже устоялась.

Объект исследования: агрессивное поведение подростков.

Предмет исследования: социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения в подростковом возрасте в условиях ОУ

Гипотеза: организация социально-педагогической деятельности по профилактике агрессивного поведения в подростковом возрасте будет эффективной при соблюдении следующих условий:

    1. систематический мониторинг эмоционального состояния подростков.
    2. знание причин и факторов агрессивного поведения подростков.
    3. подбор методов профилактики агрессивного поведения, адекватных возрастным и личностным особенностям подростков

Цель настоящей работы – выявить особенности организации  социально-педагогической  профилактики агрессивного поведения  в подростковом возрасте в ОУ.

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие  задачи:

  • Изучить теоретические подходы к понятиям «агрессия» и «агрессивность»
  • Выяснить причины возникновения и механизмы действия агрессии у подростков
  • Определить особенности подростковой агрессивности, факторы, провоцирующие ее появление.
  • Создать условия для организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков в ОУ.

 

Теоретическую базу нашего исследования составил анализ работ:

Кон И.С. – Особенности подросткового возраста.

Семенюк Л.М. – сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек.

Э. Эриксон – определение понятия «кризис идентичности.

Савина О.О. – процесс становления идентичности.

Маринина Е., Воронов  Ю. – воспитание в обществе.

Козырев Г.И. – развитие самосознания, самооценки.

Семенюк Л.М. – Психологический подход к определению понятия агрессия.

Паренс Г. – Социально-психологический подход к определению понятия агрессия.

Бандура А., Уолтерс., - Агрессия как мотивированные действия;

Теория социального  научения.

Бэрон Р., Ричардсон  Д., - Агрессия как акты враждебности и разрушения.

Т.Г. Румянцева,  И.Б. Бойко – Агрессия как форма социального поведения.

Доллард – Теория фрустрации.

Л. Берковитц – теория социального научения.

Реан А.А. – когнитивная теория научения; виды агрессии.

С. Фешбах – типы агрессии.

Можгинский Ю.Б. – факторы, определяющие агрессивное поведение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

    1. Феномен агрессивного поведения в социальной педагогике: причины и последствия.

      В науке агрессивное поведение традиционно считается отклоняющимся от социальной нормы, девиантным, имеющим свою природу происхождения и последствия, сказывающиеся, прежде всего, на качестве жизнедеятельности человека в обществе, насколько успешен он будет в кругу своих близких и коллег, насколько высоко он сам будет оценивать себя и стремиться достичь новых целей.

      Девиантное поведение – это поступки, действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в обществе критериям поведения. (Мардахаев Л.В. «Словарь по социальной педагогике», Москва, 2002 г.)  

 

Рассмотрим особенности  девиантного поведения: где ссылка?(Змановская)

  1. Связано с нарушением наиболее важных для данного общества, в данное время социальных норм.
  2. Девиантное поведение и личность его проявляющая вызывают, как правило, негативную оценку со стороны других людей.
  3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности и  людям, которые ее окружают.
  4. Девиантное поведение имеет индивидуальное и половозрастное своеобразие. Агрессивность как форму девиантного поведения можно представить как атаку на препятствие или барьер. Однако при осознании возможной или явной опасности агрессия может  направляться на любой случайный объект, на посторонних людей, не причастных к ее причинам. Она выражается в грубости, резких вспышках гнева по ничтожным поводам или вовсе без видимых причин.

      Изначально проблему агрессивного поведения изучала психология, поэтому основные наработки представлены именно в этой предметной области, рассмотрим их подробнее.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному.

Выделим  основные определения  агрессии в соответствии с основными  психологическими теориями и концепциями  агрессии и агрессивного поведения:

  • Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.
  • Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.
  • Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. [ Семенюк Л.М.  психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции., Москва, 1996г. Стр. 6]
  • Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение. [ Паренс Г.  Агрессия наших детей., Москва, 1997г. Стр.12]

Имеющиеся определения  можно условно разделить на три большие группы:

 

    1. представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия – та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба. [ Бандура А., Уолтерс Р., Подростковая агрессия. Москва. 2000г.]

Агрессия как акты враждебности и разрушения. Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. [ Можгинский Ю.Б. агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. / СПб., 1999г., стр. 39]

        По мнению этих авторов:

  • агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
  • в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
  • жертва должна обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.

Информация о работе Феномен агрессивного поведения в социальной педагогике: причины и последствия