Феномен агрессивного поведения в социальной педагогике: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – выявить особенности организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте в ОУ.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
•Изучить теоретические подходы к понятиям «агрессия» и «агрессивность»
•Выяснить причины возникновения и механизмы действия агрессии у подростков
•Определить особенности подростковой агрессивности, факторы, провоцирующие ее появление.
•Создать условия для организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков в ОУ.

Вложенные файлы: 1 файл

яблочкина.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку методика является проективной окончательный вывод делать еще рано.

  • Опросник Басса-Дарки.

Цель: выявление уровня агрессии, а так же типа агрессии.

Большинство учащихся 6Б  класса склонны к вербальной агрессии, уровень враждебности достаточно низкий. У четырнадцати человек уровень агрессивности выше нормы (больше половины класса). Вид агрессии был определен в ходе наблюдения.

  • Опросник прозвищ учителей.

Цель: выявление акта направленности агрессии на учителей.

Результаты данного  опроса дали возможность сделать  вывод о том, что агрессия не направлена на учителей. Все прозвища добрые и не оскорбительные. Например, преподавателя биологии назвали «колбочка», преподавателя русского языка «алфавит» или просто «русичка».

      Таким  образом, результаты диагностического  исследования позволяют сделать  следующие выводы:

Основная масса детей из неполных семей. Причиной этого является развод родителей. Во всех случаях дети живут с матерями. В классе присутствует ученица, состоящая на внутришкольном учете, вследствие неуспеваемости, а так же конфликтов с одноклассниками.

У многих учеников 6Б класса наблюдается склонность к агрессивному поведению (80%). В большинстве случаев это вербальная агрессия. Ребята способны применить физическую силу лишь в том случае, когда оскорбляют членов их семьи. Агрессивное поведение проявляется по отношению к своим сверстникам, но ни в коем случае ни к себе, ни к преподавателям. Это показал опрос детей, касающийся прозвищ, которые они дали своим учителям. Все прозвища добрые и не оскорбительные. Рисунок «Кактус» показал, что дети дружелюбны, кроме этого исследование показало, что никто не испытывает чувство одиночества. В ходе занятия ребята пожелали рассказать мне о своих хобби. Оказалось, что далеко не все увлекаются компьютерными играми. Многие любят писать стихи, среди них не только девочки, но и мальчики. Например, Грибанов Руслан любит рисовать, Цепич Максим – писать.

Однако результаты проведенных  исследований позволяли выявить  ребят, склонных к агрессии:

 Грибанов Руслан – вербальная агрессия, причиной которой является неадекватная самооценка (завышенная);

Середюк Марта – вербальная агрессия, причиной которой является принадлежность к неформальному объединению;

Мартынчук Илья – вербальная агрессия, причина – неадекватная самооценка (завышенная).

     

 

 

2.2. Организация  социально педагогической профилактики агрессивного поведения подростков.

      В ходе диагностического исследования у учащихся класса были выявлены такие проблемы как трудности во взаимодействии с коллективом, тревожность, проявление агрессии в ситуации неудачи или непонимания со стороны окружающих, недостаток внимания.

Причинами данных проблем  являются различия в интересах, неумение контролировать свои эмоции, отсутствие группового взаимодействия. Кроме этого были выделены отдельные ученики с проявлениями агрессивности. У данных детей агрессия проявлялась достаточно ярко. Причинами агрессивности являются: неадекватная самооценка, принадлежность к неформальным объединениям, непонимание со стороны окружающих.

Целью профилактической работы агрессивного поведения является создание условий для  позитивного взаимодействия учащихся класса.

Задачи:

  • Сплочение коллектива
  • Формирование умения проявлять свои эмоции в социально приемлемой форме
  • Формирование ценностного отношения друг к другу

Для выполнения поставленных задач были использованы такие методы как:

  • Беседа
  • Упражнения (групповые индивидуальные)
  • Игры
  • Творческие работы уч-ся (сочинения, рисунки, поделки из пластилина).

      Социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения подростков включала в себя серию занятий, ориентированных на сплочение коллектива. Основная часть занятий была реализована с группой учащихся, однако индивидуальная работа с подростками так же имела место. Ее основной задачей было формирование умения проявлять свои эмоции в социально приемлемой форме.

Тематический план занятий

Групповая работа

№ занятия

Тема занятия.

Цель занятия.

Методические средства.

№1

Как мы выходим из конфликтных ситуаций.

Знакомство с программой занятий.

Беседа.

№2

Что такое дружба

Формирование понятия «дружба»

Беседа.

Сочинение на тему «Дружба».

№3

№4

Мы команда – мы друзья.

Формирование умения работать в  команде, поддерживать друг друга в  совместной деятельности.

Соревнование с элементами творчества.

№5

Комплименты.

Дать участникам группы возможность  пережить новый способ принятия знаков внимания от других.

Игра.

Обсуждение.

№6

Доверяем друг другу.

Развитие доверия к одноклассникам.

Игра.

Обсуждение.


 

Индивидуальные занятия

 

 

№ занятия

Тема занятия.

<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_04



Информация о работе Феномен агрессивного поведения в социальной педагогике: причины и последствия