Феномен агрессивного поведения в социальной педагогике: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – выявить особенности организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте в ОУ.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
•Изучить теоретические подходы к понятиям «агрессия» и «агрессивность»
•Выяснить причины возникновения и механизмы действия агрессии у подростков
•Определить особенности подростковой агрессивности, факторы, провоцирующие ее появление.
•Создать условия для организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков в ОУ.

Вложенные файлы: 1 файл

яблочкина.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают  агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются формы поведения. [ Можгинский Ю.Б.  Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. /  СПб., 1999г., стр. 38-39]

2. В 1939 г. Доллардом была предложена теория фрустрации  - агрессии, в которой утверждается что:

    • Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
    • Агрессия всегда является результатом фрустрации.

Фрустрация – глубокий эмоциональный кризис. Результат  постоянных запретов, ограничений.

Запреты, ограничения  зачастую являются причиной агрессивности  подростков. Тем самым подростки  выражают свой протест. Нередко родители ограничивают свободу действий подростков, не позволяя им совершать собственные ошибки. Однако именно подобное поведение родителей вызывает у детей желание противостоять, делать все наоборот.

3. В свете теории социального научения, предложенной Бандурой, Агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения  рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения». [ Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Москва. 2000г.]                                     

Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненны для жертвы, а так же нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

      Итак, рассмотрев основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение  этого явления подчеркивающего, что агрессия – это модель поведения, а не эмоция или мотив, что важно для социально-педагогического аспекта рассмотрения проблемы:

          Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

          Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия – это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда. Агрессивность – это относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности  воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен “тиражировать” удачные модели поведения, что, впоследствии, закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличения срока наказания и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому  вряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми, а также формирование ценностного отношения к другим людям, развитие в личности духовных начал, не позволяющих ради собственных интересов причинять боль другим.

       Для социальных педагогов и психологов данный факт является крайне важным, так как в подростковом возрасте агрессивное поведение можно предупредить, а так же создать условия для профилактики агрессивного поведения. Подростковый возраст является переходным. Происходящие в этом возрасте изменения, несомненно, сказываются на дальнейшей жизни человека. Задача педагогов и психологов состоит в том, чтобы помочь подростку приобрести уверенность в себе не путем агрессивного поведения, а путем проявления себя как зрелого, уважающего себя и других людей человека.

      Итак, агрессивность  как форма девиантного поведения представляет собой преднамеренное или неосознанное причинение вреда другому человеку или группе лиц. Существуют различные подходы к определению понятия агрессивное поведение: психологический, социально педагогический, философский. С точки зрения психологии агрессия это реакция на ограничения, стремление к самоутверждению, а в некоторых случаях и устойчивая черта личности. С точки зрения социальной педагогики агрессия это модель поведения, а не эмоция или мотив; агрессия это способ «выделиться», «сломать» существующие стереотипы. Философия же рассматривает агрессию как результат недостаточного культурного воспитания. Не смотря на разницу в подходах, их объединяет то, что агрессивное поведение наносит вред, как самому человеку, так и окружающим его людям. Для успешной профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков важно учитывать каждый из подходов, так как каждый из подходов характеризует различные причины агрессивного поведения, а так же способ его проявления.

        Природа агрессивности различна, однако, в современной психологии выделены основные теории ее происхождения.

Проанализируем их.

 

Теория инстинктов:

    Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный  “инстинкт агрессивности”. З. Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.

      Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числу физиологических факторов относятся половые гормоны. Подростки меняются не только психически, но и физически. Подростки видят себя в новой роли, в роли взрослых людей. Проявляется сексуальная активность, которую они пока не умеют направить в нужное русло. К этому можно отнести и попытки привлечения внимания лиц противоположного пола путем демонстрации своей физической силы.

       В данной теории  прослеживается оценка агрессивности  как нормального, естественного  поведения человека. Однако в  теории З. Фрейда не выделяются особенности подростковой агрессии, в то время как именно подростковая агрессия имеет свои особенности, которые должны быть выделены и учтены.

Теория фрустрации:

      Согласно  теории фрустрации (глубокий эмоциональный кризис, результат постоянных запретов, ограничений), агрессия – это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

     В данной теории  также не выделен подростковый  возраст как особенный, кризисный  период в жизни человека, когда необходимо уделить особое внимание эмоциональному состоянию ребенка.

Теория влияния:

       Другой взгляд на происхождение агрессивного поведения  представлен в теории социального научения  Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы  существовало два условия [Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм./СПб., 1999г.]: первое – чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной  деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе – чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.

      Самая  современная точка зрения на  происхождение агрессивного поведения  связана с когнитивной теорией научения.

      Агрессивные  действия рассматриваются не  только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих  когнитивных и других процессов [Реан А.А.  Агрессия и агрессивность личности.//Психологический журнал. 1996 г. №5. стр.3-18.]:

  1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.
  2. Наличие фрустрации.
  3. Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.
  4. Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.

Эта теория достаточно точно  отражает как особенности проявления агрессивного поведения подростков, так и условия его возникновения. Данная теория объединяет в себе главные  идеи предыдущих теорий, что дает полную картину процессов зарождения и проявления агрессивного поведения подростков. Социальная педагогика рассматривает агрессивность как форму девиантного поведения, нарушающую общепринятые нормы,  причинами которого является влияние различных внешних факторов, таких как неформальные объединения, СМИ.

Именно различия в  подходах к пониманию природы  агрессивного поведения, и характеризуют  эту проблему как междисциплинарный  феномен. Данный фактор влияет как на способы проявления агрессии, так и на подбор методов для профилактики и коррекции.

Таким образом, основными  причинами агрессии являются:

    • Естественная реакция на унижение
    • Следствие ограничения
    • Соперничество с другими
    • Комплекс неполноценности
    • Результат фрустрации
    • Влияние агрессивных групп
    • СМИ

     Выделяют различные типы и виды агрессии.

     Во-первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию.

Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, целенаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.

Среди форм агрессивных  реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие [Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996г. №5. стр.3-18]:

 

 

  • Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная агрессия – действия, как направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверьми и др.).
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  • Скрытая агрессия – дети, склонные к такой агрессии хорошо учатся, пользуются расположением сверстников и взрослых. Боязнь потерять свое положение, потерпеть неудачу вызывает у них искажение реальной действительности; они отвергают собственную ответственность за неуспех, перекладывая вину за свои неудачи на других.
  • Аутоагрессия – направленная на себя. В некоторых случаях, вплоть до суицида.
  • Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  • Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

      • Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
      • Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Различают агрессию и  по механизму возникновения и  действия. А механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации. [ Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. / СПб., 1999г.]

       Рассмотрим  их более подробно, т.к. именно эти факторы и определяют агрессивное поведение человека.

      Намерение: когда человек видит, что другой собирается напасть на него или помешать ему, то решающим оказывается то обстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивное  действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной реакции не происходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации, т.е. на приписывании субъектом другому враждебных или безобидных намерений.

Информация о работе Феномен агрессивного поведения в социальной педагогике: причины и последствия