Феномен агрессивного поведения в социальной педагогике: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – выявить особенности организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте в ОУ.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
•Изучить теоретические подходы к понятиям «агрессия» и «агрессивность»
•Выяснить причины возникновения и механизмы действия агрессии у подростков
•Определить особенности подростковой агрессивности, факторы, провоцирующие ее появление.
•Создать условия для организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков в ОУ.

Вложенные файлы: 1 файл

яблочкина.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

Отсюда возникает необходимость  в проведении системного анализа  индивидуальных, личностных, социально-психологических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребенка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Необходимо определить способы профилактики и предупреждения различных форм проявления агрессивного поведения:

      • Для профилактики вербальной агрессии используются такие методы как ролевые игры, упражнения. В ходе таких мероприятий каждый подросток может побывать как в роли обидчика, так и в роли того, кого обижают.
      • Для профилактики физической агрессии применяют беседы, в ходе которых, совместно с детьми социальный педагог ищет способы конструктивного решения конфликтной ситуации.
      • Для профилактики инициативной  агрессии используются различные тренинги: тренинг модификации агрессии – поиск социально-приемлемых способов удовлетворения потребностей взаимодействия с окружающими. Аутотренинг – всегда и везде я совершенно спокоен и хладнокровен.

В процессе профилактики и предупреждения агрессивного поведения  подростков социальный педагог выполняет  одну из самых важных ролей т.к. он может расположить подростка к эффективному взаимодействию. Кроме того, социальный педагог может выполнять роль друга, который так необходим подростку. Главное для социального педагога получить доверие подростка, что является важным условием эффективности профилактической деятельности.

     Условием  успешности профилактики агрессивного  поведения в образовательных  учреждениях будет совместно-организованная  деятельность социального педагога, психолога, учителей. Процессы, протекающие в школе, оказывают огромное влияние на поведение подростка, так как именно в школе подросток приобретает навыки взаимоотношения не только со сверстниками, но и взрослыми.

       Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

        Большую важность также имеют  навыки совместной работы, в частности  в рамках школы. Ведущая роль  в предупреждении и коррекции  агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы к главе 1.

 

Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в  российских условиях ломки устоявшихся  ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы агрессивность была определена нами как поведение, нацеленное на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

       Основными  причинами агрессивного поведения подростков являются:

    • Естественная реакция на унижения
    • ограничение, каких либо возможностей
    • соперничество с другими
    • комплекс неполноценности
    • результат фрустрации
    • влияние агрессивных групп
    • СМИ
  • Врожденные побуждения или задатки

Основными факторами, определяющими  формирование детской агрессивности  являются: семья, сверстники, средства массовой информации и т.д. А так же особенности подросткового возраста, кризис самоопределения и кризис идентичности личности. Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте. Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Социальный педагог имеет все необходимые умения, знания и полномочия для организации и проведения мероприятий способствующих созданию условий для формирования у детей навыков позитивного взаимодействия.

        Большую важность также имеют  навыки совместной работы, в частности в рамках школы. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА   2.    ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРАКТИЧЕСКОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ  ПО  ПРОБЛЕМЕ  СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  профилактики  АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ  ПОДРОСТКОВ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  УЧРЕЖДЕНИИ.

 

2.1. Организация  диагностического исследования  агрессивного поведения подростков  в образовательном учреждении.

 

      Проблема  агрессивности в подростковом  возрасте – одна из самых  важных проблем в современном  обществе. Агрессивность проявляется  по-разному и очень часто может  нанести физический, материальный  или моральный ущерб как окружающим  подростка людям, так и ему самому. Преподаватели в школе не всегда могут точно выявить подростков с проблемой агрессивного поведения, а так же причины и последствия таких проблем.

      Многообразие  подходов проявляется и при  решении таких практических задач,  как диагностика проявляющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально педагогической помощи.

      В центре  внимания исследователей оказались  такие аспекты проблемы: биологические  и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы профилактики агрессии.

      Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

      Цель практического исследования: создание условий для проведения профилактической деятельности по проблеме агрессивного поведения подростков. Выявление подростков с проблемой агрессивного поведения.

Задачи исследования:

  • Подбор методов диагностики агрессивного поведения.
  • Выявление причин и особенностей проявления агрессивного поведения подростков.
  • Выявление факторов, влияющих на подростковую агрессию.
  • организация социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков.

Исследование проводилось  на базе ГОУ №528 (гимназия) Невского района, 6Б класс.

Гимназия была открыта  в 1972 году. В данном образовательном  учреждении действуют подготовительные курсы, направленные на формирование психологической  и интеллектуальной готовности детей  к обучению. С 1 по 9 класс в образовательную  программу включена система учебных экскурсий. Существует также и система дополнительного образования: творческие объединения, спортивные секции, кружки. Не обходится и без тематических праздников, представлений, спортивных праздников. Администрация и весь педагогический коллектив делают все возможное для того, чтобы создать условия для нормального физического, психического, интеллектуального и культурного развития детей.

 

 

 

 

 

 

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы:

  • Беседа с социальным педагогом. Цель: сбор информации о наличии в классе проявлений агрессии. В ходе беседы социальному педагогу были заданы следующие вопросы: какие взаимоотношения преобладают в классе? Существуют ли конфликты в коллективе? Как эти конфликты решаются? В результате беседы стало ясно, что агрессивность в классе проявляется в редких случаях. Однако проблема существует, но характерна не для всех.
    • Сбор первичной информации.

Цель: изучение семейного положения, условий воспитания, выявление личностных проблем ребенка, формальный статус семьи, внешние проявления поведения ребенка.

  • Беседа с классным руководителем. В ходе беседы были определены учащиеся класса, на которых следует обратить внимание при дальнейшем исследовании.
  • Наблюдение.

Цель: изучение особенностей взаимодействия ребенка в коллективе, поведение ребенка в различных стрессовых ситуациях, вызванных неудачами в учебной деятельности, конфликтами со сверстниками или проблемами в семье.

      В результате  включенного наблюдения были сделаны следующие выводы:

Ученики 6Б класса имеют положительную мотивацию к учебе, к получению хороших отметок и оценок учителей. Ребята способны помогать друг другу. Однако зачастую с трудом сдерживают свои эмоции, ругаются, порой дерутся, кроме того, используют нецензурную брань в разговорах друг с другом. Ученики позволяют себе неприемлемые выражения в присутствии преподавателей. Ребята не умеют работать в группах. Им трудно договориться между собой, придти к общему решению. Причиной конфликтов возникающих в коллективе является нетерпение друг к другу, неумение сдерживать свои эмоции, непонимание интересов друг друга.      Ученики 6Б класса являются творческими неординарными личностями.

У каждого подростка  есть свои интересы, предпочтения. Ребята могут и хотят хорошо учиться. Однако многие не умеют достойно выходить из конфликтной ситуации. Зачастую недопонимание переходит во взаимные оскорбления, а иногда и драки о которых ребята сожалеют.

Каждый из них пытается доказать то, что именно он прав. С  виду класс кажется дружным, но адекватное представление о дружбе сформировано не у всех.

  • Сочинения на темы: «Мои друзья», «Добро и зло».

Цель:  выявление уровня осознанности значимости дружбы, понимания значения слов добро и зло.

Такие сочинения позволяют узнать мнение ребят о дружбе, выяснить умеют ли они дружить и как они ведут себя в условиях конфликтной ситуации.

      Ребята  охотно согласились написать  сочинения. Прочитав их, можно  сделать вывод, что ребята имеют  представление о дружбе, о добре  и зле.

Например, Цепич Максим написал:

«Дружба это когда ты доверяешь человеку, можешь поделиться и радостью и горем, спросить совет. Настоящий друг никогда не придаст».

Но были и такие  письма, которые не радовали своим  содержанием.

Например, Середюк Марта  написала:

«Среди моих одноклассников нет моих друзей. Но я только рада этому. У меня вообще мало друзей, но только потому, что я не хочу дружить  ни с кем. Друзья часто предают».

Зло ребята ассоциировали  с террористами, войнами, обманщиками, ворами, добро с подарками, поддержкой в трудную минуту, любовью и  дружбой.

  • Социометрия.

Цель: изучение взаимоотношений в коллективе.

     В результате  социометрического исследования  можно говорить о том, что явного лидера в классе нет и отверженных ребят тоже.

Мальчики общаются с  мальчиками, а девочки с девочками.

Единственны человек, которого проигнорировали почти все –  это Середюк Марта.

 

  • Проективная методика: Рисунок «Кактус».

Цель: изучение эмоциональной сферы, наличие тревожности. При анализе предоставленных рисунков были выявлены несколько человек склонных к агрессии. Середюк Марта, Грибанов Руслан, а так же Тян Александр. Рисунок «Кактус» показал, что дети дружелюбны, кроме этого исследование показало, что никто не испытывает чувство одиночества. У многих кактус находится в доме, это свидетельствует о том, что семья для детей имеет большое значение.

Информация о работе Феномен агрессивного поведения в социальной педагогике: причины и последствия