Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа
Цель настоящей работы – выявить особенности организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте в ОУ.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
•Изучить теоретические подходы к понятиям «агрессия» и «агрессивность»
•Выяснить причины возникновения и механизмы действия агрессии у подростков
•Определить особенности подростковой агрессивности, факторы, провоцирующие ее появление.
•Создать условия для организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков в ОУ.
Отсюда возникает
Необходимо определить способы профилактики и предупреждения различных форм проявления агрессивного поведения:
В процессе профилактики и предупреждения агрессивного поведения подростков социальный педагог выполняет одну из самых важных ролей т.к. он может расположить подростка к эффективному взаимодействию. Кроме того, социальный педагог может выполнять роль друга, который так необходим подростку. Главное для социального педагога получить доверие подростка, что является важным условием эффективности профилактической деятельности.
Условием
успешности профилактики
Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.
Большую важность также имеют
навыки совместной работы, в частности
в рамках школы. Ведущая роль
в предупреждении и коррекции
агрессивности у детей и подрос
Выводы к главе 1.
Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения.
В ходе анализа психолого-
Основными
причинами агрессивного
- Врожденные побуждения или задатки
Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности являются: семья, сверстники, средства массовой информации и т.д. А так же особенности подросткового возраста, кризис самоопределения и кризис идентичности личности. Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте. Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Социальный педагог имеет все необходимые умения, знания и полномочия для организации и проведения мероприятий способствующих созданию условий для формирования у детей навыков позитивного взаимодействия.
Большую важность также имеют навыки совместной работы, в частности в рамках школы. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ профилактики АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
2.1. Организация
диагностического исследования
агрессивного поведения
Проблема
агрессивности в подростковом
возрасте – одна из самых
важных проблем в современном
обществе. Агрессивность проявляется
по-разному и очень часто
Многообразие
подходов проявляется и при
решении таких практических
В центре
внимания исследователей
Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Цель практического исследования: создание условий для проведения профилактической деятельности по проблеме агрессивного поведения подростков. Выявление подростков с проблемой агрессивного поведения.
Задачи исследования:
Исследование проводилось на базе ГОУ №528 (гимназия) Невского района, 6Б класс.
Гимназия была открыта в 1972 году. В данном образовательном учреждении действуют подготовительные курсы, направленные на формирование психологической и интеллектуальной готовности детей к обучению. С 1 по 9 класс в образовательную программу включена система учебных экскурсий. Существует также и система дополнительного образования: творческие объединения, спортивные секции, кружки. Не обходится и без тематических праздников, представлений, спортивных праздников. Администрация и весь педагогический коллектив делают все возможное для того, чтобы создать условия для нормального физического, психического, интеллектуального и культурного развития детей.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы:
- Сбор первичной информации.
Цель: изучение семейного положения, условий воспитания, выявление личностных проблем ребенка, формальный статус семьи, внешние проявления поведения ребенка.
Цель: изучение особенностей взаимодействия ребенка в коллективе, поведение ребенка в различных стрессовых ситуациях, вызванных неудачами в учебной деятельности, конфликтами со сверстниками или проблемами в семье.
В результате включенного наблюдения были сделаны следующие выводы:
Ученики 6Б класса имеют положительную мотивацию к учебе, к получению хороших отметок и оценок учителей. Ребята способны помогать друг другу. Однако зачастую с трудом сдерживают свои эмоции, ругаются, порой дерутся, кроме того, используют нецензурную брань в разговорах друг с другом. Ученики позволяют себе неприемлемые выражения в присутствии преподавателей. Ребята не умеют работать в группах. Им трудно договориться между собой, придти к общему решению. Причиной конфликтов возникающих в коллективе является нетерпение друг к другу, неумение сдерживать свои эмоции, непонимание интересов друг друга. Ученики 6Б класса являются творческими неординарными личностями.
У каждого подростка есть свои интересы, предпочтения. Ребята могут и хотят хорошо учиться. Однако многие не умеют достойно выходить из конфликтной ситуации. Зачастую недопонимание переходит во взаимные оскорбления, а иногда и драки о которых ребята сожалеют.
Каждый из них пытается доказать то, что именно он прав. С виду класс кажется дружным, но адекватное представление о дружбе сформировано не у всех.
Цель: выявление уровня осознанности значимости дружбы, понимания значения слов добро и зло.
Такие сочинения позволяют узнать мнение ребят о дружбе, выяснить умеют ли они дружить и как они ведут себя в условиях конфликтной ситуации.
Ребята
охотно согласились написать
сочинения. Прочитав их, можно
сделать вывод, что ребята
Например, Цепич Максим написал:
«Дружба это когда ты доверяешь человеку, можешь поделиться и радостью и горем, спросить совет. Настоящий друг никогда не придаст».
Но были и такие письма, которые не радовали своим содержанием.
Например, Середюк Марта написала:
«Среди моих одноклассников нет моих друзей. Но я только рада этому. У меня вообще мало друзей, но только потому, что я не хочу дружить ни с кем. Друзья часто предают».
Зло ребята ассоциировали с террористами, войнами, обманщиками, ворами, добро с подарками, поддержкой в трудную минуту, любовью и дружбой.
Цель: изучение взаимоотношений в коллективе.
В результате
социометрического
Мальчики общаются с мальчиками, а девочки с девочками.
Единственны человек, которого проигнорировали почти все – это Середюк Марта.
Цель: изучение эмоциональной сферы, наличие тревожности. При анализе предоставленных рисунков были выявлены несколько человек склонных к агрессии. Середюк Марта, Грибанов Руслан, а так же Тян Александр. Рисунок «Кактус» показал, что дети дружелюбны, кроме этого исследование показало, что никто не испытывает чувство одиночества. У многих кактус находится в доме, это свидетельствует о том, что семья для детей имеет большое значение.
Информация о работе Феномен агрессивного поведения в социальной педагогике: причины и последствия