Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

ктуальность исследования. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в настоящее время в первоочередную социальную проблему. Особое внимание уделяется дошкольному возрасту. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его успешного физического и психического развития.
Физическое воспитание дошкольников является одним из основных критериев развития ребенка.
Цель исследования – определить педагогические условия использования родителями средств физической культуры в физическом воспитании детей трех-пяти лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование использования оздоровительных технологий в физическом воспитании детей в семье…………………………………...4
1.1. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в семье………………………………………………………………………………………...4
Рекомендации………………………………………………………………………….…..5
1.2. Значение и виды приемов массажа для детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………..6

Подвижная игра в физическом воспитании дошкольников……………………..10
Глава 2. Экспериментальное исследование физического воспитания детей дошкольного возраста в семье………………………………………………………...12
2.1. Организация исследования………………………………………………….……12
2.2. Результаты исследования и их обсуждение …………………………………..16
2.3. Рекомендации для родителей по проведению физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста……………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….……….22
Список литературы………………………………………………………………………24
Приложение…………………………………………………………………………….....25

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОСНОВА.docx

— 80.99 Кб (Скачать файл)

При массаже суставов разновидности приема «растирание» содействуют увеличению или уменьшению подвижности в суставе, способствуют уменьшению гемартрозов, припухлости, высыпаний и болезненности в области сустава.

 

Методические указания 13

1. Растирание - это подготовительный  прием к разминанию.

2. При растирании на лице необходимо  использовать переступание.

3. Для усиления действия приема  следует увеличить угол между  пальцами массажиста и массируемой  поверхностью или использовать прием с отягощением.

4. Движения при растирании проводят  в любом направлении независимо от направления лимфотока.

5. Без необходимости при растирании  не задерживаться на одном участке более 8—10 с.

6.Учитывать состояние кожного  покрова больного, его возраст  и ответные реакции на выполняемые приемы.

7. Прием растирания чередовать  с приемами поглаживания и др., выполняя 60—100 движений в 1 мин.

 

Разминание - это прием, при котором массирующая рука выполняет 2-3 фазы: 1) фиксация, захват массируемой области; 2) сдавление, сжимание; 3) раскатывание, раздавливание, само разминание. Выделяют следующие разновидности приема «разминание». Основные: поперечное, продольное. Вспомогательные: щипцеобразное, валяние, надавливание, накатывание, сдвигание, растяжение.

Разминание оказывает основное воздействие на мышцы ребенка, благодаря чему повышается их сократительная функция, увеличивается эластичность сумочно- связочного аппарата, растягиваются укороченные фасции, апоневрозы. Разминание способствует усилению крово- и лимфообращения; при этом значительно улучшается питание тканей, повышается обмен веществ, уменьшается или полностью снимается мышечное утомление, повышаются работоспособность мышц, их тонус и сократительная функция. В зависимости от темпа, силы, длительности исполнения разновидностей приема снижается или повышается возбудимость коры головного мозга и тонус массируемых мышц. Надо отметить, что разминание - это прием, по которому можно судить о технических способностях массажиста. Разминание - пассивная гимнастика для мышц 14.

 

 

 

 

 

 

Методические указания 15

1. Мышцы должны быть максимально  расслаблены, с удобной и хорошей  фиксацией.

2. Массаж вести медленно, плавно, без рывков, до 50-60 движений в 1 мин.

3. Движения проводить как в  восходящем, так и в нисходящем направлении, центробежном и центростремительном, без перескакивания с одного участка на другой, с учетом характера патологического процесса.

4. Интенсивность массажа наращивать  постепенно от процедуры к  процедуре, чтобы не было адаптации  (привыкания).

5. Прием начинать от места  перехода мышцы в сухожилие и кисти располагать на массируемой поверхности с учетом ее конфигурации.

Легкое поколачивание. Поколачивание - выполняется локтевыми краями одной или обеих кистей, согнутых в кулак, а также тыльной стороной кисти. Применяют его на спине, в поясничной, ягодичной областях, на нижних и верхних конечностях.

Вибрация. При вибрации массирующая рука или вибрационный аппарат передает телу массируемого колебательные движения. Выделяют следующие разновидности приема «вибрация»:

 

Основные: непрерывистая, лабильная, стабильная, прерывистая, лабильная, стабильная.

Вспомогательные: сотрясение, встряхивание, рубление, похлопывание, поколачивание, пунктирование.

Физиологическое влияние. Разновидности приема обладают выраженным рефлекторным воздействием, вызывая усиление рефлексов. В зависимости от частоты и амплитуды вибрации происходит расширение или сужение сосудов. Значительно понижается артериальное давление. Уменьшается частота сердечных сокращений, изменяется секреторная деятельность отдельных органов. Существенно сокращаются сроки образования костной мозоли после переломов. Разновидности приема вибрации оказывают выраженное влияние на периферическую и центральную нервную систему, действуя тонизирующе, возбуждающе, что используется при вялых параличах важнейших нервных стволов, атрофии отдельных мышечных групп 16.

 

Методические указания 17

1. Прием не должен вызывать  болезненных ощущений у массируемого.

2. Сила и интенсивность воздействия  зависят от угла между массирующей  кистью и телом — чем ближе он к 90°, тем сильнее воздействие.

3. Продолжительность выполнения  ударных приемов в одной области  не более 10 с; следует комбинировать его с другими приемами.

4. Продолжительные мелкие, с малой  амплитудой вибрации вызывают  у массируемого успокоение, расслабление, а непродолжительные, прерывистые, с большой амплитудой - противоположное состояние.

5. Не применять на внутренней  поверхности бедер, в подколенной  области, в местах проекции  внутренних органов (почек, сердца) прерывистые вибрации

 

 

Подвижная игра в физическом воспитании дошкольников.

Занятия играми сопровождают человека от начала его существования. Игра - форма психофизической активности индивида. Цель игры является не достижение результата, а получить эмоциональное восприятие, переживания, чувство свободы действий и воображения. Игровые занятия в той или иной форме являются атрибутом физического и психического развития ребенка 18.

Игры характеризуются разнообразием и в то же время простотой движений и соединяют в себе физическую и умственную активность дошкольника.

В физическом воспитании игры выполняют следующие функции 19:

Основную - они представляют собой важное средство физического воспитания, которое применяется с учетом возраста; условий и возможностей реализации в процессе занятий; вовлечения занимающихся с конкретными целями.

Вспомогательную - они служат дополнением к иным средствам физического воспитания для оживления и разнообразия занятий, активного отдыха.

Равнозначную - применяются на занятиях наравне с другими средствами физического воспитания.

Таким образом, подвижные игры приемлемы  для занятий в детском возрасте: они предоставляют большие возможности  в укреплении здоровья, устраняют  эмоциональную и физическую реакцию на стресс, снимают напряжение и заряжают организм ребенка энергией.

Большая роль отводится играм и  развлечениям в сфере развития моторных способностей ребенка.

В физическом воспитании детей 3-5 лет  в домашней обстановке специалисты  рекомендуют родителям использовать рефлексивно-метафорические двигательные игры.

В основе данного вида игры находятся  стандартизированные упражнения. Они  воздействуют на концентрацию внимания детей на телесных ощущениях, тонкой регуляции форм и динамики двигательных действий, их метафоричности, выразительности, что обеспечивает ребенку более плотную (осознаваемую ребенком) интеграцию физических и психических функций.

Активизация всех мышечных групп дошкольников - от крупных до мелкомоторных осуществляется посредством:

  • напряжения и расслабления мышц (например, «Игра с муравьем» - детям предлагается представить, что они в лесу сидят на пенечке; под ногами мягкая трава; на пальцы ног влез муравей и бегает по ним; с силой потянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые; «прислушаться», на каком пальце сидит муравей; движением ноги вперед сбросить муравья с пальцев ног; носки вниз - в стороны, расслабить ноги; ноги отдыхают);
  • ритмичной «мышечной игры» (например, игра «Силачи» -имитация поднятия гантели: на счет «раз» правой рукой, на «два» - левой, на «три» - правой, на «четыре» - двумя. Все повторить с левой руки);
  • изменения амплитуды движений симметричных звеньев тела (например, правой рукой - взмах крылом орла «размашисто», левой - «мелкие» порхания мотылька);
  • изменения темпа и скорости двигательных действий (например, плавные, резкие, их чередование);
  • вариации силы движения (например, в беге - усиленное отталкивание правой ногой от опоры, левой - слабый, проходящий; при беге ощущение веса тела «облаченного в доспехи рыцаря» и «в плаще из паутины»);
  • концентрации внимания на отдельных частях тела (например, игра «Следы на снегу» - лежа на полу с закрытыми глазами почувствовать область тела, соприкасающуюся с полом);
  • отключения зрительного анализатора при выполнении упражнения (например, игра «Буратино» - воображаемым мелом «нарисовать» простой рисунок; нарисовать тот же рисунок кончиком носа, подбородком, плечом, коленом, пальцем ног и т.д.; далее «рисовать» предметы различными частями тела с закрытыми глазами). 20

Опыт работы показывает, что для  детей среднего дошкольного возраста эффективны утром - гимнастика (прогулка) до занятий; на 15-20-й мин каждого занятия в детском саду - физкультурные минуты; на прогулках подвижные игры и спортивные развлечения; в конце дня - активная прогулка; в понедельник и в конце недели - увеличение объема движений за счет организации дополнительных и самостоятельных занятий физическими упражнениями в детском саду и дома 21.

Включение в учебный процесс  игр и упражнений для развития познавательных процессов, речи не только содействует психическому развитию детей, но и перестраивает моторику, обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки.

В аспекте интеграции различных видов учебной деятельности предлагаем использовать физические упражнения на занятиях с детьми и в ДОУ, и в семье. Примером может служить объединение физкультурных занятий с освоением алфавита или изучением английского языка в домашних условиях, а также интегрированные занятия по экологическому и физическому воспитанию дошкольников в учебно-воспитательном процессе в детских дошкольных образовательных учреждениях 22.

Таким образом, в физическом воспитании детей игры различного рода благоприятствуют:

• всестороннему и гармоничному развитию физических качеств;

• укреплению здоровья путем тренировки органов кровообращения и дыхания;

• повышению уровня физической подготовленности.

В умственном воспитании подвижные  игры способствуют развитию следующих  качеств: внимания, памяти, мышления, ориентации, наблюдательности, реакции. Кроме того, они благоприятно влияют на процесс обучения и развитие воображения.

Занятия подвижными играми способствуют эстетическому воспитанию, что проявляется  в пластичности и гармонии движений, развитии чувства ритма и темпа.

В воспитании ребенка игры играют важную роль, так как воспитатель  имеет возможность влиять на характер ребенка и развивать у него такие качества, как взаимодействие в коллективе, соблюдение определенных правил, доверие к партнерам.

В зависимости от поставленной цели воспитатель подбирает нужную игру таким образом, чтобы она соответствовала возрасту и полу ребенка, была интересна и безопасна.

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование физического воспитания детей дошкольного возраста в семье.

 

2.1. Организация  исследования

 

На территории ГОУ ДОУ №232 «Снежинка», г. Москвы проводилась экспериментальная работа. В эксперименте участвовали 20 детей трех-четырех лет и 20 детей пяти лет. Вся работа проводилась на групповых и индивидуальных занятиях в присутствии родителей с ноября 2012 года по апрель 2013 года.

Первые результаты исследования по выявлению уровня развития физических качеств, физической подготовленности, уровня развития творческой активности детей дошкольного возраста были зафиксированы в в ноября 2012 года, вторая фиксация результатов исследования была проведена в апреле 2013 года.

Так вот, между двумя этапами  диагностики проводился педагогический эксперимент. В этот временной отрезок родители должны были заниматься со своими детьми по следующим принципам :

 

1.Организовать, адекватное возрасту и уровню физического развития детей, формы и методы использования физической культуры в физическом воспитании детей трех-пяти лет.

2.Осуществление интеграции разных  видов физической активности: режим  дня, зарядка, закаливание, массаж, подвижные игры и т.д.

3.Формирование физической активности  детей на основе организации  разных форм и методов физической  культуры.

Это исследование проводилось для  того, чтобы выяснить - действительно  ли занятия с родителями могут  повлиять на повышение уровней развития физических качеств, физической подготовленности, уровня развития творческой активности детей дошкольного возраста .

Для начала определялись исходные данные. Цель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего эксперимента. Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью активное формирование или воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности и т.д.; используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы.

Цель формирующего эксперимента может  быть: обучение каким - либо знаниям, умениям, навыкам; формирование тех или иных качеств личности.

Формирующий эксперимент требует  от исследователя: Разработанности  теоретических представлений о параметрах формируемых психических явлений. Четкости планирования хода эксперимента. Полного учета разных факторов реального обучения, влияющих на возникновение изучаемых психических явлений.

Первое задание было направлено на выявление уровня развития физических качеств детей 3-5 лет: рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких.

Второе задание было направлено на выявление уровня физической подготовленности детей 3-5 лет: бег на 10 м. с ходу; прыжок в длину с места; наклон вперед; сохранение равновесия на правой ноге «Цапля», сохранение равновесия на левой ноге «Цапля».

Третье задание было направлено на выявление уровня развития творческой активности детей 3-5 лет: а) одень спортсмена для соревнований; б) угадай вид спорта по картинке; в) одежда при занятиях физкультурой.

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста