Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:25, курсовая работа
ктуальность исследования. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в настоящее время в первоочередную социальную проблему. Особое внимание уделяется дошкольному возрасту. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его успешного физического и психического развития.
Физическое воспитание дошкольников является одним из основных критериев развития ребенка.
Цель исследования – определить педагогические условия использования родителями средств физической культуры в физическом воспитании детей трех-пяти лет.
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование использования оздоровительных технологий в физическом воспитании детей в семье…………………………………...4
1.1. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в семье………………………………………………………………………………………...4
Рекомендации………………………………………………………………………….…..5
1.2. Значение и виды приемов массажа для детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………..6
Подвижная игра в физическом воспитании дошкольников……………………..10
Глава 2. Экспериментальное исследование физического воспитания детей дошкольного возраста в семье………………………………………………………...12
2.1. Организация исследования………………………………………………….……12
2.2. Результаты исследования и их обсуждение …………………………………..16
2.3. Рекомендации для родителей по проведению физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста……………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….……….22
Список литературы………………………………………………………………………24
Приложение…………………………………………………………………………….....25
Таблица 5.
Итоговые результаты наблюдений в процессе выполнения физических упражнений, самомассажа, в знаниях правил подвижных игр
Признаки |
До (п=20) |
После (п=20) |
V |
Р | ||
факт. |
% |
факт. |
% | |||
самостоятельность |
2,16 |
43 |
4,38 |
87,6 |
5 |
< 0,001 |
исполнительность |
2,48 |
49 |
4,60 |
92 |
7,5 |
< 0,001 |
дисциплинированность |
1,48 |
29,6 |
4,48 |
89,6 |
1,5 |
< 0,001 |
ответственность |
1,90 |
38 |
4,60 |
92 |
2,5 |
< 0,001 |
подвижность в игре |
2,30 |
46 |
4,20 |
84 |
83,5 |
< 0,001 |
амплитуда движений |
1,60 |
32 |
4,50 |
90 |
37,5 |
< 0,001 |
умение самомассажа |
1,78 |
35,6 |
4,28 |
85,6 |
30 |
< 0,001 |
творческий компонент |
1,88 |
37,6 |
4,43 |
88,6 |
1,5 |
< 0,001 |
знание правил игры |
1,20 |
24 |
4,35 |
87 |
1,5 |
< 0,001 |
Анализируя результаты формирования умений и навыков различного уровня физической подготовки, необходимо отметить, что различия средних между показателями до и после эксперимента достоверны.
В целом заключительный этап опытно-экспериментальной работы подтвердил обоснованность и целесообразность выделенных нами педагогических условий, действенность интегрированного использования разных видов физического воспитания ребенка 3-5 лет в семье, что позволяет эффективно осуществлять развитие физических качеств и творческой активности дошкольников 3-5 лет.
2.3. Рекомендации для родителей по проведению физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.
Анализ литературных источников и опыта работы с детьми 3-5 летнего возраста по проведению физкультурных занятий на основе подвижных игр позволил выявить различные виды влияний физических упражнений на умственную деятельность дошкольников, в частности срочное, отсроченное и восстановительное 23.
• Срочное влияние на состояние умственной работоспособности ребенка отмечается непосредственно в процессе выполнения активных двигательных действий. Среди различных форм физического воспитания, реализующих данный эффект, наибольшую распространённость получили физкультминутки и физкультурные паузы 24.
В этой связи предлагается следующее:
Отсроченное влияние физической нагрузки на умственную работоспособность объясняется лучшей скоординированностью деятельности физиологических функций организма у детей, регулярно выполняющих физические упражнения 26.
Повышение деятельности нервных клеток сопровождается увеличением количества и скорости кровотока в активно функционирующем отделе, что требует более интенсивной работы сердечно- сосудистой и дыхательной систем, наиболее тренируемых в процессе физических нагрузок.
В этой связи предлагается следующее:
Восстановительное влияние заключается в том, что при умственном утомлении работоспособность лучше всего восстанавливается не после пассивного отдыха, а после физических упражнений, которые, создавая зону возбуждения в одних нервных центрах коры больших полушарий, индукционно способствуют углублению тормозного процесса в зоне, утомлённой от предшествующей умственной работы. В результате происходит более быстрое восстановление энергии корковых клеток 27.
В этой связи предлагается следующее:
В планировании движений дня для детей 3-5 летнего возраста, составленного в соответствии с нормой естественной потребности детей в движении, необходимо исходить из следующей структуры 29:
1. Гимнастика до занятий (
2. Физкультурные минуты на
3. Игры и упражнения между занятиями до 25 мин в сумме.
4. Подвижный час (прогулка) - 2 часа активного отдыха на открытом воздухе
5. Подвижные игры и спортивные развлечения во время прогулки - до 40 мин.
В субботний (короткий) и воскресный дни потребность в движениях должна компенсироваться самостоятельными подвижными играми и спортивными развлечениями детей, экскурсиями и походами совместно с родителями.
В эти дни дети чаще всего организуют свой двигательный режим самостоятельно, поэтому очень важно воспитывать на спортивном часе, физкультминутках потребность детей самостоятельно заниматься физическими упражнениями, обучать их для этого подвижным играм, проводить соответствующую работу с родителями.
С нашей точки зрения, наиболее плодотворный подход предложен в работе В.С. Якимовича, показавшего, что двигательный режим тесно переплетается с другими компонентами общего режима, образуя чередование учебного труда и активного отдыха на занятиях в детском саду, между ними, в начале и конце дня 30.
Таким образом, физические упражнения, физкультминутки на занятиях с родителями в домашних условиях являются способом стимулирования как самостоятельной, так и организованной двигательной активности ребенка
Заключение
Цель исследования – определить педагогические условия успешного использования родителями средств физической культуры в физическом воспитании детей трех-пяти лет.
Задачи исследования:
1. Обосновать цели и задачи физического воспитания детей трех-пяти лет в семье.
2. Определить педагогические
5. Разработать методические
Мы предположили, что педагогические
условия успешного
1.Организация адекватных
2.Осуществление интеграции
3.Формирование физической
Анализ литературы, опыта специалистов МДОУ, наблюдение за параметрами двигательной и познавательной активности детей позволили выявить основные противоречия и проблемы физического воспитания детей 3-5 лет. Основной проблемой, на наш взгляд, явилась недостаточный двигательный режим ребенка дома и в процессе обучения МДОУ.
Одним из средств повышающим работоспособность ребенка является использование родителями разнообразных форм проведения занятий физической культурой в домашних условиях.
Существенное значение в повышении работоспособности имеют уровни двигательной активности (высокий, средний, низкий) ребенка. Так, в ходе проведенного исследования выявлено, что дети с низким уровнем двигательной активности имеют низкие показатели работоспособности: чаще (в 3 раза) и продолжительнее (в 3 раза) болеют, чем дети с высоким уровнем двигательной активности.
Полученные данные убеждают в необходимости целенаправленной работы родителей с детьми 3-5 лет по физическому воспитанию, так как освоение средств физической культуры в семье оказывает существенное влияние на формирование положительного эмоционального отношения к ней, развития физических качеств, физической подготовленности и творческой активности ребенка.
Разработанная методика проведения занятий с детьми дошкольного возраста позволяет обосновать механизмы повышения работоспособности ребенка, формирования потребности в двигательной активности, оказать родителям помощь в физическом воспитании детей и оптимизации их двигательного режима.
Родителям рекомендованы следующие методологические подходы:
а) деятельный подход, предусматривающий непосредственное участие родителей в развитии ребенка;
б) индивидуальный подход, учитывающий особенности уровня двигательной активности;
в) координацию деятельности инструктора по физическому воспитанию дошкольников и родителей детей 3-5 лет.
В ходе исследования установлено, стимулирование двигательной активности особенно необходимо для детей с низким уровнем двигательной активности; для детей с высоким уровнем двигательной активности главным стимулом является проявляемый интерес и желание выполнять больший объем учебной работы.
Экспериментально
Показана эффективность
Список литературы
Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста