Формирование активного словаря у детей с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Цели специального обучения обеспечиваются чётко продуманным решением ряда задач:
1. усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, графике и пунктуации, подготавливающих к изучению систематического курса языка средней школы;
2. обогащение речевой практики детей, развитие умений в сознательном использовании знаний по фонетике, грамматике и правописанию;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ……………………………………………................. …………...5
1.1 Этапы развития словаря детей………………………… ……………...5
1.2 Особенности развития словарного состава детей с нарушением интеллекта.............…………………………………………………… 14
1.3 Методики исследования развития словаря детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………..24
2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.....26
2.1 Значение ознакомления с окружающим миром в системе развития речи детей с нарушением интеллекта...………………………………………..……..26
3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА……..……………………………………………………...28
3.1 Диагностика сфомированности словарного запаса детей с нарушением интеллекта...................... ……….................................…28
3.2 Система коррекционно-развивающих мероприятий по развитию словаря детей на основе ознакомления с окружающими предметами и явлениями……………………………………….....……..…….……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………....…44
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…..49

Вложенные файлы: 1 файл

Словарь 442 вв.doc

— 581.50 Кб (Скачать файл)
  1. устранение психологических и других функциональных расстройств;
  2. коррекция моторики, речи;
  3. восстановление (приобретение) коммуникативных способностей;
  4. активизация деятельности;
  5. интеграция в общество.

Важно учесть, что  в коррекционно-медико-педагогической работе необходимо использовать комплексный  метод, сочетающий разные виды терапевтического воздействия:

    1. Лекарственные средства, влияющие на деятельность головного мозга и направленные на уменьшение степени выраженности симптомов органического поражения центральной нервной системы.
    2. Физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, нормализующие объем движений конечностей.
    3. Поддерживающее и закаливающее лечение для укрепление организма (витаминизация, фитотерапия).
    4. Лечение сопутствующих заболеваний.
    5. Логопедическая работа по коррекции и развитию речи.

В отечественной  логопедии существует немало методик по исследованию развития словаря детей с нарушениями в развитии.

    1. Диагностическая методика на базе методики психолого-логопедического обследования речи Волковой Г.А., которая наиболее информативно показывает уровень сформированности лексики.
    2. Методика обследования словарного запаса детей О.Е.Грибовой, Т.П.Бессоновой.
    3. Методика обследования словарного запаса детей И.А.Смирновой.
    4. Методика исследования лексики Н.В.Серебряковой, Л.С.Соломоховой.
    5. Методики изучения словарного запаса М.А.Поваляевой.

Методика выявления  уровня сформированости лексики  у детей дошкольного возраста Волковой Г.А. состоит из тестов в  количестве 11 шт. Они направлены на исследование пассивного словаря (3 теста), активного словаря (8 тестов). Упражнения по ходу теста имеют усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений детей.( см. приложение 2).  Методика обследования словарного запаса детей О.Е. Грибовой,  Т.П. Бессоновой, а так же методика  И. А. Смирновой состоит из тестов на исследование активного и пассивного словарей. Упражнения по ходу теста имеют усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений детей.  Выявление объёма активного (пассивного) предметного словарного запаса является основой методик Н. В. Серебряковой и М. А. Поваляевой(см.приложение 2).

Таким образом, все методики направлены на изучение лексики детей  с интеллектуальными нарушениями  и являются системным компонентом  в изучении речи детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

 

2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ  С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

2.1 Значение  ознакомления с окружающим миром  в системе развития речи детей  с нарушением интеллекта

Знакомство  ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами  и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.

Ознакомление детей  с  окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном  опыте и воспитание правильного  отношения к нему. Знакомство с  окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети с нарушением интеллекта  могут создать объективную картину  об окружающем мире только с помощью  взрослого. Патология интеллектуального развития не  искажает восприятие объекта, но затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. В дошкольном возрасте основными задачами ознакомления с окружающим миром являются:

1.Формирование  у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.

2.Формирование системы  знаний об окружающем мире, обеспечение  правильной ориентировки ребенка в мире.

3.Развитие познавательной  деятельности ребенка в процессе  ознакомления с окружающим миром.

Это особенно важно для  развития словаря детей с интеллектуальной недостаточностью.  Ведущим методом ознакомления детей с окружающим миром является наблюдение. Кроме наблюдений используются беседы, рассказы, дидактические игры, экскурсии . При описательном методе  интерес у детей постепенно снижается,  это происходит неизбежно,  даже в том случае,  если привлекаются  занимательные факты,  загадки, пословицы, поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же  

Очень большое значение имеет  раскрытие связей между человеком  и природой.  Причем, человек рассматривается как часть природы,  он существует внутри природы и неотделим  от  нее. Связь между человеком и природой проявляется,  прежде всего, в той многообразной роли,  которую природа играет в  материальной и духовной жизни людей.

 

3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ  РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

    1. Диагностика словарного запаса детей   с нарушением интеллекта

Комплексный анализ речевых нарушений позволяет  не только выявить уровень сформированности семантического поля у детей с  нарушением интеллекта, но и выстроить  научно обоснованную систему методов проведения коррекционных мероприятий и преодоления недостатков речевого запаса, позволяет обосновать содержание и методику коррекционного обучения, дифференцировать и индивидуализировать ее. В рамках нашего исследования нами был проведен констатирующий эксперимент.

Цель констатирующего  эксперимента - изучить словарный  запас детей  с недоразвитием  интеллекта и установить уровень  сформированности семантических полей  у данной категории дошкольников

Для реализации цели констатирующего  эксперимента необходимо решить следующие задачи:

  1. оценить качественный состав пассивного словарного запасат детей  с нарушением интеллекта;
  2. определить количественный и качественный состав активного словаря детей с недоразвитием интеллекта;
  3. выявить уровень владения значением лексических единиц (структура семантического поля) на тему « Мир вокруг нас», в которую входят следующие задания «Овощи», «Фрукты», «Названия животных».

Для того чтобы  реализовать цель и задачи констатирующего  эксперимента, нами было проведено обследование лексического запаса учащихся начальной школы.

Эксперимент проводился на базе подготовительной  коррекционной  группы детского сада «Мальвина» г. Сургута.

У всех детей, участвующих  в эксперименте, по данным психоневролога отмечается легкая степень олигофрении, по данным логопеда сформулировано заключение: несформированность языковых и речевых средств.

Для решения задач констатирующего  эксперимента в области оценки качественного  и количественного состава пассивного и активного словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта мы использовали диагностические материалы методики Волковой. Тема «Мир вокруг нас», поскольку ознакомление с окружающими предметами и явлениями является неотъемлемой частью развития словаря детей.

В основу методики диагностирования речевого развития детей с нарушением интеллекта заложены принципы систематичности и последовательности, доступности и наглядности, используя такие педагогические качества как доброжелательность, терпение и выдержка, педагогический такт и умение расположить ребенка к общению.

В процессе проведения констатирующего  эксперимента детям были предложены практические задания, подборка иллюстративного  и словесного материала, понятного  по содержанию младшему школьному возрасту.

Обследования проводились с каждым ребенком индивидуально, после установления с ними положительного эмоционального контакта.

 Для подсчета ответов детей в каждом виде диагностики нами использовалась следующая технология: за каждый правильный ответ ребенок получал 1 балл, неправильные ответы не оценивались. Общее количество ответов стало отправной точкой для анализа речевого развития детей и планирования дальнейшей логопедической работы с детьми.

Использование разных методических приемов для обследования речевого развития детей с нарушением интеллекта позволили установить картину сформированности семантического поля, выявить базовый уровень пассивного и активного словаря и конкретизировать объем лексического запаса на темы «Овощи»,  «Фрукты». Все диагностические задания по своему содержанию соответствовали возрастным показателям младших школьников, имели четкую словесную инструкцию и необходимый демонстрационный материал. С детьми был установлен эмоциональный контакт, проведена предварительная психологическая подготовка, дети были настроены на работу с экспериментатором. Отказов от контакта, негативных эмоций в процессе проведения обследования не было.

Обследованию активного  словаря детей с нарушением интеллекта мы уделили особое внимание, определив  для выполнения 11 групп заданий.    

Из всех предложенных заданий  самыми доступными для детей были задания назвать предметы, соотнося их с обобщающим словом. В основном дети правильно назвали картинки и соотнесли их с обобщающими  словами. На каждое обобщающее слово  детьми было названо 1-3 предметов. Все назвали детенышей кошки и козы, причем, не всегда правильно обозначая названия детенышей. Например, один ребенок сказал, что у кошки детеныш - маленькая кисочка, другой ребенок  сказал, что это котечек (вместо котеночек), Аня  назвала щенка щеночкой, что по смыслу правильно, а по речевой структуре ошибочно. Особой сложностью было называние детенышей собаки, лошади и курицы. Мы получили такие названия как: собачата, лошадята, лошаденок, куренок.

Трудным стало и задание  «Назвать признаки предмета» Дети затруднялись в подборе и назывании качественных прилагательных к словам морковь, дерево, трава, елка, небо, лимон. Большая часть ответов сводилась к словам большой, большая, маленькая, красивый, красная, дети называли слова общие, поверхностные, чаще всего только по одному, характеризующему предмет, слову.

Отрицательный результат  на данном этапе обследования подтверждает слабое развитие активного словаря  детей, их неумение подбирать признаки предметов, рассказывать о заданном предмете.

Выполнение задание «Название действий людей и животных» показало недостаточность глагольных форм в словаре детей. Так, почти все дети назвали только действия повара и учительницы, по 2 правильных ответа мы получили на вопросы «Кто как передвигается?» и «Кто как кричит?»,  двое детей1  ответили - ворона каркает, 4 человека ответили звукоподражанием. Рассматривая картинки с характерными признаками времен года, все дети выделили только 2 времени - зиму и лето, разложить картинки в нужной последовательности смогли лишь 2 участника эксперимента, назвать последовательность времен года и их признаки только 1 ребенок - Костя П.

Выполняя задание на называние  слов с противоположным значением, правильный ответ дети дали лишь к  словам большой (10 чел), холодный (5 человек) и синий  (4 чел.) К остальным словам подбор противоположных по значению слов вызвал затруднение.   Результаты исследования отражены в таблице.

Таблица 1

Имя ребёнка

Процент правильно  выполненных заданий

   

Активный словарный  запас

Пассивный словарный  запас

 

Костя

40,2%

73%

 

Аня В.

41,8%

75,3%

 

Аня С.

40,3%

73,3%

 

Ваня

36,7%

70,6%

 

Даша

42,1%

76%

 

Дима

38%

71%

 

Кирилл

41,7%

75%

 

Миша

41,1%

72%

 

Сергей

40,3%

72%

 

Соня

42,7%

76%

 

Средний показатель

40,4%

73,7%

 

 

Информация о работе Формирование активного словаря у детей с умственной отсталостью