Формирование активного словаря у детей с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Цели специального обучения обеспечиваются чётко продуманным решением ряда задач:
1. усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, графике и пунктуации, подготавливающих к изучению систематического курса языка средней школы;
2. обогащение речевой практики детей, развитие умений в сознательном использовании знаний по фонетике, грамматике и правописанию;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ……………………………………………................. …………...5
1.1 Этапы развития словаря детей………………………… ……………...5
1.2 Особенности развития словарного состава детей с нарушением интеллекта.............…………………………………………………… 14
1.3 Методики исследования развития словаря детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………..24
2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.....26
2.1 Значение ознакомления с окружающим миром в системе развития речи детей с нарушением интеллекта...………………………………………..……..26
3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА……..……………………………………………………...28
3.1 Диагностика сфомированности словарного запаса детей с нарушением интеллекта...................... ……….................................…28
3.2 Система коррекционно-развивающих мероприятий по развитию словаря детей на основе ознакомления с окружающими предметами и явлениями……………………………………….....……..…….……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………....…44
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…..49

Вложенные файлы: 1 файл

Словарь 442 вв.doc

— 581.50 Кб (Скачать файл)

- Называет цветов: коричневый, розовый, голубой, оранжевый.

- называние формы: квадратный, треугольный, овальный, круглый,  прямоугольный.

Оценка: всего 9 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.

1.7 Подбор антонимов:

Добро - зло, высокий - низкий, горе - счастье, друг - враг, лёгкий - тяжёлый, поднимать - ставить, хороший - плохой, давать - забирать, широкий - узкий, покупать - продавать.

Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ  или далёкая словесная замена.

2. Исследование пассивного  словаря.

2.1 Конкретные существительные: «Покажи, где кукла, мишки, стол и т.д.»

Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ  или далёкая словесная замена.

2.2 Существительные, обозначающие части тела, части предметов: «Покажи, где у тебя глаза, локоть, палец и т.д.»

- части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот,  шея, глаза, уши, волосы;

- части одежды: рукав,  воротник, пуговица;

- части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;

- части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.

Оценка: всего 3 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение - показывает все части, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, показывает не более 3 частей, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.

2.3 Название профессий:  «Поёт певец, а кто лечит,  строит и т.д.»

Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.

2.4 Глагольный словарь:  «Кто мычит? Кто кудахчет? Кто  ползает? Кто плавает?)

Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.

2.5 Словарь прилагательных. Попросить показать, где оранжевый  цвет, где голубой, розовый, коричневый. Ответить на вопросы: «Какой  формы стол, окно, тарелка».

Оценка: всего 2 пробы по 4 признака, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.

После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка - 212 баллов, соответствует высокому уровню; 123 - 176 б. - среднему; менее 123 баллов - низкому уровню лексического развития ребёнка.

6.Методика изучения словарного  запаса детей М.А. Поваляевой.

Направлена на выявления  способности детей быстро подбирать наиболее точное сова, употреблять обобщающие слова. Включает в себя 4 задания.

Задание №1. Классификация  понятий.

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Логопед называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.

Задание №2. Подбор антонимов.

Проводится в форме  игры «Скажи наоборот». Ребёнку предлагается поиграть в слова и подобрать  к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляют 10 слов (грустный - весёлый, молодой - старый, тонкий - толстый, трусливый - смелый; бежать - стоять, смеяться - плакать, разговаривать - молчать; высоко - низко, далеко - близко).

Высшая оценка 10 баллов. 1 балл - если подобранное слово является антонимом заданному; 0 баллов - не соответствует.

Задание №3. Подбор синонимов.

Проводится в форме  игры «Скажи по-другому». Ребёнку предлагается подобрать к названному слово, близкое  по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: хмурый, весёлый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).

Высшая оценка 10 баллов. 1 балл - подобранное слово  является синонимом названному; 0 баллов - не соответствует семантическому полю.

Задание №4. Подбор определений.

Проводится в форме  игры в слова. Ребёнку предлагается придумать к названному слову  как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как  про него можно сказать ещё? Каким  оно может быть?) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла - придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 балл - менее 3 слов; 0 баллов - ответ не соответствует семантическому полю слова.

После выполнения всех 4 заданий, направленных на выявления словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка - 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35 - 50 баллов - среднему; менее 35 баллов - низкому уровню лексического развития ребёнка.

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Конспект  занятия по окружающему миру

Тема:  «Хлеб»

Программное содержание:

  1. Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; 
  2. закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
  3. познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую; 
  4. познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
  5. воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
  6. актуализировать, обогащать лексикон по теме "Хлеб";
  7. формирование языкового чутья; 
  8. совершенствовать навыки связного высказывания;
  9. формирование мелкой и общей моторики;
  10. развитие внимания, памяти, мышления.

Словарь: 

Существительные: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, агроном, хлеборобы, комбайнер, серп, элеватор,  мука,  мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты,  крошки, корка, мякоть, сухари. 
Прилагательные: свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.

Глаголы: выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь. 
Материал: зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная, картинки с изображением сельскохозяйственных машин, картинки от зерна до хлеба, серп, литературный герой Буратино, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.

Ход занятия 

Стук в дверь. Няня передает посылку.

  • Дети, смотрите, нам принесли посылку, а от кого, мы сейчас узнаем (педагог читает адрес на посылке)
  • Как вы думаете? Что там может лежать?

 

 (Хлеб)

  • А как вы догадались?

(По запаху)

  • Конечно, такой аромат идет от посылки.

Чтение стихотворения  С. Погореловского

Вот он - хлебушек душистый.

Вот он - теплый, золотистый,

В нем - здоровье наше, сила,

В нем - чудесное тепло.

Сколько рук его растило, 

охраняло, берегло!

  • Сегодня мы будем говорить о хлебе.
  • Где мы покупаем хлеб?

( Ответ детей)

  • Хлебобулочных изделий много, назовите их.

(Ответ детей)

  • Когда - то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и  уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы  о хлебе?  
(Ответы детей: Хлеб - всему голова! Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно )

  • Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь.

 

  Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. 
Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Нам нужно много хлеба. Чтобы узнать, кто выращивает хлеб, мы отправляемся в путешествие вместе с Буратино.

  • Буратино, у тебя есть загадки. Дай мне, пожалуйста,  загадку кто весной выходит в поле? "Овсом не кормят,  кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит."

(Трактор)

  • Кто работает на тракторе? (Тракторист)
  • Найдите картинку, где весной трактор пашет землю. Он готовит землю для зерна. Ведь недаром говорят: "Весенний день год кормит".
  • Что делает трактор? Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна.
  • Прежде, чем продолжить путешествие, рассмотрите зерна пшеницы, ржи, овса.
  • Ребятишки, эти зерна называются хлебные. Из пшеницы получают белую муку, из ржи - ржаную.  Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная?
  • Зерно маленькое, его росточек пробьется через слой земли. Когда зерно сеять решает агроном. Найдите картинку агронома.
  • Идет время, зерна прорастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы. Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.

Самолет над  полем кружит

Следом вьюга вьет и  кружит.

Летчик сверху всюду — всюду 

Сыпет белый порошок.

  • Порошок этот от вредителей. Но вот пришла осень, вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора жать
  • А сейчас физ. минутка

Колоски золоченые 

На ветру качаются

На ветру качаются

 Низко наклоняются 

  • А теперь еще одна записка от Буратино
  • Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?

 

 (Комбайн)

  • Найдите картинку комбайна.
  • Кто работает на комбайне?

(Комбайнер)

  • А теперь продолжим свое путешествие

Хоть и собрано  зерно 

Да не хлеб еще оно.

  • Зерно везут на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?

(Ответы детей)

  • А затем на мельницу.

Здесь такое  с ним  твориться,

В  оборот его берут,

В порошок его  сотрут!

  • Что это за порошок?

(Мука)

  • Человек, который работает на мельнице, называется мукомол.
  • Дальше муку  везут в пекарню.
  • Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто.

На большом  хлебозаводе 

Станет тестом та, мука,

Хлебу путь теперь недолгий,

Вот в булочной на полке,

Вот уже к тебе на стол

Он пожаловал - пришел.

  • А сейчас поиграем в игру "Цепочка"
  • От куда хлеб пришел?  

(Из магазина)

Информация о работе Формирование активного словаря у детей с умственной отсталостью