Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:17, курсовая работа
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, при которых игра становится средством формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 5
1.1 Понятия отношения, взаимоотношения 5
1.2 Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей 6 лет. 10
2. Практическое исследование формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности 15
2.1 Организации исследования 15
2.2 Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей среднего и старшего дошкольного возраста 16
2.3 Влияние деятельности дошкольного возраста на их взаимоотношения 18
2.4 Рекомендации для воспитателей 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Проводя третью социометрию, необходимо провести выбор в действии. Необходимо вести наблюдение за поведением детей во время игры «Играй с кем хочешь». Выделившиеся ранее микрогруппы четко выделялись во время игры.
С целью выяснения
Очень интересно и увлекательно проходила беседа о дружбе и товариществе, которую проводили в конце работы.
Ребята открывали свои сердца настежь. Они так искренно рассказывали о своих друзьях, что можно с полной уверенностью сказать, что эта группа дружная.
Для того чтобы узнать взаимоотношения в группе, целесообразно провести социометрию, широко распространенную в наше время. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может быть лидер совсем нежелательный. Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.), а совсем по другим - красивый, конфеты дает и т. д.
Пяти - семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.
Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества.
Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается.
Из всего можно сделать вывод, что сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое хорошо и что такое плохо. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях. Воспитатель, выяснив отверженного ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.
Выводы по второй главе
Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ№X г.Набережные Челны. В эксперименте участвовало 20 человек (10 детей среднего дошкольного возраста и 10 детей старшего дошкольного возраста).
Были поставлены следующие задачи:
Изучить характер взаимоотношений детей в данной возрастной группе.
Определить основные мотивы, лежащие в остове общения ребенка со сверстниками.
Определить степень
Выяснить воспитательное воздействие деятельности на взаимоотношения детей дошкольного возраста.
Изучить роль воспитателя в развитии взаимоотношений детей шести лет.
Исходя из проведенного эксперимента можно сделать выводы, то что сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое хорошо и что такое плохо. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях.
Также можно придти к выводу,
что в среднем и старшем
дошкольном возрасте дети правильно
выделяют хорошие качества у детей,
умеют правильно оценивать
В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему - то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя, потому именно игре посвящены труды многих педагогов и психологов.
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей дошкольного возраста гуманного отношения таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной стороны - опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны - опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи [12, с. 23]. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами), их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности - важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ№X г. Набережные Челны. В эксперименте участвовало 20 человек (10 детей среднего дошкольного возраста и 10 детей старшего дошкольного возраста).
Таким образом, можно сделать вывод, что цель достигнута, задачи выполнены.
Воспитатель, выяснив отверженного ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.
Приложения
Приложение 1.
Приложение 2.