Формирование дружеских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, при которых игра становится средством формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 5
1.1 Понятия отношения, взаимоотношения 5
1.2 Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей 6 лет. 10
2. Практическое исследование формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности 15
2.1 Организации исследования 15
2.2 Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей среднего и старшего дошкольного возраста 16
2.3 Влияние деятельности дошкольного возраста на их взаимоотношения 18
2.4 Рекомендации для воспитателей 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

курс. формирование дружеских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.docx

— 78.28 Кб (Скачать файл)

Проводя третью социометрию, необходимо провести выбор в действии. Необходимо вести наблюдение за поведением детей во время игры «Играй с кем хочешь». Выделившиеся ранее микрогруппы четко выделялись во время игры.

С целью выяснения взаимоотношений  в группе во время совместной деятельности, было организовано и проведено несколько  спортивных игр и эстафет. Таким  образом, можно выяснить отношение  детей к победе и поражению.

Очень интересно и увлекательно проходила беседа о дружбе и товариществе, которую проводили в конце  работы.

Ребята открывали свои сердца настежь. Они так искренно рассказывали о своих друзьях, что  можно с полной уверенностью сказать, что эта группа дружная.

    1.  Рекомендации для воспитателей

Для того чтобы узнать взаимоотношения  в группе, целесообразно провести социометрию, широко распространенную в наше время. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а  по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может  быть лидер совсем нежелательный. Его  могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.), а совсем по другим - красивый, конфеты дает и т. д.

Пяти - семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим  желанием объединяются в различной  деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются  особо дружеские отношения: они  предпочитают именно с теми или иными  товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.

Для формирования дружеских  взаимоотношений у детей можно  рекомендовать не только игры, но и  беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники  на темы дружбы и товарищества.

Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается.

Из всего можно сделать  вывод, что сама по себе группа не будет  дружной. Сплочение коллектива не будет  хорошим, если не проводить в нем  какую-то работу по формированию дружеских  взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое хорошо и что такое плохо. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях. Воспитатель, выяснив отверженного ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.

Выводы по второй главе

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ№X г.Набережные Челны. В эксперименте участвовало 20 человек (10 детей среднего дошкольного возраста и 10 детей старшего дошкольного возраста).

Были поставлены следующие  задачи:

Изучить характер взаимоотношений  детей в данной возрастной группе.

Определить основные мотивы, лежащие в остове общения ребенка  со сверстниками.

Определить степень устойчивости избирательных отношений между  детьми.

Выяснить воспитательное воздействие деятельности на взаимоотношения  детей дошкольного возраста.

Изучить роль воспитателя  в развитии взаимоотношений детей  шести лет.

Исходя из проведенного эксперимента можно сделать выводы, то что сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое хорошо и что такое плохо. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях.

Также можно придти к выводу, что в среднем и старшем  дошкольном возрасте дети правильно  выделяют хорошие качества у детей, умеют правильно оценивать поступки детей. Они делают правильные выборы.

 

Заключение

В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к  нему - то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности  взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя, потому именно игре посвящены труды  многих педагогов и психологов.

Сотрудничество ДОУ и  семьи по формированию у детей  дошкольного возраста гуманного  отношения таит в себе огромные возможности  и большой воспитательный потенциал. С одной стороны - опыт общения  со значимыми взрослыми, с другой стороны - опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные  возможности для социального  развития ребенка и формирования у него гуманного отношения к  сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи [12, с. 23]. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами), их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности - важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ№X г. Набережные Челны. В эксперименте участвовало 20 человек (10 детей среднего дошкольного возраста и 10 детей старшего дошкольного возраста).

Таким образом, можно сделать  вывод, что цель достигнута, задачи выполнены.

Воспитатель, выяснив отверженного ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать  в нем дружеские отношения  к своим сверстникам на примере  своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения  для совместного выполнения с  другими детьми группы.

 

Список использованной литературы

  1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева - М., 2006 г. – с.  154
  2. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева - М.,2002 г. – с. 76
  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - М., 2000 г. – с. 241
  4. Волков Б.С. Детская психология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова - М., 2004 г. – с. 183
  5. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова - М., 2000 г. – с. 88
  6. Дьяченко, О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева - М., 2000 г. – с. 23
  7. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохина - М., 2008 г. – с. 263
  8. Знакомимся с программой «Развитие». Пособие для воспитателей и родителей. Под ред. О.М. Дьяченко, Н.С. Денисенко - М, 2002 г.
  9. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец - М., 2007 г.
  10. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова – М., 2000 г. – с. 69
  11. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова - М.., 2000 г. – с. 225
  12. Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры./ Дошкольное воспитание / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова – 2000 г, № 4 стр. 23
  13. Мухина, В.С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал / В.С. Мухина -1997г. №5
  14. Новлянская, З.Н. Почему дети фантазируют / З.Н. Навлянская - М., 2000 г. – с. 83
  15. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» - М., 2000
  16. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Научный руководитель Венгер ЛА. - М.,2000 г
  17. Психология. Словарь. - Политиздат., 2000 г.
  18. Михайленко, Н.Я. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ под ред. Н.Я. Михайленко, Н.Н. Подьяккова  - М., 2005 г. – с. 27
  19. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа / Под ред. О.М.Дьяченко. Центр им. Венгера - М., 2002 г.
  20. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях ./ Под ред. М.А. Васильевой. - М., 2003 г. – с. 103
  21. Спиваковская, А.С. Игра – это серьезно / А.с. Спиваковская - М., 2001 г. – с. 64
  22. Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание / А.П. Усова 1999 г., № 7
  23. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин - М., 2002 г. – с. 74
  24. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин - М., 2000 г. – с. 179

 

Приложения

Приложение 1.

 

 

Приложение 2.

 

 


Информация о работе Формирование дружеских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности