Формирование личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: процесс самосознания личности.

Предмет исследования: процесс формирования самооценки.

Цель исследования: изучить особенности формирования личности и выявит основные факторы, оказывающие влияние на данный процесс.

Задачи:

- изучить сущность понятия самооценки в психологии и механизм ее формирования;

- рассмотреть особенности формирования самооценки на разных возрастных этапах;

- выявить основные факторы, влияющие на формирование самооценки;

- исследовать влияние на уровень самооценки от особенностей семейного воспитания.

Содержание

Введение.

I.Формирование самооценки личности.
1.Сущность понятия самооценки в психологии, механизмы ее формирования.
2.Особенности формирования самооценки на разных возрастных этапах.
3.Условия формирования адекватной самооценки детей.
II.Исследование зависимости уровня самооценки подростка от типа родительского отношения.
Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

зависимость самооценки от типа родительского отношения.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)
 

Содержание.

Введение.

    1. Формирование самооценки личности.
    1. Сущность понятия самооценки в психологии, механизмы ее формирования.
    1. Особенности формирования самооценки на разных возрастных этапах.
    2. Условия формирования адекватной самооценки детей.
    1. Исследование зависимости уровня самооценки подростка от  типа родительского отношения.

    Заключение.

    Список  литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.

     Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, на отношения с окружающими. Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает, что «самооценка сильно влияет на жизнь и даже судьбу человека» [7, с.117]. Представления человека о своих способностях в той же мере определяют его успехи в какой-либо деятельности, что и сами эти способности. Таким образом, самооценка человека, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение, познавательную активность и в целом успешность.

     Самооценка  играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением,  без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство. Считается, что тот, кто не любит и не уважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмерная любовь к себе тоже может создавать определенные проблемы.

     Без сомнения, желательно, чтобы люди имели адекватную самооценку, оценивали себя по достоинству. Но где критерий правильной самооценки? Когда и под влиянием каких факторов она формируется? И где та золотая середина в воспитании ребенка, ведущая к формированию его адекватной самооценки?

     Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, мог легко адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Очень важно формировать у ребенка адекватную самооценку, умение видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия, так как это является основой самоконтроля и самооценки в учебной деятельности. Самооценка играет важную роль и в организации результативного управления поведением человека. От особенностей самооценки зависят особенности многих чувств, отношений личности к самовоспитанию, уровень притязаний. Формирование объективной оценки собственных возможностей - важное звено в воспитании подрастающего поколения.

     Известный американский психолог и психотерапевт  Вирджиния Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в  воспитании детей и развитии личности: «Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен просить в трудную минуту помощи у других, хотя уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки».

     Сложность и многогранность процесса формирования самооценки, его определяющая роль в жизни и деятельности человека   обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования:  «Формирование самооценки личности».

     Объект  исследования: процесс самосознания личности.

     Предмет исследования: процесс формирования  самооценки.

     Цель  исследования: изучить особенности формирования личности и выявит основные факторы, оказывающие влияние на данный процесс.

     Задачи:

      - изучить сущность понятия самооценки в психологии и механизм ее формирования;

     - рассмотреть особенности формирования  самооценки на разных возрастных  этапах;

     - выявить основные факторы, влияющие  на формирование самооценки;

     - исследовать влияние на уровень  самооценки от особенностей семейного  воспитания.

     Гипотеза: особенности воспитания, прежде всего семейного, оказывают решающее влияние на процесс формирование самооценки.

     Методы  исследования:

     - изучение  научной литературы;

     - констатирующий эксперимент;

     - методы психологической диагностики;

     - сравнение и обобщение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I. Формирование самооценки личности.

      1. Сущность понятия самооценки в психологии, механизмы ее формирования.
 

     Человек как личность  -  самооценивающее  существо. Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Самооценка подразумевает под собой  «известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам»  [25, 49].  Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду  [2, 35]. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его “Я”. 

     Самооценка  — это представление человека о самом себе, своих возможностях, качествах и месте среди других людей. Так определяет значение этого слова психологический словарь.

     «Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и  места среди других людей» [15, с.409], -   пишет А.В. Петровский.

       «Самооценка – критериальность-оценка субъектом самого себя, своего Эго, своих потенций, способностей талантов и своего места-позиции в социуме, а также среди других индивидов» [28, с.625].

     Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды.

     В основе самооценки лежит самосознание. Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой. «Самосознание, включая то или иное отношение к себе, тесно связано с самооценкой» [22, с.640], - отмечает Л.П.Рубенштейн.

     Самосознание - это знание о себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе оно проявляется в виде самооценки.       А.Г.Спиркин дает следующее определение:   «самосознание  -  это осознание и оценка человеком своих действий и  их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.  Самосознание  -  конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней»  [25, 149 ]. 

     В.И. Слободчиков пишет: «Самосознание  как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости  от целей и задач, стоящих перед  человеком, может принимать различные  формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль» [23, с.192]. Нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознание. Именно самопознание  выступает в «качестве основы для  реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки» [23, с.193]. различие  самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценностного компонентов самосознания. Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констатирующим, внеоценочным. В.И.Слободчиков определяет самооценку как «компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется  эта оценка» [23, с.193].

     Самоконтроль  проявляется  в осознании и  оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции  их протекания на основе требований и  норм деятельности, поведения, общения. Таким образом самооценка является  необходимым элементом самоконтроля.

     Психологи рассматривают самооценку с различных  точек зрения. Так, оценку себя в  целом как хорошего или плохого  принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности – парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценку как адекватную и неадекватную, т. е. соответствующую и несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Принято выделять несколько уровней самооценки: завышенная, заниженная и адекватная.

     «Адекватная самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении  намеченных целей» [23, с.193].

     Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности.

     Заниженная  самооценка непосредственно связана с уровнем притязаний индивида. В практике встречаются два типа низких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания (тотально низкая самооценка) и сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязания.

     В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а соответственно достижения расценивать как заслугу других людей или относить за счет простого везения.

     Второй  случай таит в себе гораздо большую  внутреннюю конфликтность. Такая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутренней тревожности личности. Столкновение очень высоких притязаний с низкой самооценкой может давать очень острые эмоциональные реакции. В психологии это понятие получило название «аффект неадекватности». Люди с аффектом неадекватности стремятся во всем быть первыми (даже когда это первенство не имеет абсолютно никакого значения), поэтому любая ситуация проверки их компетентности оценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложной в эмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, как правило, характеризуется низкой оценкой окружающих.

     «Постоянное занижение оценки своей личности  формирует  в ней робость, неверие  в свои силы, замкнутость, стеснительность» [23, с.193]. «Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности  в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности» [15, с.411].

     Слишком высокая самооценка приводит к тому, что человек переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного «отвержения», индивид может замкнуться в себе, озлобиться, часто это проявляется в еще большем высокомерии по отношению к окружающим. Таким образом, происходит разрушение межличностных отношений, и возникают внешние конфликты. А.П. Петровский утверждает: «Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое,  высокомерие, агрессию и в конце концов может yтpатитъ необходимые межличностныe контакты, замкнуться» [15, c. 411]. От людей с очень высокой самооценкой можно услышать высказывания о том, что их никто не понимает, не может по достоинству оценить их качества и достижения, при этом может проявляться мнительность и подозрительность. В.И.Слободчиков отмечает, что «завышение самооценки приводит к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность» [23, с.193].

Информация о работе Формирование личности