Формирование личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: процесс самосознания личности.

Предмет исследования: процесс формирования самооценки.

Цель исследования: изучить особенности формирования личности и выявит основные факторы, оказывающие влияние на данный процесс.

Задачи:

- изучить сущность понятия самооценки в психологии и механизм ее формирования;

- рассмотреть особенности формирования самооценки на разных возрастных этапах;

- выявить основные факторы, влияющие на формирование самооценки;

- исследовать влияние на уровень самооценки от особенностей семейного воспитания.

Содержание

Введение.

I.Формирование самооценки личности.
1.Сущность понятия самооценки в психологии, механизмы ее формирования.
2.Особенности формирования самооценки на разных возрастных этапах.
3.Условия формирования адекватной самооценки детей.
II.Исследование зависимости уровня самооценки подростка от типа родительского отношения.
Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

зависимость самооценки от типа родительского отношения.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

       Принятие – это созидании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной основы контакта между родителями и ребенком. Требование принятия ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в развитие, а значит, в постоянное совершенствование ребенка, на понимание бесконечности познания человека, даже если он совсем еще мал. Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке. «Родители должны  показать свою готовность слушать и понимать. Понимание вовсе не означает  прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить   дальнейшие отношения» [19, с.408], пишет В.Сатир. Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами.

       Контакт с ребенком на основе  принятия становится наиболее  творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию все новых и новых «портретов» своего ребенка. Это путь все новых и новых открытий.

       Оценку не личности ребенка,  а его действий и поступков  важно осуществлять, меняя их  авторство. Действительно, если  назвать своего ребенка недотепой,  лентяем или грязнулей, трудно  ожидать, что он искренне согласится с вами, и уж вряд ли это заставит изменить его свое поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном признании личности ребенка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, что сам ребенок оценит свое поведение и сделает правильные выводы.

       Контроль за негативными родительскими  оценками ребенка необходим еще  и потому, что весьма часто  за родительским осуждением стоит  недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость,  возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей. 

     Изучив  вопрос факторов, оказывающих влияние на процесс формирования самооценки, мы пришли к следующим выводам:

     - исследования в области психологии  демонстрируют важность особенностей  семейных отношений  и типов поведения родителей для формирования у ребенка позитивной самооценки;

     - в детстве самооценка ребенка зависит от того, как с ним обращаются  родители, насколько эмоционально связаны родители и ребенок, чувство внутреннего благополучия или неблагополучия закладывает основу восприятия  себя в будущем;

     -  школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников; отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями;

     - важными условиями формирования  адекватно самооценки являются:  принятие родителями ребенка;  установление ими ясных и однозначных  правил, регламентирующих его поведение;  предоставление ребенку свободы  действий  в установленных родителями  границ; поддержка ребенка;  конструктивное общение;

     - особое значение имеет безусловное   принятие родителями ребенка как признание его права на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе на родителей.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Исследование  зависимости уровня самооценки подростка от  типа родительского отношения.

     С целью выявления влияния родительского отношения   на процесс формирования  самооценки нами был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте приняли участие подростки МОУ №26 г. Междуреченска (8 класс) в количестве 26 человек и их родители. Эксперимент проводился в сентябре-ноябре 1007 года.

     На  первом этапе было проведено  анкетирование родителей с целью выявления типа родительского отношения к подросткам. Нами был использован тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги, В.В. Столина [27].

     Родительское  отношение понимается здесь как  система разнообразных  чувств по отношению к ребенку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник предполагает выявление следующих типов отношений родителей к детям: «Принятие-отверждение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник». Причем авторы методики выделяют 2 типа отношений («Кооперация», «Симбиоз») как «желательными образами родительского отношения», остальные 3 нежелательным. В семьях  при типе «Кооперации» и «Симбиоз» родитель доверяет ребенку, может встать на его точку зрения, понять его, уважает его самостоятельность, принимает его достоинства и недостатки. При других типах родительского отношения в процессе взаимоотношений не удовлетворяются возникших потребностей в самореализации и развитии собственного «Я», в успехе, потребности в независимости и потребности в любви. Родители не прислушиваются к ребенку, считают свою линию  поведения «единственно правильной» и считают, что поступают «во благо ребенку».

     Нами  было выбраны 12 подростков, в семьях  которых выявлено желательный тип  родительского отношения (1 группа), и 12 подростков, в семьях которых - нежелательный тип (2 группа). Со всеми подростками была проведена методика личностного дифференциала.

     Методика  личностного дифференциала (ЛД)  разработана по принципу семантическго  дифференциала  Ч.Осгуда на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуру  представления о структуре личности.  Методика ЛД  адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бехтерева.  Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений.

     ЛД  используется во всех тех случаях, когда  необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого  к себе или другим людям. 

     В ЛД  отобрана  21 личностная черта,  представленные в виде антонимичных пар.  Шкалы  ЛД заполнялись испытуемыми  с инструкцией оценить самих  себя по отобранным чертам личности  ( 7-балльные шкалы).

                                     Бланк к методике ЛД  и  ключ

              Ф.И.О.___________________ возраст____ пол____ дата________

                 О +      Обаятельный          3  2  1  0  1  2  3    -     Непривлекательный 

                 С -         Слабый                  3  2   1  0  1  2  3  +          Сильный

                 А +   Разговорчивый         3  2  1  0   1  2  3  -         Молчаливый

                 О  -  Безответственный      3  2  1  0  1  2  3   +      Добросовестный

                 С +         Упрямый               3  2  1  0  1  2  3   -         Уступчивый

                 А -         Замкнутый             3  2  1  0  1  2  3   +         Открытый

                 О +         Добрый                 3  2  1  0  1  2  3   -         Эгоистичный

                 С -       Зависимый               3  2  1  0  1  2  3   +       Независимый

                 А +       Деятельный             3  2  1  0  1  2  3   -          Пассивный

                 О  -        Черствый                3  2  1  0  1  2  3   +       Отзывчивый

                 С  +    Решительный             3  2  1  0  1  2  3   -      Нерешительный

                 А -            Вялый                   3  2  1  0  1  2  3   +        Энергичный

                 О +     Справедливый           3  2  1  0  1  2  3   -      Несправедливый

                 С -      Расслабленный          3  2  1  0  1  2  3   +       Напряженный

                 А +         Суетливый             3  2  1  0  1  2  3   -          Спокойный

                 О -        Враждебный            3  2  1  0  1  2  3   +       Дружелюбный

                 С  +        Уверенный             3  2 1  0  1  2  3   -          Неуверенный

                 А -         Нелюдимый            3  2  1  0  1  2  3    +       Общительный

                 О +          Честный                3  2  1  0  1  2  3   -        Неискренний 

                 С  -   Несамостоятельный    3  2  1  0  1  2  3   +     Самостоятельный

                 А +      Раздражительный     3  2  1  0  1  2  3    -        Невозмутимый 

                         

     В нашем исследовании каждая личностная черта выступала как отдельная  шкала.  Кроме того, данные черты личности могут быть сгруппированы как характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического  дифференциала  (общие шкалы):

     1. Фактор  Оценки (О).  Результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик. Низкие значения  указывают на критичное отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя.

     2.  Фактор  Силы (С).  Свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности расчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.

     3.  Фактор  Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности.  Высокие значения указывают на активность, общительность, импульсивность  низкие -  на инравертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.

     Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале.

     При интерпретации данных, полученных с помощью методики ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные,  эмоционально-смысловые представления человека о самом себе, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел,  но в рамках нашего исследования именно они сами по себе  имеют первостепенное значение для изучения. 

     Для выявления различий в содержании самооценки детей с разными типами родительского отношения мы сравнили показатели 2-х групп.

                      Средние значения по методике  ЛД.

                                                                                                   Таблица 1.

 Название  шкалы Средние значения
    1 группа 2 группа
О фактор Оценки 12,8 8,9
С фактор Силы 13,7 10,6
А фактор Активности 13,6 11,9
 

       Результаты  тестирования показывают, что у подростков первой группы (подростки, в семьях которых желательный тип отношений - «Сотрудничество» и «Симбиоз») уровень самооценки ниже, чем у подростков второй группы (подростки, в семьях которых нежелательный тип  отношений). Так значения по фактору оценки у первой группы говорят о том, испытуемые принимают себя  как личность, склонны осознавать себя как носителя позитивных социальных характеристик, в определенном смысле они удовлетворены собой. Результаты тестирования подростков второй группы указывают на критическое отношение к самому себе, их неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя.

Информация о работе Формирование личности