Формирование личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: процесс самосознания личности.

Предмет исследования: процесс формирования самооценки.

Цель исследования: изучить особенности формирования личности и выявит основные факторы, оказывающие влияние на данный процесс.

Задачи:

- изучить сущность понятия самооценки в психологии и механизм ее формирования;

- рассмотреть особенности формирования самооценки на разных возрастных этапах;

- выявить основные факторы, влияющие на формирование самооценки;

- исследовать влияние на уровень самооценки от особенностей семейного воспитания.

Содержание

Введение.

I.Формирование самооценки личности.
1.Сущность понятия самооценки в психологии, механизмы ее формирования.
2.Особенности формирования самооценки на разных возрастных этапах.
3.Условия формирования адекватной самооценки детей.
II.Исследование зависимости уровня самооценки подростка от типа родительского отношения.
Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

зависимость самооценки от типа родительского отношения.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

     Рассмотрим  механизм формирования самооценки. Человек  становится личностью в результате совместной деятельности и общения. «Все, что сложилось и отстоялось в личности возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено» [15, с.410] – пишет А.В. Петровский. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения – самооценку. Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. Познавая качества другого человека, личность получает необходимыe сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. «Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие» [15, с.410]. Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами и т.д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной собой или недовольной.

     «Каждый человек имеет своего рода «внутренний манометр», показания которого свидетeльствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет» [23, с. 411]. Значение, этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико, так

     Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных  этапах становления личности:

     -  оценка других людей;

     -  круг значимых других или референтная  группа;

     -  актуальное сравнение с другими;

     -  сравнение реального и идеального  Я;

     -  измерение результатов своей деятельности.  

     Изучив  вопрос  сущности понятия самооценки и механизма ее формирования, мы пришли к следующим выводам:

     - самооценка является компонентом   самосознания и включает в себя оценку личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, а шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется  эта оценка;

     - принято выделять несколько уровней самооценки: адекватная, которая обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении  намеченных целей;  завышенная и заниженная, которые могут стать источником конфликтов личности;

     - формирование самооценки происходит в результате совместной деятельности и общения: познавая качества другого человека, «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства личность получает необходимыe сведения, которые позволяют выработать собственную оценку;

     - в результате постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях формируется система оценивания себя, эталон, который позволяет определять уровень своей успешности и  довольства или недовольства собой.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Особенности формирования самооценки на разных возрастных этапах.

     Рассматривая  развитие самооценки в онтогенезе, необходимо заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких «границ» своего существа, не понимая, что они – особая, отдельная от остального мира его часть. Младенец не знает, где кончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себя причиной всех изменений и всякой активности вокруг. Малыш верит, что он, его мысли и поступки управляют миром.

     Годовалый ребенок начинает осознавать свою обособленность от других людей и предметов, он начинает понимать, что поведение других людей не зависит от его воли. Тем не менее, малыш уверен, что восприятие других людей такое же, как и у него.

     Важно отметить, что - от рождения до примерно до  18 месяцев формируется основа позитивного самоощущения, происходит приобретение чувства доверия к окружающему миру.

     Процесс формирования самооценки начинается с  недифференцированного представления  о себе, когда мир ребенка еще  не успел разделиться на «Я» и  «НЕ Я». Затем "Я" становится центром  Вселенной (хорошо знакомый нам детский  эгоцентризм), малышу представляется, что все происходящее имеет непосредственное отношение к нему. Это важный этап в жизни человека.

     В 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них  постепенно складывается первичная самооценка. «Самооценка отчетливо  проявляется уже к концу второго года жизни» [5, с. 76] - пишет Л.И. Божович. Но  «это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается  на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена» [11, с.78] – отмечает И.Ю.Кулагина.

     Л.И. Божович утверждает, что в возрасте 3-х лет  «самым значительным из новообразований  является самооценка и связанное  с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошим» [5, с.209].

     К 4 году при сравнении ребенок, как правило, уже ориентируется на социальные нормы, приемлемые в его окружении. Сравнивая себя с другими детьми, ориентируясь при этом на суждения взрослых, малыш делает вывод о том, к какой категории себя отнести (хороший - плохой, добрый – злой). Положительное самоощущение развивается у ребенка тогда, когда взрослые, устанавливая четкие «границы», поощряют его самостоятельность. В противном случае у ребенка может возникнуть чувство стыда и сомнения в собственных способностях. Так, у маленького ребенка формируется чувство гордости, чувство стыда, уровень притязания.

     К 5 годам многие дети могут правильно  оценивать себя, свои личностные качества, достижения и неудачи. Причем, если ранее это, в основном, касалось игры, то теперь переносится и на общение, и на труд, и на учение. В этом возрасте уже можно прогнозировать ближайшие перспективы освоения различных видов деятельности. Учеными было установлено, что если самооценка ребенка в каком-либо виде деятельности является неадекватной, то, обычно, задерживается и самосовершенствование в данном виде деятельности.

     В этом возрасте ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. На этом этапе развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный, более любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой.

     Следует отметить, что ведущую роль в формировании самооценки дошкольника играют окружающие ребенка взрослые (в первую очередь  родители), т.к. ребенок «впитывает» оценки своих качеств взрослых.

     В возрасте от 4 до 6 лет у ребенка  появляются первые представления о  том, каким он может стать человеком. В это время развивается либо чувство вины, либо чувство инициативы, в зависимости от того, насколько  благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение.

     Стоит отметить, что «в дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств  и поведения, согласующиеся с требованиями взрослых. Но несмотря на это дошкольники судят о себе поверхностно и оптимистично» [11, с. 147].

       «Младший школьный возраст является  периодом интенсивного складывания   самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую  деятельность, существенным расширением круга общения» [12, с. 136] - отмечает И.В. Дубровина.

     Особенностью  детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности. Хотя И.В. Дубровина отмечает: «В этом возрасте, по мере накопления опыта в оценивании результатов собственной деятельности (прежде всего учебной), самооценка ребенка становится  более автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих» [12, с.136].

     В младшем школьном возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная.

     Дети  с адекватной самооценкой, как правило, открытые, общительные, легко принимающие на себя разные игровые роли. Они активны, любознательны и непосредственны. Важно отметить, что для детей адекватной является высокая (не завышенная!) самооценка.

     Завышенный  уровень характеризуется высокой  физической и познавательной активностью, настойчивым стремлением обратить на себя внимание, эгоцентризмом, повышенной конфликтностью поведения.

     Дети  с заниженной самооценкой склонны  чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые  препятствия. У них, как правило, высок уровень тревожности, они  хуже адаптируются к новым условиям, трудно сходятся со сверстниками. К сожалению, роль неумехи, растеряши, копуши, плаксы и слабака быстро и прочно закрепляется за ними в детском коллективе. И только тактичное и психологически грамотное поведение взрослых (родителей и воспитателей) поможет малышу выбраться из этой паутины. И тогда копуша-созерцатель может стать философом-мыслителем, чувствительный плакса — поэтом, а первый драчун — защитником «всех угнетенных». Типичным для детей проявлением заниженной (негативной) самооценки является эмоциональная отгороженность, стремление к уединению, нерешительность, скованность движений, обидчивость. Другой вариант - агрессивное поведение как ответная реакция на несправедливое отношение окружающих.

     В школьные годы происходит развитие чувства трудолюбия, способности к самовыражению в продуктивной работе. Опасность данного этапа: неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуации совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может разувериться в своей способности участвовать в каком либо труде. Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, существенно влияет на представление человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.

     Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале. Установлено, у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот. Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. Л.И. Божович  отмечает: «Часто самооценка  оказывается у подростка внутренне противоречивой; сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание» [5, с.235]. Но  эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности.  Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят в его обидчивости, грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми.

     Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают  друзья, «в которых  он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства» [11, с.147], и отчасти близкие взрослые.

Информация о работе Формирование личности