Формирование личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: процесс самосознания личности.

Предмет исследования: процесс формирования самооценки.

Цель исследования: изучить особенности формирования личности и выявит основные факторы, оказывающие влияние на данный процесс.

Задачи:

- изучить сущность понятия самооценки в психологии и механизм ее формирования;

- рассмотреть особенности формирования самооценки на разных возрастных этапах;

- выявить основные факторы, влияющие на формирование самооценки;

- исследовать влияние на уровень самооценки от особенностей семейного воспитания.

Содержание

Введение.

I.Формирование самооценки личности.
1.Сущность понятия самооценки в психологии, механизмы ее формирования.
2.Особенности формирования самооценки на разных возрастных этапах.
3.Условия формирования адекватной самооценки детей.
II.Исследование зависимости уровня самооценки подростка от типа родительского отношения.
Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

зависимость самооценки от типа родительского отношения.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

     Относительно  фактора силы результаты тестирования свидетельствуют о том, что подростки второй группы демонстрируют более низкие показатели самооценки. Это говорит о том, что у них более низкий уровень уверенности, независимости, выражена зависимость от внешних обстоятельств и оценок.

     Результаты  по фактору активности показывают, что подростки второй группы менее  активны и общительны, хотя стоит  отметить, что  разность эта незначительна  и может отражать особенности  склонности подростков к экстраверсии или интроверсии, а не уровень  самооценки.

     Таким образом, проведенное исследование доказывает влияние типа отношений  родителей к своим детям на уровень самооценки детей. Родители, которые доверяют  ребенку, позволяют  иметь свою точку зрения, уважают  самостоятельность, принимают не только его достоинства, но и недостатки создают более благоприятные  условия для формирования позитивной самооценки  для своих детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

     Формирование  адекватной самооценки - важнейший  фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивaя самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего - ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.

     Представления человека о своих способностях в той же мере определяют его успехи в какой-либо деятельности, определяют его поведение, познавательную активность и в целом успешность. Она играет важную роль в организации результативного управления своим поведением,  дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

     Самооценка является компонентом  самосознания и включает в себя  оценку личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, а шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется  эта оценка.

     Формирование самооценки происходит в результате совместной деятельности и общения: познавая качества другого человека он получает необходимыe сведения, которые позволяют выработать собственную оценку.

     Становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладением человеком более совершенствованными способами самооценивания, с расширением, углублением знаний о себе, их обобщением и накоплением, наполнением их «личностными смыслами», с умением усилить их побудительно-мотивациоиную роль.

     В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

     Самооценка  как важнейший механизм регуляции  поведения играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений с одноклассниками. Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.

     Исследования в области психологии  демонстрируют важность особенностей  семейных отношений  и типов поведения родителей для формирования у ребенка позитивной самооценки. В детстве самооценка ребенка зависит от того, как с ним обращаются  родители, насколько эмоционально связаны родители и ребенок. Глубинные переживания ребенка, его самооценка особенно сильно  зависят от  стиля общения с ним.

     Контроль  и поддержка со стороны родителей, заинтересованность родителей положительно влияют процесс формирования самооценки ребенка. Теплые отношения  между  членами семьи, наличие в семье совместной деятельности, разумное участие детей в принятии решения  на семейном совете создают благоприятные условия для формирования позитивной самооценки.

     Важными условиями формирования адекватно самооценки являются:  принятие родителями ребенка;  установление ими ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение;  предоставление ребенку свободы действий  в установленных родителями границ; поддержка ребенка;  конструктивное общение;

     Особое значение имеет безусловное  принятие родителями ребенка как признание его права на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе на родителей. 
 

    Список  литературы.

  1. Алексеев В.А.  Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. - М., 1984. С. 103-107.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968.
  3. Бернс Г. Развитие Я-концепции и воспитание. -  М.: 1986.
  4. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – Воронеж: 1995.
  6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе  //  Вопросы психологии.1979.№4.С.23-24.
  7. Гипперейтер Ю.Б. О чувстве самоценности или самооценки ребенка. //Семейная психология и семейная терапия. - 1998, №2. С.115-123.
  8. Кон И.С. Какими они себя видят? М.,1975.
  9. Кон И.С.  Открытие “Я”. М.,1978.
  10. Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: 1989.
  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения  до 17 лет). -  М.: 1997.
  12. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,1986.
  13. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. - Петрозаводск,  1992.
  14. Мудрик А.В. В поисках своего “Я” // Семья и школа.1998.№10.
  15. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: 1995.
  16. Прихожан А.М.  К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание,обучение и психическое развитие. М.,1984. С.76-88.
  17. Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984. С.76-88.
  18. Психологическое консультирование  в школе. Хрестоматия. / Сост. Н.В. Коптева. -  Пермь: 1993.
  19. Психология подростка. Хрестоматия. / Сост. Ю.И.Фролов.  - М.: 1997.
  20. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. М.,1991.
  21. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.,1994.
  22. Рубенштейн С.П. Основы общей психологии. – СПб.: 1999.
  23. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие. – М.: 1995.
  24. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.М.,1989.
  25. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М..1972.
  26. Столин В.В. Самосознание личности. М..1983.
  27. Тарабаева В.Б. Исследование причин возникновения  конфликтов подростков  с родителями. // Семейная психология и семейная терапия, 1997, №1. С. 42-53.
  28. Эриксон Э. Детство и общество.  - Обнинск: 1993.
  29. Чеснокова И.И.  Проблема самосознания в психологии. М..1977.

Информация о работе Формирование личности