Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:07, курсовая работа
Объект исследования: процесс самосознания личности.
Предмет исследования: процесс формирования самооценки.
Цель исследования: изучить особенности формирования личности и выявит основные факторы, оказывающие влияние на данный процесс.
Задачи:
- изучить сущность понятия самооценки в психологии и механизм ее формирования;
- рассмотреть особенности формирования самооценки на разных возрастных этапах;
- выявить основные факторы, влияющие на формирование самооценки;
- исследовать влияние на уровень самооценки от особенностей семейного воспитания.
Введение.
I.Формирование самооценки личности.
1.Сущность понятия самооценки в психологии, механизмы ее формирования.
2.Особенности формирования самооценки на разных возрастных этапах.
3.Условия формирования адекватной самооценки детей.
II.Исследование зависимости уровня самооценки подростка от типа родительского отношения.
Заключение.
Список литературы.
Относительно фактора силы результаты тестирования свидетельствуют о том, что подростки второй группы демонстрируют более низкие показатели самооценки. Это говорит о том, что у них более низкий уровень уверенности, независимости, выражена зависимость от внешних обстоятельств и оценок.
Результаты по фактору активности показывают, что подростки второй группы менее активны и общительны, хотя стоит отметить, что разность эта незначительна и может отражать особенности склонности подростков к экстраверсии или интроверсии, а не уровень самооценки.
Таким
образом, проведенное исследование
доказывает влияние типа отношений
родителей к своим детям на
уровень самооценки детей. Родители,
которые доверяют ребенку, позволяют
иметь свою точку зрения, уважают
самостоятельность, принимают не только
его достоинства, но и недостатки создают
более благоприятные условия для формирования
позитивной самооценки для своих детей.
Заключение.
Формирование адекватной самооценки - важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивaя самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего - ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.
Представления человека о своих способностях в той же мере определяют его успехи в какой-либо деятельности, определяют его поведение, познавательную активность и в целом успешность. Она играет важную роль в организации результативного управления своим поведением, дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.
Самооценка является компонентом самосознания и включает в себя оценку личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, а шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.
Формирование самооценки происходит в результате совместной деятельности и общения: познавая качества другого человека он получает необходимыe сведения, которые позволяют выработать собственную оценку.
Становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладением человеком более совершенствованными способами самооценивания, с расширением, углублением знаний о себе, их обобщением и накоплением, наполнением их «личностными смыслами», с умением усилить их побудительно-мотивациоиную роль.
В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Самооценка как важнейший механизм регуляции поведения играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений с одноклассниками. Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.
Исследования в области психологии демонстрируют важность особенностей семейных отношений и типов поведения родителей для формирования у ребенка позитивной самооценки. В детстве самооценка ребенка зависит от того, как с ним обращаются родители, насколько эмоционально связаны родители и ребенок. Глубинные переживания ребенка, его самооценка особенно сильно зависят от стиля общения с ним.
Контроль и поддержка со стороны родителей, заинтересованность родителей положительно влияют процесс формирования самооценки ребенка. Теплые отношения между членами семьи, наличие в семье совместной деятельности, разумное участие детей в принятии решения на семейном совете создают благоприятные условия для формирования позитивной самооценки.
Важными условиями формирования адекватно самооценки являются: принятие родителями ребенка; установление ими ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение; предоставление ребенку свободы действий в установленных родителями границ; поддержка ребенка; конструктивное общение;
Особое
значение имеет безусловное принятие
родителями ребенка как признание его
права на присущую ему индивидуальность,
непохожесть на других, в том числе на
родителей.
Список литературы.