Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:25, курсовая работа
Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.
Введение
Глава I. Проблема профориентации в психологии
1.1. Теоретические аспекты профориентации
1.2. Биологические и психологические особенности развития подростков
1.3.Формирование мировоззрения и становление морального сознания
1.4. Жизненные планы и профессиональное самоопределение
Глава II. Содержание и формы профориентационной работы в школе
2.1. Профессиональное просвещение
2.2. Изучение школьников в целях профориентации
2.3. Профессиональная консультация учащихся
2.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся
2.5. Социально-профессиональная адаптация молодежи
2.6. Взаимосвязь школы и семьи в процессе проведения профориентации
Глава III. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
3.1 Цели, задачи, организация исследования
3.2. Методика Е.А. Климова
3.3. Методика Дж. Голланда
3.4. Анализ полученных результатов
Заключение
Приложения
Фамилия Имя |
Тип людей |
Тип профессии до тренинга |
Тип профессии после тренинга |
Александрова Анастасия |
А |
Х |
Т |
Боровая Ксения |
А |
Х |
Т |
Дубовик Юлия |
Р |
Х |
Т |
Жаврид Анастасия |
А |
Х |
Х |
Клезович Мария |
А |
Х |
Т |
Ладутько Николай |
Р |
З |
Х |
Маринич Анастасия |
Р |
Х |
Т |
Николаева Анастасия |
Р |
Х |
Х |
Орловская Диана |
Р |
Х |
Ч |
Пархомчук Вероника |
А |
Х |
Т |
Петрова Александра |
А |
Х |
Т |
Сидорчик Влада |
А |
Х |
Т |
Сытько Анастасия |
П |
Х |
Х |
Тихонова Анна |
К |
Х |
Т |
Тысевич Алина |
- |
Х |
П |
Приложение 4
Сравнительная характеристика
изменений выбора типа профессий до и после тренинга в 11 «А»
Сравнительная характеристика
изменений выбора типа профессий
до и после тренинга в 11 «Б»
Фамилия Имя |
Тип людей |
Тип профессии до тренинга |
Тип профессии после тренинга |
Бобко Варвара |
А |
Х |
Х |
Занская Любовь |
А |
- |
Т |
Исаченко Кирилл |
Р |
Т |
П |
Клишевич Роман |
А |
П |
Т |
Козырицкая Александра |
А |
П |
Х |
Костюкевич Дарья |
С |
З |
П |
Лещенко Александра |
С |
П |
Т |
Мальковский Иван |
С |
Х |
Ч |
Пилевина Александра |
С |
Х |
Х |
Разумовская Валерия |
А |
Х |
Х |
Садрисламова Маргарита |
А |
Х |
Х |
Семак Данил |
П |
Т |
Т |
Семенов Андрей |
К |
Ч |
Х |
Якель Дмитрий |
А |
Ч |
П |
Яшина Юлия |
А |
Х |
Х |
Приложение 5
Анкета
Готов ли ты к выбору профессии?
Прочитайте ниже перечисленные
утверждения и выразите свое
согласие и несогласие с
Приложение 6
Словарь основных понятий
• Профориентация — это определение человеком своего места в профессиональном мире.
• Цель профориентации — подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
• Психолог-профконсультант — специалист, обучающий школьников самостоятельному планированию профессионального пути.
• Профессия — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. (Примеры.)
• Специальность — это вид занятия в рамках одной профессии. (Примеры.)
• Квалификация — это:
1) профессия, специальность;
2) степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности.
Должность — это служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения. (Примеры.)
• вакансия— незамещенная, незанятая должность в учреждении, учебном заведении; свободное место в учебном заведении для учащегося,
• Карьера — это:
достижение наивысших результатов;
род занятий;
продвижение по служебной лестнице.
• Призвание — наивысшая степень взаимное соответствие конкретного человека и его работы.
Приложение 7
Шесть профессиональных типов личности
(по Дж. Голланду).
• Первый тип личности — реалистический (практический). Любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Хорошо развито практическое мышление. Охотно выбирает профессии связиста, пиротехника, радиомонтажника, водителя, лесника, пчеловода. Коммуникативные навыки требуются в минимальной мере.
• Второй тип личности — интеллектуальный. Сообразителен, наблюдателен, независим, оригинален, обладает нестандартным мышлением, творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Предпочитает научные профессии: эколога, философа, футуролога и т.п. Межличностные отношения играют в деятельности незначительную роль.
• Третий тип личности — социальный. Активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Главное содержание труда — взаимодействие с людьми.
• Четвертый тип личности — стандартный (конвенциальный). Усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус и т.п.).
• Пятый тип личности — предприимчивый. Находчивый, практичный, подвижный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к лидерству. Любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми — многочисленны (следователь, журналист, политик, предприниматель и т.п.).
• Шестой тип личности — артистический. Высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения, словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью (дизайнер, переводчик, художник, музыкант, актер и т.п.).
Приложение 8
ТРЕНИНГ: «В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ»
Цикл занятий рассчитан на учащихся 9-11 классов и представляет собой 12 занятий от 40 минут до 3-х часов учебного времени в зависимости от насыщаемости. Желательно проводить их в звукоизолированном помещении, где можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство — переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психотехнических упражнений.
Структура занятий:
• вступительная часть (знакомство, установление контакта с подростками);
• диагностический блок;
• информационный блок;
• игровые занятия (тренинг профессионального самоопределения).
Вступительная часть
Занятие 1
Тема: Давайте познакомимся!
Цели:
• установление контакта с подростками, создание положительной мотивации к предстоящим занятиям, знакомство со структурой курса;
• знакомство со спецификой работы практического психолога, с особенностями психологии как науки;
• активизация процесса рефлексии.
Информация о работе Формирование профессионального самоопределения старшеклассников