Формирование профессионального самоопределения старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.

Содержание

Введение
Глава I. Проблема профориентации в психологии
1.1. Теоретические аспекты профориентации
1.2. Биологические и психологические особенности развития подростков
1.3.Формирование мировоззрения и становление морального сознания
1.4. Жизненные планы и профессиональное самоопределение
Глава II. Содержание и формы профориентационной работы в школе
2.1. Профессиональное просвещение
2.2. Изучение школьников в целях профориентации
2.3. Профессиональная консультация учащихся
2.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся
2.5. Социально-профессиональная адаптация молодежи
2.6. Взаимосвязь школы и семьи в процессе проведения профориентации
Глава III. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
3.1 Цели, задачи, организация исследования
3.2. Методика Е.А. Климова
3.3. Методика Дж. Голланда
3.4. Анализ полученных результатов
Заключение
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 156.40 Кб (Скачать файл)

Часто случается, что удовлетворенность родителей своей профессией может стать достаточным стимулом   для детей для желания ознакомиться с ней, а в дальнейшем и выбрать ее. Поэтому родители должны чаще рассказывать детям о своем труде и его общественном значении. В тоже время недопустимо, чтобы родители злоупотребляли своими субъективными отношениями к некоторым профессиям и передавали его детям. То есть родители призваны помочь детям лучше разобраться в их склонностях и возможностях и определить их профессиональный жизненный путь.

Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии  и определения путей образования представляют трудную задачу как для самих учащихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. При проведении профориентационной работы встает вопрос о престиже профессий среди самих родителей, который часто приобретает первостепенное значение. В задачи семьи также входит предупреждение случайного выбора профессии подростком, когда профессия выбирается без учета особенностей и способностей ребенка. Как известно, в случайном выборе профессии в значительной мере заложены причины текучести кадров на предприятиях из-за неудовлетворенности человека своей профессией и работой.

Таким образом, участие семьи, как социального и воспитательного института, подчеркивает двойственность профориентации – как проблемы общественной и педагогической.

    Вывод: “главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в СПТУ, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом” [10; 37].

    Вопрос  об определении эффективности  профориентационной деятельности школ и педагогов говорит о важности профориентации как для общества, так и для личности. То есть профориентация является проблемой не только педагогической, но и социальной, проблемой, от решения которой зависит развитие общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III.  ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

3.1 Цели, задачи, организация исследования

Подростковый и ранний возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте тесно связана с формирование такого психологического качества, как образ «Я».

В качестве одного из методических средств, способствующих целенаправленной передаче учащимся нового типа знания, а именно «знания о самом себе», выступает психологическая диагностика. В работе с учащимися используется комплекс психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной профессии (диагностические методические процедуры) и во-вторых, возможность развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде элементов интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).

Развивающая психологическая диагностика выступает в  качестве важнейшего элемента в системе профориентационной работы, поскольку именно в условиях психологического самоизучения у учащихся формируется 
«образ «Я» в единстве трех основных составляющих (когнитивной, эмоциональной, регуляторной). В свою очередь, повышение уровня cамосознания (рефлексии) обеспечивает, с одной стороны, возможность осознанного и обоснованного выбора учащимися профессий с учетом собственных психологических особенностей и, с другой - возможность более полной профессиональной самореализации в будущей профессиональной деятельности с учетом жестких требований рыночной экономики.

Цель исследования: подтверждение гипотезы о том, что мероприятия по профориентации оказывают влияние на выбор профессии.

С этой целью были проведены 2 методики: Дж. Голланда и Е.А Климова

Задачи исследования:

  1. Исследовать преобладание направленности в выборе сферы деятельности.
  2. Разработка рекомендаций для правильного выбора профессии

 

Объект: профессиональное самоопределение старшеклассников

Предмет: типы личности и выбранные ими виды профессий

Для выявления возрастной динамики выбора профессии было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие учащиеся 11 «А» и 11 «Б»  классов школы №9 г. Солигорска. Исследование велось с использованием стандартных методик Е.А Климова, и Дж. Голланда. Опросник Голланда позволил выявить преобладающий тип личности, тест Климова – к какой из групп профессий у учеников есть склонность.

 

 Методика  Е.А. Климова.

       Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

       Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале  (Приложение 1).

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

 

 Методика Дж. Голланда

Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет  соотнести склонности, способности и интересы с различными, конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании профессиональной карьеры.

Инструкция. «В бланке теста приведены широкий круг интересов и установок. Из двух предложенных профессий вам надо выбрать одну, которая наиболее вам интересна, и отметить ее на бланке ответов крестиком. После чего перейти ко вторым двум профессиям, так же отмечая наиболее заинтересовавшую вас. Время проведения теста не ограниченно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ

результатов проведенного

психологического исследования

в 11-х классах.

 

Время проведения: 2009 – 2010 учебный год.

 

Цель: оптимизация эффективности учебной и воспитательной деятельности учащихся и педагогов, определение  уровня готовности к выбору профессии учащихся,  выявление особенностей профессиональных интересов учащихся.

 

Объект психологического анализа: учащиеся   11-х классов.

 

Предметом психологического анализа явились некоторые психологические особенности, определяющие  интересы учащихся и уровень их готовности к выбору профессии.

 

Диагностические методики:

  1. Методика «Карта интересов»
  2. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.
  3. Анкета «Готов ли ты к выбору профессии?».
  4. Анкетирование.

Профессиональное самоопределение– длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Планомерное и долговременное изучение профессиональной направленности  позволяет не только изучить, но и развить интересы каждого школьника.

      При изучении результатов методики карты интересов учащихся 11 классов, можно констатировать, что  у большинства учащихся классов выявлены интересы к естественным наукам (биологии, географии), а также к истории,  культуре и иностранному языку, и у  некоторых мальчиков – к технике. Для учащихся класса характерны интересы к изобразительной  деятельности и художественному труду(50%),  географии (40%),  биологии (25%),  математике (20%), культуре и иностранному языку (15%).

  В  результате анкетирования о готовности  учащихся к выбору профессии  были получены следующие результаты:

  • в 11 «А»  классе высокий уровень готовности к выбору профессии имеет  6%, 82% - средний уровень, 12% - низкий;
  • в 11 «Б» классе высокий уровень готовности к выбору профессии имеет  (6%),  67% - средний уровень и 22% - низкий уровень             готовности к выбору профессии.

 

Большая часть учащиеся выбирают  следующие профессии:   художник, фотограф, модельер, психолог, дизайнер. Выбор можно объяснить тем, что учащиеся 11 «А»  занимаются в классе с художественным уклоном с 1 класса.  После проведённого тренинга 68% учащихся  определились с выбором профессии, 24% ответили, что решение будут принимать в зависимости от оценок в аттестате, и 8% еще не сделали свой выбор. На вопрос что в наибольшей мере повлияло на ваш выбор профессии, школьники дали следующие ответы:

  • 92%  учащихся  отметили, что это собственное решение;
  • 32% - мнение родителей;
  • 16% - советы знакомых, друзей;
  • 28% - ожидаемые оценки в аттестате;
  • 20% - средства массовой информации;
  • 12% - рекомендации психолога, социального педагога;
  • 12% - занятия в кружке, студии, секции.

При выборе профессии учащиеся отметили, что они использовали следующие мероприятия:

  • 71% - изучение информационных материалов по учебным заведениям;
  • 57% - беседы о профессиях;
  • 29% - встречи с представителями различных профессий;
  • 29% - СМИ, газетные статьи;
  • 14% - экскурсии на предприятия города.

 

  • Вывод:  при проведении диагностики в  начале учебного года результаты анкетирования на тему «Готов ли ты к выбору профессии?» показали, что  в 11 «А»  классе высокий уровень готовности к выбору профессии имеет  6%,  82% - средний уровень, 12% - низкий; в 11 «Б» классе высокий уровень готовности к выбору профессии имеет  (6%),  67% - средний уровень и  22% - низкий уровень готовности к выбору профессии.  После проведения тренинговой программы соотношение сместилось в сторону увеличения количества детей, определившихся с выбором:  68% учащихся  определились с выбором профессии, 24% ответили, что решение будут принимать в зависимости от оценок в аттестате, и 8% еще не сделали свой выбор (данные взяты по двум классам). На вопрос «Что помогло Вам сделать выбор?» были получены результаты, которые позволяют сделать вывод об эффективности проделанной работы: 71% человек  -  изучение информационных материалов по учебным заведениям; 57% человек - беседы о профессиях.  Гипотеза о том, что  проведение мероприятия, направленных на профориентацию подростков влияет на  выбор будущей профессии, подтвердилась.

 

 

Рекомендации:

 

  1. Создавать условия для оптимального самовыражения учащихся на благоприятном эмоционально – психологическом фоне.
  2.     В 2010 учебном году  для школьников  продолжить организацию и проведение факультативных занятий, кружков  с учетом интересов и мнения учащихся.
  3. Учителям – предметникам раскрывать значимость своего предмета  для людей и его практического смысла для каждого человека.

 

  1. Классным руководителям обратить внимание на просвещение учащихся в вопросе будущей профессии, на знакомство с различными профессиями и представителями различных профессий. При проведении  классных часов  создавать условия для  формирования у учащихся реалистичного взгляда на выбор будущей профессии.

Информация о работе Формирование профессионального самоопределения старшеклассников