Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:25, курсовая работа
Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.
Введение
Глава I. Проблема профориентации в психологии
1.1. Теоретические аспекты профориентации
1.2. Биологические и психологические особенности развития подростков
1.3.Формирование мировоззрения и становление морального сознания
1.4. Жизненные планы и профессиональное самоопределение
Глава II. Содержание и формы профориентационной работы в школе
2.1. Профессиональное просвещение
2.2. Изучение школьников в целях профориентации
2.3. Профессиональная консультация учащихся
2.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся
2.5. Социально-профессиональная адаптация молодежи
2.6. Взаимосвязь школы и семьи в процессе проведения профориентации
Глава III. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
3.1 Цели, задачи, организация исследования
3.2. Методика Е.А. Климова
3.3. Методика Дж. Голланда
3.4. Анализ полученных результатов
Заключение
Приложения
Заключение
“Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности” [3;3-4].
Социальная роль школы как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Учитель помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.
И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.
Список литературы.
1. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения» Н.С. Пряжников, Москва, Издательство НПО «Модэк» , 2002, 392 стр.
2. Захаров Н.Н. “Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов”. – М.: Просвещение, 1988 – 272 стр.;
3. В мире подростка /Под ред. А. Бодалева.-М., 1982.-С.35.
4. Кон И.С. Психология старшеклассника.-М., 1989.-С.50.
5. Исаев Д. , Коган В. Половое воспитание и психогигиена пола.-Л., 1999.-С.168.
6. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности).- Минск, 1976.-С.
7. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 512с.
8. Школа и выбор профессии. /Под ред. А.Е.Голомштока, М., 1970, 238 с.
9. Журнал «Отдел кадров», N3 (14) от 01.03.2002 «О профессиональной ориентации молодежи»
10.“Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов”; под ред. А.Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 1988- стр. 223
11. Назимов И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М., 1972, 256 с.
Приложение 1
КАРТА ИНТЕРЕСОВ
(VI—VII классы)
Инструкция. На предложенные вопросы дайте ответ следующим образом: если Вам очень нравится то, о чем говорится в вопросе, то поставьте в «Листе ответов» знак «+»; если не знаете, сомневаетесь, поставьте «0»; если не нравится, поставьте знак «-».
Любите ли Вы (нравится ли Вам, хотели бы Вы):
1. Уроки по математике и физике.
2. Изготавливать модели
3. Уроки географии.
4. Уроки русского языка и литературы.
5. Помогать отстающим в учебе товарищам, объяснять им содержание уроков и домашних заданий.
6. Уроки истории.
7. Наблюдать за живой природой, знакомиться с жизнью растений, животных.
8. Заботиться об уюте помещения.
9. Заниматься в математическом или физическом кружке.
10. Собирать и разбирать
11. На уроках географии узнавать о различных странах по описаниям в учебниках и книгах, по географическим картам.
12. Читать художественную
13. Заботиться о младших детях, читать им книги, помогать им что-нибудь делать, рассказывать сказки.
14. Читать книги об истории различных народов.
15. Изучать ботанику и зоологию.
16. Помогать взрослым во время приготовления пищи (или готовить самостоятельно).
17. Самостоятельно решать задачи и примеры, помимо заданных учителем на дом.
18. Ремонтировать различные приборы и механизмы.
19. Участвовать в географических экскурсиях, туристических походах.
20. Писать письма родственникам и друзьям.
21. Играть с товарищами «в школу».
22. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками старины.
23. Заниматься в кружке юннатов.
24. Отвечать за питание товарищей во время походов, экскурсий.
25. Участвовать в математических и физических олимпиадах.
26. Мастерить дома и в мастерской на уроках труда.
27. Работать на географической площадке.
28. Изучать иностранный язык, пытаться пользоваться им в разговоре.
29. Оценивать знания и поведение одноклассников.
30. Знакомиться с древней культурой по раскопкам.
31. Ухаживать за растениями, животными, домашней птицей, работать на школьных участках.
32. Стирать, гладить для младших детей, причесывать их, ухаживать за ними.
33. Искать практическое
34. Наблюдать за работой различных машин, посещать цеха, мастерские, стройки.
35. Выполнять практические задания по географии (работать с контурной картой), решать географические викторины, ориентироваться на местности и т. д.
36. Сочинять стихи, небольшие рассказы, вести дневник, записывать в него свои наблюдения.
37. Отвечать уроки у доски, выступать перед классом, школой.
38. Знакомиться с историческими событиями.
39. Проводить опыты с растениями.
40. Оказывать различные услуги взрослым.
Бланк ответов VI—VII классы
Фамилия, им ___________________________
Школа______________________
Класс_______________
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
Приложение 2
Результаты изучения
профессиональной направленности
учащихся 11 «А» класса.
Методика:
дифференциально-
Время проведения: ноябрь 2009г.
№ п/п |
Ф. И. учащихся |
Количество баллов | ||||
Человек- природа |
Человек- техника |
Человек-человек |
Человек- знаковая система |
Человек-худож. образ | ||
1 |
Бобко Варвара |
3 |
3 |
4 |
3 |
7 |
2 |
Занская Любовь |
|||||
3 |
Исаченко Кирилл |
2 |
7 |
4 |
4 |
3 |
4 |
Клишевич Роман |
8 |
1 |
3 |
4 |
4 |
5 |
Козырицкая Александра |
5 |
1 |
3 |
3 |
2 |
6 |
Костюкевич Дарья |
|||||
7 |
Лещенко Александра |
5 |
1 |
3 |
3 |
2 |
8 |
Мальковский Иван |
4 |
4 |
4 |
1 |
7 |
9 |
Пилевина Александра |
|||||
10 |
Разумовская Валерия |
5 |
1 |
4 |
2 |
7 |
11 |
Садрисламова Маргарита |
4 |
4 |
4 |
1 |
7 |
12 |
Семак Данил |
|||||
13 |
Семенов Андрей |
3 |
5 |
6 |
4 |
2 |
14 |
Якель Дмитрий |
|||||
15 |
Яшина Юлия |
3 |
1 |
5 |
3 |
7 |
Результаты изучения
профессиональной направленности
учащихся 11«Б» класса.
Методика:
дифференциально-
Время проведения: ноябрь 2009г.
№ п/п |
Ф. И. учащихся |
Количество баллов | ||||
Человек- природа |
Человек- техника |
Человек-человек |
Человек- знаковая система |
Человек-худож. образ | ||
1 |
Александрова Анастасия |
6 |
0 |
4 |
3 |
7 |
2 |
Боровая Ксения |
4 |
2 |
2 |
5 |
6 |
3 |
Дубовик Юлия |
4 |
2 |
2 |
6 |
6 |
4 |
Жаврид Анастасия |
3 |
1 |
3 |
6 |
7 |
5 |
Клезович Мария |
5 |
1 |
1 |
5 |
8 |
6 |
Ладутько Николай |
3 |
6 |
0 |
7 |
4 |
7 |
Маринич Анастасия |
2 |
1 |
5 |
4 |
8 |
8 |
Николаева Анастасия |
6 |
0 |
6 |
2 |
6 |
9 |
Орловская Диана |
2 |
2 |
0 |
0 |
8 |
10 |
Пархомчук Вероника |
5 |
1 |
4 |
2 |
8 |
11 |
Петрова Александра |
5 |
3 |
2 |
3 |
7 |
12 |
Сидорчик Влада |
2 |
4 |
4 |
2 |
8 |
13 |
Сытько Анастасия |
6 |
1 |
4 |
1 |
8 |
14 |
Тихонова Анна |
3 |
1 |
5 |
5 |
7 |
15 |
Тысевич Алина |
4 |
2 |
2 |
4 |
6 |
Информация о работе Формирование профессионального самоопределения старшеклассников