Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 11:01, дипломная работа
На сегодняшний деньпроблемы стрессоустойчивости (в частности, профессиональной), рассматриваются в больших объемах с разных позиций, как психологической, психофизиологической, так и философско–абстрактной.
Труд пожарных относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянное столкновение со стрессом. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта пожарных, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальных потерями.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………….…………….....……….………….4
ГЛАВА 1 Проблема стрессоустойчивости в психологической науке …..……7
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости ………………………………..………7
1.2. Особенности управления стрессом в организации. Стресс-менеджмент….…..13
1.3. Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности сотрудников МЧС России …………………………………………………………………………31
1.4. Возможности социально-психологических тренингов в формировании стрессоустойчивости личности …………………………………………………......34
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования………………....….………39
2.1. Организация исследования…………………………………………….………..39
2.2. Характеристика выборки исследования….………………………………...…...39
2.3. Характеристика используемого социально-психологического тренинга стрессоустойчивости……………………………………………....……..…………..40
2.4. Методы оценки эффективности социально-психологического тренинга стрессоустойчивости………………………………………………...………………41
2.5. Методы статистической обработки……………………………………….43
ГЛАВА 3. Оценка эффективности социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости………………………........…………..……….45
3.1. Оценка состояния испытуемых до проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости……………………………………..45
3.2. Оценка состояния испытуемых после проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости………………………………….….49
3.3. Динамика психологических характеристик стрессоустойчивости под влиянием социально-психологического тренинга стрессоустойчивости……………………...55
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….………...…………….61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..…………
- Упражнение «Три круга
Сядьте поудобнее, закройте глаза. Прислушайтесь к звукам, которые наполняют комнату (шорохи, шелест жалюзи, тиканье часов, скрип стульев…). Слушайте эти звуки 20-30 секунд.
Теперь прислушайтесь к звукам внутри Вашего тела – Ваше дыхание, работа внутренних органов, стук сердца.
Затем услышьте звуки, которыми живет улица. Шуршание шин по асфальту, шорох дождя, разговоры прохожих, звук работающего двигателя, пение птиц.
Снова вернитесь в комнату. Прислушайтесь к звукам в помещении. Затем – внутри тела…, опять на улице.
Сделайте глубокий вдох, выдох и откройте глаза.
- Обратная связь (30 мин)
, эффективной деятельности, преодоления
негативных психологических
Занятие 4.
Цель: формирование навыков взаимопомощи, поддержки.
-Упражнения на взаимную
Упражнение «Падение на доверие» (10 мин)
Все участники делятся на
пары. Желательно, чтобы каждый выбрал
себе в качестве партнера
Упражнение «Поддержка группы»(60 мин)
то же самое, что и «Падение на доверие», но падение человека происходит со стула, а ловят его все остальные участники.
Упражнение «Свечка в круге (Свеча доверия)» (90 мин)
Все участники становятся в круг плечо к плечу, руки согнуты в локтях, выставлены вперед. Ладони подняты вверх. Один из участников становится в центр круга. Руки опущены вдоль тела, глаза закрыты. Он расслабленно опускается на руки стоящих. Группа подхватывает его и медленно, аккуратно передает по кругу или любому другому участнику круга. В центре должен побывать каждый участник.
-Обратная связь (20 мин)
Занятие 5
Цель: формирование навыков эффективной деятельности, преодоления негативных психологических состояний и восстановления работоспособности. Проведение тренинга стресс-менеджмента.
Занятие 6
Цель: развитие командного взаимодействия, эффективной стратегии деятельности в экстремальных ситуациях, навыков рационального распределения ролей.
-Ролевая игра «Необитаемый
Участники собираются в 1 команду и им предоставляется следующая ситуация: всех вас забросило на необитаемый остров, есть ряд предметов, которые надо использовать для выживания. Холодно, ночь, надо согреться. Два человека пропали и их надо искать. В то же время надо как-то питаться и придумать, каким образом можно выбраться. Команде необходимо распределить приоритеты, распределить функции и роли для решения поставленных задач.
-Обсуждение игры, обратная связь (30 мин).
Занятие 7
Цель: актуализация групповых ресурсов.
-Игра «Пещера» (150 мин)
Участники делятся на 2 команды по 15 человек. Командам предоставляется следующая ситуация: необходимо найти в пещере двух пропавших кладоискателей преодолевая все препятствия.
Задание «Лабиринт». На полу клеится лабиринт, командам необходимо провести каждого участника команды в лабиринте. Проходящему лабиринт участнику завязывают глаза, команда может проводить участника только с помощью слов.
Задание «Подземное озеро». Задача участников переправиться через подземное озеро проходя друг по другу.
Задание «Ведение переговоров». У каждой команды есть карточка с зашифрованным именем пропавшего кладоискателя, но шифр можно прочесть только если объединить обе карточки. Как только шифр разгадывается – кладоискатели считаются нашедшимися.
Задание «Обвал». Каждый член команды по очереди пробирается, вместе с раненым кладоискателем через завал, который организовывается из остальных участников, которые выстраиваются в 2 шеренги очень близко друг к другу.
- Обсуждение игры, обратная связь (30 мин)
Занятие 8.
Цель: проведение тестирования, подведение итогов тренинга.
-Беседа о необходимых качествах и навыках спасателей (60 мин)
-Составление портрета
-Обсуждение тренинга. Подведение итогов тренинга. (40 мин)
-Тестирование (40 мин)