Формирование стрессоустойчивости в процессе психологической подготовки у курсантов СПБ УГПС МЧС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 11:01, дипломная работа

Краткое описание

На сегодняшний деньпроблемы стрессоустойчивости (в частности, профессиональной), рассматриваются в больших объемах с разных позиций, как психологической, психофизиологической, так и философско–абстрактной.
Труд пожарных относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянное столкновение со стрессом. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта пожарных, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальных потерями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………….…………….....……….………….4
ГЛАВА 1 Проблема стрессоустойчивости в психологической науке …..……7
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости ………………………………..………7
1.2. Особенности управления стрессом в организации. Стресс-менеджмент….…..13
1.3. Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности сотрудников МЧС России …………………………………………………………………………31
1.4. Возможности социально-психологических тренингов в формировании стрессоустойчивости личности …………………………………………………......34
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования………………....….………39
2.1. Организация исследования…………………………………………….………..39
2.2. Характеристика выборки исследования….………………………………...…...39
2.3. Характеристика используемого социально-психологического тренинга стрессоустойчивости……………………………………………....……..…………..40
2.4. Методы оценки эффективности социально-психологического тренинга стрессоустойчивости………………………………………………...………………41
2.5. Методы статистической обработки……………………………………….43
ГЛАВА 3. Оценка эффективности социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости………………………........…………..……….45
3.1. Оценка состояния испытуемых до проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости……………………………………..45
3.2. Оценка состояния испытуемых после проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости………………………………….….49
3.3. Динамика психологических характеристик стрессоустойчивости под влиянием социально-психологического тренинга стрессоустойчивости……………………...55
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….………...…………….61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..…………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом_мчс!!_!.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

 

- Упражнение «Три круга внимания» (5 мин):

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Прислушайтесь к звукам, которые наполняют комнату (шорохи, шелест жалюзи, тиканье часов, скрип стульев…). Слушайте эти звуки 20-30 секунд.

Теперь прислушайтесь к звукам внутри Вашего тела – Ваше дыхание, работа внутренних органов, стук сердца.

Затем услышьте звуки, которыми живет улица. Шуршание шин по асфальту, шорох дождя, разговоры прохожих, звук работающего двигателя, пение птиц.

Снова вернитесь в комнату. Прислушайтесь к звукам в помещении. Затем – внутри тела…, опять на улице.

Сделайте глубокий вдох, выдох и откройте глаза.

- Обратная связь (30 мин)

, эффективной деятельности, преодоления  негативных психологических состояний  и восстановления работоспособности. Проведение тренинга стресс-менеджмента.

 

Занятие 4.

Цель: формирование навыков взаимопомощи, поддержки.

 

-Упражнения на взаимную поддержку:

Упражнение «Падение на доверие»  (10 мин)

 Все участники делятся на  пары. Желательно, чтобы каждый выбрал  себе в качестве партнера наименее  знакомого человека. Каждая пара  делится на человека, падающего  спиной вперёд, (без каких либо  попыток сгруппироваться в падении) и на того кто подхватывает падающего. После пара меняется ролями и повторяют упражнение. При желании можно меняться парами между участниками. 

Упражнение «Поддержка группы»(60 мин)

 то же самое, что и «Падение  на доверие», но падение человека происходит со стула, а ловят его все остальные участники.

Упражнение «Свечка в круге (Свеча доверия)» (90 мин)

 Все участники становятся  в круг плечо к плечу, руки  согнуты в локтях, выставлены  вперед. Ладони подняты вверх. Один  из участников становится в центр круга. Руки опущены вдоль тела, глаза закрыты. Он расслабленно опускается на руки стоящих. Группа подхватывает его и медленно, аккуратно передает по кругу или любому другому участнику круга. В центре должен побывать каждый участник.

-Обратная связь (20 мин)

 

 

Занятие 5

Цель: формирование навыков эффективной деятельности, преодоления негативных психологических состояний и восстановления работоспособности. Проведение тренинга стресс-менеджмента.

 

Занятие 6

Цель: развитие командного взаимодействия, эффективной стратегии деятельности в экстремальных ситуациях, навыков рационального распределения ролей.

 

-Ролевая игра «Необитаемый остров» (150 мин)

Участники собираются в 1 команду и им предоставляется следующая ситуация: всех вас забросило на необитаемый остров, есть ряд предметов, которые надо использовать для выживания. Холодно, ночь, надо согреться. Два человека пропали и их надо искать. В то же время надо как-то питаться и придумать, каким образом можно выбраться. Команде необходимо распределить приоритеты, распределить функции и роли для решения поставленных задач.

-Обсуждение игры, обратная связь (30 мин).

 

Занятие 7

Цель: актуализация групповых ресурсов.

 

-Игра «Пещера» (150 мин)

Участники делятся на 2 команды по 15 человек. Командам предоставляется следующая ситуация: необходимо найти в пещере двух пропавших кладоискателей преодолевая все препятствия.

Задание «Лабиринт». На полу клеится лабиринт, командам необходимо провести каждого участника команды в лабиринте. Проходящему лабиринт участнику завязывают глаза, команда может проводить участника только с помощью слов.

Задание «Подземное озеро». Задача участников переправиться через подземное озеро проходя друг по другу.

Задание «Ведение переговоров». У каждой команды есть карточка с зашифрованным именем пропавшего кладоискателя, но шифр можно прочесть только если объединить обе карточки. Как только шифр разгадывается – кладоискатели считаются нашедшимися.

Задание «Обвал». Каждый член команды по очереди пробирается, вместе с раненым кладоискателем через завал, который организовывается из остальных участников, которые выстраиваются в 2 шеренги очень близко друг к другу.

- Обсуждение игры, обратная связь (30 мин)

 

Занятие 8.

Цель: проведение тестирования, подведение итогов тренинга.

 

-Беседа о необходимых качествах и навыках спасателей (60 мин)

-Составление портрета спасателя. Коррекция логотипа, который создавали  в самом начале тренинга. (40 мин)

-Обсуждение тренинга. Подведение  итогов тренинга. (40 мин)

-Тестирование  (40 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Формирование стрессоустойчивости в процессе психологической подготовки у курсантов СПБ УГПС МЧС России