Формирование стрессоустойчивости в процессе психологической подготовки у курсантов СПБ УГПС МЧС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 11:01, дипломная работа

Краткое описание

На сегодняшний деньпроблемы стрессоустойчивости (в частности, профессиональной), рассматриваются в больших объемах с разных позиций, как психологической, психофизиологической, так и философско–абстрактной.
Труд пожарных относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянное столкновение со стрессом. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта пожарных, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальных потерями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………….…………….....……….………….4
ГЛАВА 1 Проблема стрессоустойчивости в психологической науке …..……7
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости ………………………………..………7
1.2. Особенности управления стрессом в организации. Стресс-менеджмент….…..13
1.3. Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности сотрудников МЧС России …………………………………………………………………………31
1.4. Возможности социально-психологических тренингов в формировании стрессоустойчивости личности …………………………………………………......34
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования………………....….………39
2.1. Организация исследования…………………………………………….………..39
2.2. Характеристика выборки исследования….………………………………...…...39
2.3. Характеристика используемого социально-психологического тренинга стрессоустойчивости……………………………………………....……..…………..40
2.4. Методы оценки эффективности социально-психологического тренинга стрессоустойчивости………………………………………………...………………41
2.5. Методы статистической обработки……………………………………….43
ГЛАВА 3. Оценка эффективности социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости………………………........…………..……….45
3.1. Оценка состояния испытуемых до проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости……………………………………..45
3.2. Оценка состояния испытуемых после проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости………………………………….….49
3.3. Динамика психологических характеристик стрессоустойчивости под влиянием социально-психологического тренинга стрессоустойчивости……………………...55
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….………...…………….61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..…………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом_мчс!!_!.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

 

Опросник самочувствия, активности, настроения (САН)

Методика САН является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработан Доскиным В.А., Лаврентьевой Н.А., Шарай В.Б., Мирошниковым М.П. в 1973 г. При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация». 
Конструктнаявалидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущаявалидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня. Стандартизация методики проведена на материале обследования выборки 300 студентов.  
САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций. [8] 

Шкала депрессии Бека

Предложена Беком А.Т. в 1961 г. и разработана на основе клинических наблюдений, позволивших выявить ограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. После соотнесения этого списка параметров с клиническими описаниями депрессии, содержащимися в соотвествующей литературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симптомов и жалоб. Каждая категория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии. В соответствии со степенью выраженности симптома, каждому пункту присвоены значения от 0 (симптом отсутствует, или выражен минимально) до 3 (максимальная выраженность симптома). Некоторые категории включают в себя альтернативные утверждения, обладающие эквивалентным удельным весом. В первоначальном варианте методика заполнялась при участии квалифицированного эксперта (психиатра, клинического психолога или социолога), который зачитывал вслух каждый пункт из категории, а после просил пациента выбрать утверждение, наиболее соответствующее его состоянию на текущий момент. Пациенту выдавалась копия опросника, по которому он мог следить за читаемыми экспертом пунктами. На основании ответа пациента исследователь отмечал соответствующий пункт на бланке. В дополнение к результатам тестирования исследователь учитывал анамнестические данные, показатели интеллектуального развития и прочие интересующие параметры. В настоящее время считается, что процедура тестирования может быть упрощена: опросник выдается на руки пациенту и заполняется им самостоятельно. Показатель по каждой категории рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тяжести симптома. Суммарный балл составляет от О до 62 и снижается в соответствии с улучшением состояния. [8]

 

Диагностика психических состояний, настроений и сферы чувств «Опросникопределения доминирующего состояния и настроения» (ДС-6)

Методика разработана профессором факультета психологии Санкт-Петербургского университета Куликовым Л.В.. Назначение пакета диагностических методик: определение характеристик настроений и психических состояний, выявление болезненных состояний и состояний риска возникновения болезненных состояний - неврастенических, депрессивных и некоторых других. Основным назначением методики ДС является диагностика относительно    устойчивых    (доминирующих)    состояний. Разработаны два варианта опросника: полный вариант (ДС-8) с восемью шкалами и краткий вариант (ДС-6) с шестью шкалами. Краткий   вариант   предназначен   для   ситуаций   с   жестко ограниченным   временем   для   обследования.   Этот   вариант удобнее для ручной обработки, поскольку в нем отсутствуют пункты с инвертированной шкалой. То есть для всех шкал суммарные    баллы    подсчитываются    непосредственным арифметическим суммированием.  (Приложение 1, Приложение 2) [21]

 

 

    1. Методы статистической обработки

Математико-статистическая обработка данных производилась с помощью программы STATISTICA 8.0, а также MS Excel. 

После того, как все участники (60 человек) заполнили тестовые бланки, все протоколы были обработаны.

Далее составленная матрица первичных данных (Приложение 2), была переведена в программу для статистической обработки данных STATISTICA 8.0. По результатам каждой методики был составлен отдельный график – диаграмма.

Для исследования достоверности различий применялся U-критерий Манна — Уитни, который подсчитывался также в программе STATISTICA 8.0.

Также, для оценки динамики изменений между показателями методик проводился статистический анализ по критерию Вилкоксона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III  ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

 

3.1. Оценка  состояния испытуемых до проведения  социально-психологического тренинга  формирования стрессоустойчивости

 

На первом этапе оценивались различия между контрольной и экспериментальной группами до проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости.

 

Анализ результатов по методике самочувствие, активность, настроение (САН) 

 

Таблица 1

Результаты по методике самочувствие, активность, настроение (САН)

у экспериментальной и контрольной групп до проведения тренинга

Показатели

Экспериментальная группа до исследования

Контрольная группа до исследования

U-критерий

среднее значение

стандартное отклонение

среднее значение

стандартное отклонение

Самочувствие

-1,3

0,9

-1,3

0,8

445,0

Активность

0,8

0,8

0,5

0,8

364,5

Настроение

-1,4

0,7

-1,5

0,6

410,0


 

U-критерий находится вне зоны значимости (Uкритич. 0,01 ≤ 338)

Как видно из Таблицы 1 показатели контрольной и экспериментальной группы по шкалам самочувствия, активности и настроения не имеют существенных отличий.

И в контрольной и в экспериментальной группах показатели самочувствия говорят о преобладании у испытуемых плохого настроения. Показатели активности у испытуемых так же низкие, что свидетельствует о пониженной активности. Показатели настроения в обоих группах показывают неблагоприятное состояние испытуемых.

 

 

 

Анализ результатов по методике Спилбергера-Ханина

 

Таблица 2

Результаты по методике Спилбергера-Ханина

у экспериментальной и контрольной групп до проведения тренинга

Показатели

Экспериментальная группа до исследования

Контрольная группа до исследования

U-критерий

среднее значение

стандартное отклонение

среднее значение

стандартное отклонение

Ситуативная тревожность

42,2

6,1

42,5

5,1

433,5

Личностная тревожность

39,4

8,1

38,4

6,2

365


U-критерий находится вне зоны значимости (Uкритич. 0,01 ≤ 338)

До проведения социально-психологического тренинга стрессоустойчивости контрольная и экспериментальная группы показали приблизительно одинаковые уровни ситуативной и личностной тревожности (Таблица 2, Рис. 1).

Показатели ситуативной тревожности у испытуемых в обоих группах свидетельствуют о умеренном состоянии тревожности субъектов на момент времени проведения исследования.

Показатели личностной тревожности у испытуемых показывают низкий уровень тревожности.

Рис. 1 Результаты по методике Спилбергера-Ханина у экспериментальной и контрольной групп до проведения тренинга

 

 

Анализ результатов по шкале Бека

 

Таблица 3

Результаты по шкале Бека

у экспериментальной и контрольной групп до проведения тренинга

Показатель

Экспериментальная группа до исследования

Контрольная группа до исследования

U-критерий

среднее значение

стандартное отклонение

среднее значение

стандартное отклонение

Шкала депрессии

7,2

3,7

7

3,3

346,5


U-критерий находится вне зоны значимости (Uкритич. 0,01 ≤ 338)

 

До проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости у испытуемых обеих групп по шкале депрессии Бека наблюдались схожие результаты, что показано в Таблице 3.

Испытуемые обеих групп показали отсутствие депрессивных симптомов.

 

 

 

Анализ результатов по методике Диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств «Опросникопределения доминирующего состояния и настроения» (ДС-6)

 

Таблица 4

Результаты по Опроснику определения доминирующего состояния и настроения

Показатели

Экспериментальная группа до исследования

Контрольная группа до исследования

U-критерий

среднее значение

стандартное отклонение

среднее значение

стандартное отклонение

Активное-пассивное отношение к жизненной ситуации

36,1

14,7

35,6

13,1

446,5

Тонус высокий-низкий

48,2

17,3

48,9

16,2

437,5

Спокойствие-тревога

33,2

9,9

34,1

9,6

414,0

Устойчивость-неустойчивость эмоционального тона

35,7

8,1

34,1

7,5

415,2

Удовлетворенность-неудовлетворенность жизнью в целом

31,7

7,6

31,4

7,0

421,5

Положительный-отрицательный образ самого себя

32,9

12,1

33,0

10,2

426,5


U-критерий находится вне зоны значимости (Uкритич. 0,01 ≤ 338)

До проведения социально-психологического тренинга стрессоустойчивости контрольная и экспериментальная группы показали приблизительно одинаковые уровни отношения к жизненной ситуации, тонуса, устойчивости эмоционального тона, удовлетворенности жизнью в целом и образа самого себя (Таблица 4, Рис. 2).

У испытуемых обеих групп, по шкале «Ак» (активное-пассивное отношение к жизненной ситуации)  преобладает пассивное отношение к жизненной ситуации, в оценке многих жизненных ситуаций преобладает пессимистическая позиция, неверие в возможность успешного преодоления препятствий.

Полученные данные по шкале «То» (тонус высокий-низкий) показывают, что для испытуемых характерна повышенная возможность проявлять активность и расходовать энергию, стенически реагировать на возникающие трудности. Субъективные ощущения внутренней собранности, запаса сил, энергии. Повышена готовность к работе, в том числе длительной.

По шкале «Сп» (спокойствие-тревога) низкие оценки говорят о повышенной склонности испытывать беспокойство в широком круге жизненных ситуаций, видеть угрозу престижу, благополучию, независимо от того, насколько реальны причины. Ожидание событий с неблагоприятным исходом, предчувствие будущей угрозы (наказания, потери уважения или самоуважения) без ясного осознания ее источников.

Эмоциональная устойчивость снижена, легко возникает эмоциональное возбуждение, настроение изменчиво, повышена раздражительность, преобладает негативный эмоциональный тон.

Низкие оценки по шкале «Уд» показывают неудовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, процессом самореализации и тем, как именно в настоящее время разворачиваются основные жизненные события. Низкая оценка личностной успешности. В настоящее время человек не нашел себя полностью, не раскрыл, не ощутил в себе надежной внутренней опоры, не чувствует способности требовать от самого себя правдивых ответов.

По шкале «По» (положительный-отрицательный образ самого себя) результаты говорят не только о высокой критичности в оценке себя и большом стремлении быть искренним, но и о негативном отношении к себе.

 

Рис. 2  Результаты по Опроснику определения доминирующего состояния и настроения

 

 

 

3.2.  Оценка состояния испытуемых  после проведения социально-психологического  тренинга формирования стрессоустойчивости

 

 

На следующем этапе оценивались различия между контрольной и экспериментальной группами после проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости.

 

 

Анализ результатов по методике САН  

 

Сравнение контрольной и экспериментальной групп после проведения социально-психологического тренинга стрессоустойчивости показало значительные различия по всем шкалам (Таблица 5, Рис. 3).

Информация о работе Формирование стрессоустойчивости в процессе психологической подготовки у курсантов СПБ УГПС МЧС России