Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 11:01, дипломная работа
На сегодняшний деньпроблемы стрессоустойчивости (в частности, профессиональной), рассматриваются в больших объемах с разных позиций, как психологической, психофизиологической, так и философско–абстрактной.
Труд пожарных относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянное столкновение со стрессом. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта пожарных, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальных потерями.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………….…………….....……….………….4
ГЛАВА 1 Проблема стрессоустойчивости в психологической науке …..……7
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости ………………………………..………7
1.2. Особенности управления стрессом в организации. Стресс-менеджмент….…..13
1.3. Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности сотрудников МЧС России …………………………………………………………………………31
1.4. Возможности социально-психологических тренингов в формировании стрессоустойчивости личности …………………………………………………......34
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования………………....….………39
2.1. Организация исследования…………………………………………….………..39
2.2. Характеристика выборки исследования….………………………………...…...39
2.3. Характеристика используемого социально-психологического тренинга стрессоустойчивости……………………………………………....……..…………..40
2.4. Методы оценки эффективности социально-психологического тренинга стрессоустойчивости………………………………………………...………………41
2.5. Методы статистической обработки……………………………………….43
ГЛАВА 3. Оценка эффективности социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости………………………........…………..……….45
3.1. Оценка состояния испытуемых до проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости……………………………………..45
3.2. Оценка состояния испытуемых после проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости………………………………….….49
3.3. Динамика психологических характеристик стрессоустойчивости под влиянием социально-психологического тренинга стрессоустойчивости……………………...55
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….………...…………….61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..…………
Т-критерий находится в зоне значимости при р 0,01 ≤ 292
Как показывает Таблица 12 и Рис. 8 в экспериментальной группе в процессе проведения тренинга достоверная динамика произошла по всем шкалам.
Рис. 8 Результаты по Опроснику определения доминирующего состояния и настроения у экспериментальной группы до и после проведения тренинга
ВЫВОДЫ:
По результатам данного исследования можно сделать следующие выводы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Актуальность темы предпринятого исследования обусловлена повышенными стрессорными факторами в профессии пожарных. И как следствие – необходимостью дополнительной психологической подготовки курсантов университета противопожарной службы, которая сформирует показатели стрессоустойчивости.
Многочисленные исследования стресса и стрессоустойчивости так же указывают на необходимость проведения тренинговых занятий с людьми, а особенно с представителями профессий, связанных с постоянным неконтролируемым стрессом.
Социально-психологический тренинг формирования стрессоустойчивости, который проводился в данном исследовании, разработан Ольгой Игоревной Шех. По данному тренингу Ольга Игоревна в данный момент пишет диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Я, в свою очередь выступала ко-тренером.
По результатам исследования можно объективно утверждать, что данный социально-психологический тренинг формирования стрессоустойчивости повышает большинство показателей стрессоустойчивости необходимых в работе пожарного. Он способствует формированию команды, психологически подготавливает к профессиональной деятельности пожарного, обучаетсаморегуляции - двигательным, дыхательным и медитативным техникам, формирует навыки взаимопомощи, поддержки., навыки эффективной деятельности, преодоления негативных психологических состояний и восстановления работоспособности, развивает командное взаимодействие, формирует эффективные стратегии деятельности в экстремальных ситуациях, навыки рационального распределения ролей, а так же помогает в актуализация групповых ресурсов.
В связи с вышеизложенным можно утверждать о необходимости применения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости в процессе обучения в университете противопожарной службы.
Список литературы:
1. Газиева М.З. Стрессоустойчивость
личности как предмет
2.Варданян Б.Х.
Механизмы саморегуляции
3.Губачёв Ю. М Иовлев Б. В Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л 1976.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М 2005.
5.Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. // Очерки психологии труда оператора.- М.: Наука,1974.
6.«Диагностика,
профилактика и коррекция
7.Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России: Методические рекомендации. – М.: ВНИИПО, 2003.
8.Райгородский Д. Я., Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Издательство Бахрах. — М: 2006.
9.Левитов Н.Д. Проблема психических состояний // Вопросы психологии. 1955.
10.Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. – М.: ФиС, 1983.
11.Немчинов Т.А.
Состояния нервно-психического
12. Психические состояния./ Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. –СПб.: Питер, 2000.
13.Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: Гуманит. изд. Центр
14. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса? – М.: Физкультура и спорт, 1990.
15.Инструкция по организации и осуществлению государственного пожарного надзора (Приложение к Приказу МЧС России от 17.03.2003 N 132)
16.Судаков К.В.
Системные механизмы
17.Тарасов Е.А. Как победить стресс. – М.: Айрис-пресс, 2002.
18.Управляем стрессом. – «Книги «Искателя», 2002.
19. статья Сергеев С.С., Шех О.И. Технологии психологического стресс-менеджмента – журнал «Транспорт РФ» №6 (37) 2011г. Стр 56
20. Шех О. И., Сергеев С. С. Технологии
психологической помощи в
21. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. СПб.,2003.
22. Монина Г.Б., Раниала И.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости» - СПб.: Речь, 2009
23. Коган Б. М. Стресс и адаптация – М.: Знание, 2003
24. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ИП РАН. 2005
25. Генковска В.М. Особенности саморегуляции как нормы психической устойчивости в стрессовых ситуациях: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 2000.
26. Кларин М. В. Корпоративный тренинг: от А до Я. М.: Дело, 2002
27. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия. – Минск, 2002
28. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. –М.: Смысл, 2007
29. Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб., 2001
30. Елисеев А.П. Психологическая устойчивость в ЧС. Словарь-справочник. – Новогорск, 2000
31. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь – справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001
32. Куликова Л.В. Психические состояния. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000
33. Шойгу С.К., Кудинов С.М. и др. Учебник спасателя: – М., 1997
34. Зиньковская С. М. Системное изучение
человеческого фактора в
35. Щербатых Ю. В. Психология стресса — М.: Эксмо, 2008.
36. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007
37. ЭлкинА. Стресс для "чайников" — М.: «Вильямс», 2006
38. Титаренко Ю. А., Чуприкова Е. Г., Чуприков А. П. Психологический стресс и стресс-анализ. — Киев, 2006.
39. Абрамова Г. С. Практическая психология .Учебник для высшей школы. — Москва: Академический проект, 2005
40. Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение 1
Методика Куликова Л.В. «Диагностика психических состояний, настроений и сферы чувств» (Методика ДС-6)
Основным назначением методики ДС является диагностика относительно устойчивых (доминирующих) состояний. Разработаны два варианта опросника: полный вариант (ДС-8) с восемью шкалами и краткий вариант (ДС-6) с шестью шкалами. В полном варианте все перечисленные ниже шкалы и еще две шкалы: «бодрость - уныние» и «раскованность-напряженность». Краткий вариант предназначен для ситуаций с жестко ограниченным временем для обследования. Этот вариант удобнее для ручной обработки, поскольку в нем отсутствуют пункты с инвертированной шкалой. То есть для всех шкал суммарные баллы подсчитываются непосредственным арифметическим суммированием.
Оценка выраженности параметра состояния
В данной методике при интерпретации полученных числовых величин используется перевод сырых баллов в стандартные, в Т-оценки. Шкалы стандартных Т-баллов Построены таким образом, что средние величины приравниваются к 50 Т-баллам, а 10 Т-баллов равны одной сигме. (Сигма - среднеквадратичное отклонение.)
Повьппенными считаются оценки по той или иной шкале 55 и более Т-баллов. Пониженные оценки — это оценки в 45 и менее Т-баллов.
Высокие оценки — это оценки в 60 и более Т-баллов. Низкие оценки — это оценки в 40 и менее Т-баллов.
Основные шкалы методики
Шкала «Ак»: «активное - пассивное отношение к жизненной ситуации».
Высокие оценки (более 60 Т-баллов). Выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности. Ощущение сил для преодоления препятствий и достижения своих целей. Жизнерадостность выше, чем у большинства людей.
Низкие оценки (менее 40 Т-баллов). Пассивное отношение к жизненной ситуации, в оценке многих жизненных ситуаций преобладает пессимистическая позиция, неверие в возможность успешного преодоления препятствий,
Шкала «То»: «тонус высокий -низкий».
Высокие оценки. Повышена возможность проявлять активность и расходовать энергию, стенически реагировать на возникающие трудности. Субъективные ощущения внутренней собранности, запаса сил, энергии. Повышена готовность к работе, в том числе длительной.
Низкие оценки. Характерна усталость, несобранность, вялость, инертность, низкая работоспособность. Снижена возможность проявлять активность, расходовать энергию, уменьшен ресурс сил, повышена утомляемость. Склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности.
Шкала «Сп»: «спокойствие-тревога».
В психическом состоянии переживание тревоги имеет определяющее значение для ряда других явлений. Именно тревога усиливает звучание эмоциогенных раздражителей различной силы, в том числе и незначительных, увеличивая интенсивность отрицательных эмоций, усугубляя их негативное влияние на сознание, поведение и деятельность.
Высокие оценки. Большая уверенность в своих силах и возможностях, чем у большинства людей.
Низкие оценки. Повышена склонность испытывать беспокойство в широком круге жизненных ситуаций, видеть угрозу престижу, благополучию, независимо от того, насколько реальны причины. Ожидание событий с неблагоприятным исходом, предчувствие будущей угрозы (наказания, потери уважения или самоуважения) без ясного осознания ее источников.
Шкала «Ус»: «устойчивость -неустойчивость эмоционального тона».
Высокие оценки. Преобладает ровный положительный эмоциональный тон, спокойное протекание эмоциональных процессов. Высокая эмоциональная устойчивость, в состоянии эмоционального возбуждения сохраняется адекватность и эффективность психической саморегуляции, поведения и деятельности. Очень низкие оценки можно интерпретировать как эмоциональную ригидность.
Низкие оценки. Снижена эмоциональная устойчивость, легко возникает эмоциональное возбуждение, настроение изменчиво, повышена раздражительность, преобладает негативный эмоциональный тон.
Шкала «Уд»: «удовлетворенность -неудовлетворенность жизнью в целом (ее ходом, процессом самореализации)». Данная характеристика имеет особую диагностическую значимость в индивидуальной консультативной и психокоррекционной работе. Переживания полноты жизни — одна из основных опор психологической устойчивости личности. Ощущения опустошенности являются фактором риска возникновения невротических и депрессивных расстройств, алкогольной зависимости.
Высокие оценки. Удовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, самореализацией, тем, как идет жизнь. Человек ощущает способность брать на себя ответственность и возможность делать свой выбор, в котором слышен голос собственного "Я". Субъект чувствует готовность преодолеть трудности в реализации своих способностей (если высшие потребности активизированы). Достаточно высокая оценка личностной успешности.
Низкие оценки. Неудовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, процессом самореализации и тем, как именно в настоящее время разворачиваются основные жизненные события. Низкая оценка личностной успешности. В настоящее время человек не нашел себя полностью, не раскрыл, не ощутил в себе надежной внутренней опоры, не чувствует способности требовать от самого себя правдивых ответов.