Формирование стрессоустойчивости в процессе психологической подготовки у курсантов СПБ УГПС МЧС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 11:01, дипломная работа

Краткое описание

На сегодняшний деньпроблемы стрессоустойчивости (в частности, профессиональной), рассматриваются в больших объемах с разных позиций, как психологической, психофизиологической, так и философско–абстрактной.
Труд пожарных относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянное столкновение со стрессом. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта пожарных, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальных потерями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………….…………….....……….………….4
ГЛАВА 1 Проблема стрессоустойчивости в психологической науке …..……7
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости ………………………………..………7
1.2. Особенности управления стрессом в организации. Стресс-менеджмент….…..13
1.3. Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности сотрудников МЧС России …………………………………………………………………………31
1.4. Возможности социально-психологических тренингов в формировании стрессоустойчивости личности …………………………………………………......34
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования………………....….………39
2.1. Организация исследования…………………………………………….………..39
2.2. Характеристика выборки исследования….………………………………...…...39
2.3. Характеристика используемого социально-психологического тренинга стрессоустойчивости……………………………………………....……..…………..40
2.4. Методы оценки эффективности социально-психологического тренинга стрессоустойчивости………………………………………………...………………41
2.5. Методы статистической обработки……………………………………….43
ГЛАВА 3. Оценка эффективности социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости………………………........…………..……….45
3.1. Оценка состояния испытуемых до проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости……………………………………..45
3.2. Оценка состояния испытуемых после проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости………………………………….….49
3.3. Динамика психологических характеристик стрессоустойчивости под влиянием социально-психологического тренинга стрессоустойчивости……………………...55
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….………...…………….61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..…………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом_мчс!!_!.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Таблица 5

Результаты по методике самочувствие, активность, настроение (САН) у экспериментальной и контрольной групп после проведения тренинга

 

Показатели

Экспериментальная группа после исследования

Контрольная группа после исследования

U-критерий

среднее значение

стандартное отклонение

среднее значение

стандартное отклонение

Самочувствие

4,2

0,7

-1,2

0,9

10

Активность

5,6

0,8

0,6

0,8

8,2

Настроение

4

0,7

-1,4

0,7

12,1


U-критерий находится в зоне значимых изменений (Uкритич. 0,01 ≤ 338)

 

Как видно из Таблицы 5 и Рис 3 показатели контрольной и экспериментальной группы по шкалам самочувствия, активности и настроения имеют существенные различия.

В экспериментальной группе показатели самочувствия говорят о благоприятном состоянии испытуемых. В контрольной группе, как и до исследования, показатели говорят о преобладании у испытуемых плохого настроения

Показатели активности в экспериментальной группе говорят о повышенной активности, в контрольной группе – о пониженной.

Приподнятое настроение характерно для испытуемых в экспериментальной группе. Испытуемые контрольной группы отличаются пониженным настроением.

 

Рис. 3   Результаты по методике САН после проведения тренинга

Анализ результатов по методике Спилбергера-Ханина

 

Таблица 6

Результаты по методике Спилбергера-Ханина

у экспериментальной и контрольной групп после проведения тренинга

Показатели

Экспериментальная группа после исследования

Контрольная группа после исследования

U-критерий

среднее значение

стандартное отклонение

среднее значение

стандартное отклонение

 

Ситуативная тревожность

28,8

2,7

41,9

4,5

15,1

Личностная тревожность

29

3,1

38,9

6

20


U-критерий находится в зоне значимых изменений (Uкритич. 0,01 ≤ 338)

 

После проведения социально-психологического тренинга стрессоустойчивости контрольная и экспериментальная группы показали разныя уровни ситуативной и личностной тревожности (Таблица 6, Рис. 4).

Показатели ситуативной тревожности у испытуемых в экспериментальной группе свидетельствуют о низкой тревожности субъектов на момент времени проведения исследования. В контрольной группе показатель тревожности испытуемых – умеренный.

Показатели личностной тревожности у испытуемых показывают низкий уровень тревожности.

 

Рис. 4  Данные по методике Спилбергера-Ханина у экспериментальной и контрольной групп после проведения тренинга.

 

 

Анализ результатов по шкале Бека

 

Таблица 7

Результаты по шкале Бека

у экспериментальной и контрольной групп до проведения тренинга

Показатель

Экспериментальная группа после исследования

Контрольная группа после исследования

U-критерий

среднее значение

стандартное отклонение

среднее значение

стандартное отклонение

Шкала депрессии

5,7

3

7,2

3,7

14


U-критерий находится в зоне значимых изменений (Uкритич. 0,01 ≤ 338)

 

Как и до проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости у испытуемых обеих групп по шкале депрессии Бека наблюдается отсутствие депрессивных симптомов, что показано в Таблице 7.

 

 

 

 

Анализ результатов по методике Диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств «Опросникопределения доминирующего состояния и настроения» (ДС-6)

 

Таблица 8

Результаты по Опроснику определения доминирующего состояния и настроения у контрольной и экспериментальной групп после проведения тренинга

Показатели

Экспериментальная группа после исследования

Контрольная группа после исследования

U-критерий

среднее значение

стандартное отклонение

среднее значение

стандартное отклонение

Активное-пассивное отношение к жизненной ситуации

67,5

11,8

35,9

11,4

35,0

Тонус высокий-низкий

68,7

9,4

48,7

15,6

110,0

Спокойствие-тревога

67,8

7,8

33,3

10,1

1,0

Устойчивость-неустойчивость эмоционального тона

66,4

8,0

34,9

12,3

7,9

Удовлетворенность-неудовлетворенность жизнью в целом

69,1

7,5

32,6

10,4

5,5

Положительный-отрицательный образ самого себя

45,7

6,4

32,4

10,8

124,5


U-критерий находится в зоне значимости (Uкритич. 0,01 ≤ 338)

 

После проведения социально-психологического тренинга стрессоустойчивости контрольная и экспериментальная группы показали приблизительно азличные уровни отношения к жизненной ситуации, тонуса, устойчивости эмоционального тона, удовлетворенности жизнью в целом и образа самого себя (Таблица 8, Рис. 5).

У испытуемых экспериментальной группы, по шкале «Ак» (активное-пассивное отношение к жизненной ситуации)  выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности. Ощущение сил для преодоления препятствий и достижения своих целей. Жизнерадостность выше, чем у большинства людей. У испытуемых в контрольной группе преобладает пассивное отношение к жизненной ситуации, в оценке многих жизненных ситуаций преобладает пессимистическая позиция, неверие в возможность успешного преодоления препятствий.

Полученные данные по шкале «То» (тонус высокий-низкий) показывают, что для испытуемых характерна повышенная возможность проявлять активность и расходовать энергию, стенически реагировать на возникающие трудности. Субъективные ощущения внутренней собранности, запаса сил, энергии. Повышена готовность к работе, в том числе длительной.

Оценки по шкале «Сп» (спокойствие-тревога) в экспериментальной группе говорят о большей уверенности в своих силах и возможностях, чем у большинства людей. У испытуемых в экспериментальной группе преобладает   ровный   положительный эмоциональный  тон,  спокойное  протекание  эмоциональных процессов. Высокая эмоциональная устойчивость, в состоянии эмоционального   возбуждения   сохраняется   адекватность   и эффективность   психической   саморегуляции,   поведения   и деятельности. Очень низкие оценки можно интерпретировать как эмоциональную ригидность.

Высокие оценки по шкале «Уд» в экспериментальной группе показывают удовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, самореализацией, тем, как идет жизнь. Человек ощущает способность брать на себя ответственность и возможность делать свой выбор, в котором слышен голос собственного "Я". Субъект чувствует готовность преодолеть трудности в реализации своих способностей (если высшие потребности активизированы). Достаточно высокая оценка личностной успешности.

По шкале «По» (положительный-отрицательный образ самого себя) у испытуемых в экспериментальной группе результаты характеризуют степень принятия личностью себя. Есть основания говорить о достаточной искренности в ответах, выраженном стремлении к адекватности в оценке своих психологических особенностей и своего состояния, о критичности в самооценивании.

 

 

 

 

Рис. 5  Результаты по Опроснику определения доминирующего состояния и настроения у контрольной и экспериментальной групп после проведения тренинга

 

 

 

3.3. Динамика психологических характеристик  стрессоустойчивости под влиянием  социально-психологического тренинга  стрессоустойчивости

 

Анализ результатов по методике самочувствие, активность, настроение (САН)

Таблица 9

Результаты по методике САН

 у экспериментальной  группы до и после проведения  тренинга

Показатели

Экспериметальная группа до исследования

Экспериметальная группа после иследования

Т-критерий

среднее значение

Стандартное отклонение

среднее значение

стандартное отклонение

 

Самочувствие

-1,3

0,9

4,2

0,7

855,5

Активность

0,8

0,8

5,6

0,8

282,0

Настроение

-1,4

0,7

4

0,7

807,5


Т-критерий находится в зоне значимости при р 0,01 ≤ 292

Как видно из Таблицы 9 по методике самочувствие, активность, настроение (САН) в экспериментальной группе в процессе проведения тренинга достоверная динамика произошла по шкале Активность.

 

Рис. 6 Результаты пометодика САН у экспериментальной группы до и после проведения тренинга.

 

 

 

 

Анализ по методике Спилбергера-Ханина

Таблица 10

Результаты по методике Спилбергера-Ханина

у экспериментальной группы до и после проведения тренинга

Показатели

Экспериментальная группа до исследования

Экспериментальная группа после исследования

Т-критерий

среднее значение

стандартное отклонение

среднее значение

стандартное отклонение

 

Ситуативная тревожность

42,2

6,1

28,8

2,7

102,3

Личностная тревожность

39,4

8,1

29

3,1

87,9


Т-критерий находится в зоне значимости при р 0,01 ≤ 292

 

По методике Спилбергера-Ханина у испытуемых в экспериментальной группе достоверная динамика прослеживается по шкалам ситуативной и личностной тревожности (Таблица 10)

 

 

Рис. 7 Результаты по методике Спилбергера-Ханина у экспериментальной группы до и после проведения тренинга

 

 

 

Анализ результатов по шкале Бека

Таблица 11

Результаты по шкале Бека у экспериментальной группы до и после проведения тренинга

Показатель

Экспериментальная группа до исследования

Экспериментальная группа после исследования

Т-критерий

среднее значение

стандартное отклонение

среднее значение

стандартное отклонение

Шкала депрессии

7,2

3,7

5,7

3

761


Т-критерий находится в зоне значимости при р 0,01 ≤ 292

 

Как видно из Таблицы 11, проведение тренинга в экспериментальной группе не повлияло на динамику по шкале депрессии.

 

 

Анализ результатов по Опроснику определения доминирующего состояния и настроения у экспериментальной группы до и после проведения тренинга

 

Таблица 12

Результаты по Опроснику определения доминирующего состояния и настроения у экспериментальной группы до и после проведения тренинга

Показатели

Экспериментальная группа до исследования

Экспериментальная группа после исследования

Т-критерий

среднее значение

стандартное отклонение

среднее значение

стандартное отклонение

Активное-пассивное отношение к жизненной ситуации

36,1

14,7

67,5

11,8

91,4

Тонус высокий-низкий

48,2

17,3

68,7

9,4

105,8

Спокойствие-тревога

33,2

9,9

67,8

7,8

87,1

Устойчивость-неустойчивость эмоционального тона

35,7

8,1

66,4

8,0

88,5

Удовлетворенность-неудовлетворенность жизнью в целом

31,7

7,6

69,1

7,5

79,0

Положительный-отрицательный образ самого себя

32,9

12,1

45,7

6,4

95,6

Информация о работе Формирование стрессоустойчивости в процессе психологической подготовки у курсантов СПБ УГПС МЧС России