Что такое "трудовой метод" в изучении профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:04, контрольная работа

Краткое описание

Трудовой метод предназначен для психологического анализа профессий. Так как использование его элементов, там, где это, возможно, следует считать полезным дополнительным методом к другим методам психологического изучения профессиональной деятельности, необходимо остановиться на нем хотя бы кратко.

Вложенные файлы: 1 файл

Что такое.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Что такое "трудовой метод" в изучении профессиональной деятельности?

 

Трудовой метод.

Трудовой метод предназначен для психологического анализа профессий. Так как использование его  элементов, там, где это, возможно, следует  считать полезным дополнительным методом к другим методам психологического изучения профессиональной деятельности, необходимо остановиться на нем хотя бы кратко.

Создатели трудового  метода видели в нем ряд преимуществ  по сравнению с другими методами психологического изучения профессий, главными из которых можно считать следующие:

1. Получение путем личного опыта некоторых психологических данных, недоступных наблюдению и разным формам опроса специалистов.

2. Изучение профессиональной деятельности не только ″в поперечном″, но и в ″продольном″ разрезе, т.е. в процессе овладения профессией. Были получены интересные данные о постепенной автоматизации разных компонентов деятельности, появлении ″общего импульса″ серии двигательных актов, субъективных симптомах утомления, деавтоматизации профессионального навыка под влиянием усталости и др.

3. Более обоснованное внесение рационализаторских предложений с учетом личного опыта в организацию труда, конструкцию оборудования и т.п.

Вместе с тем в  трудовом методе были и слабые места, которые критиковались в 20-е годы, как некоторыми советскими учеными, так и рядом зарубежных психотехников. В первую очередь указывалось на субъективизм трудового метода в связи с тем, что он опирается на данные самонаблюдения психолога. Отмечалась его неэкономичность, так как применение его требовало слишком много времени, и ограниченность видов труда, при изучении которых он может быть использован.

Авторы трудового метода, не отрицая роли наблюдений протоколирования психологом своих переживаний и  психических состояний при выполнении функций рабочего-ученика, отмечали, что эти материалы позволяют полнее вскрыть психофизиологическую природу профессии. Они намного объективнее, чем показания рабочего, не изучавшего своей профессии с целью психологического анализа и более менее врасплох захваченного анкетой. Кроме того, авторы трудового метода подчеркивали, что данные самонаблюдений психологов не являются единственно ценными в трудовом методе, так как он предполагает широкое использование всего арсенала других профессиональных методов.

За время существования  советской психотехники трудовым методом, в полном объеме или частично, был  проанализирован целый ряд самых  разнообразных профессий. И хотя трудовой метод не должен, да и не может широко применяться в современной  психологии труда, использование его элементов, там, где это представляется возможным, следует считать полезным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В чем сущность профессионального  самоопределения?

 

Профессиональное  самоопределение: сущность

Профессиональное самоопределение  личности - сложный и длительный процесс,охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило,определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся связи с устройством своей профессиональной карьеры.

     Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием

«профессиональная ориентация» (это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации).

     Профориентация, являясь целостной системой, состоит  из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью  целей, задач  и единством функций.

     Организационно  – функциональная подсистема  - деятельность различных

социальных институтов, ответственных  за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

     Логико-содержательная  подсистема – профессиональное  просвещение учащихся, развитие  их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально – профессиональная адаптация.

     Личностная  подсистема – личность школьника  рассматривается в качестве

субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием  самосознания; представлением о

себе, своих  способностях, особенностях характера.

Нас интересует главным образом личностная подсистема. Соответственно

профессиональная  ориентация в школе направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в

ней. Переход  к новым социально-экономическим  отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие личные качества профессионала, как предприимчивость, социально- профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения и т.д. Нарождающийся новый хозяйственный механизм, ориентированный на стимулирование частной инициативы человеческих возможностей, поощрение творческих возможностей, в конечном счете создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути.

Результатом       процесса профессионального самоопределения  в старшем

школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в

правильном  выборе профессии предполагает необходимость специальной

организации их деятельности, включающей знания о  себе и о мире

профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.

Эти компоненты являются основными составляющими  процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

     Выделим ряд направлений, способствующих  решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним  относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт; системный подход к

профориентации  школьников; общественно-значимые мотивы выбора профессии.

     Однако, несмотря на некоторые положительные  результаты профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику .      О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями,

способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные  противоречия можно отнести

к группе внутренних, личностно-психологических.

     Таким  образом, профессиональное самоопределение тесно связано с

профориентацией и рассматривается как сложный  динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда. Учебное пособие. Издательство Московского университета, 1986
  2. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник. М., 1998
  3. Абрамов В. Н. Основы физиологии и психологии труда. М., 1986
  4. Агапова Ч. Т. Психофизиологические основы организации труда. - Куйбышев, 1983История советской психологии труда: Тексты 20-30-х годов ХХ века./ Под ред. В. П. Зинченко и др. – М., 1983

 

 

  1. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности/Т.М.
  2. Буякас//Воросы психологии.-2002.-№ 2.-С,28-40
  3. Евстратов, В.Г. Психология и педагогика профориентационной работы/В.Г.
  4. Евстратов.-Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, 1999.
  5. Климов, Е.А. Как выбирать профессию: КН. для учащихся ст. классов
  6. сред. шк./Е.А. Климов.-М.: Просвещение, 1990.-192с.
  7. Кондаков, И.Н. Диагностика профессиональных установок подростков/ И.Н.
  8. Кондаков// Вопросы психологии.-1997.-№ 2.-С.122-130.
  9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития
  10. человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/И.Ю. Кулагина,
  11. В.Н. Колюцкий.-М.: ТЦ «Сфера», 2001.-464с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Что такое "трудовой метод" в изучении профессиональной деятельности