Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:26, тест
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории психологии".
На основе разработанного им подхода об экстраверсии - интроверсии, К. Юнг выделил и описал типы личности, в каждом из которых доминирующий тип реакции зависит от того, какие функции у человека задействованы (мышление, чувства, ощущения, интуиция).
2.7. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА
Альфред Адлер (1870 – 1937) – австрийский психолог, создавший еще один вариант психоанализа, названный им индивидуальной психологией. В самом названии подчеркивалась уникальная ценность каждой отдельной личности.
Главные идеи индивидуальной психологии:
1. Каждый из нас ощущает собственную недостаточность, несостоятельность (имеет чувство неполноценности).
2. Каждый из нас будет бороться, чтобы преодолеть свою недостаточность (имеет врожденное стремление к самоутверждению, самосовершенствованию, превосходству, к развитию).
1. Слаженность индивидуальной и общественной жизни зависит от степени развития социальных чувств (социального интереса).
Генерализированное ощущение своей слабости, малости, неполноценности - первично. Оно предопределяется тем, что все мы рождаемся маленькими и беспомощными и потом еще долго учимся использовать свои силы. «На протяжении всего периода развития ребенок испытывает чувство, что он уступает в чем-то как своим родителям, так и всему миру в целом. Вследствие незрелости его органов, его неопределенности и несамостоятельности, вследствие его потребности опираться на более сильные натуры и из-за часто возникающего болезненного ощущения подчиненности другим людям в ребенке развивается чувство несостоятельности, которое затем выдает себя на протяжении всей жизни», - писал А.Адлер (цит. по Сидоренко Е.В., 2002, С.23).
Объективно ощущение недостаточности нормально и универсально. Субъективно оно непереносимо. «Ни одно человеческое существо не может долго выносить чувство несостоятельности: оно ввергает его в такое напряжение, что требуется хоть какое-то действие», - указывал А. Адлер (цит. по Сидоренко Е.В., 2002, С.24). Чувство несостоятельности толкает нас к тому, чтобы пытаться преодолеть свою недостаточность, развить свои возможности и добиться в чем-нибудь совершенства, превосходства. Это движущая сила развития. Ощущение собственной несостоятельности порождает борьбу, без которой невозможно приспособление к миру. Эдипов комплекс – всего лишь символ желаемого господства.
Чтобы приспособиться к среде, человек учится преодолевать чувство неполноценности за счет стремления к личному превосходству или сотрудничая с другими. Если овладевая средой, человек усваивает опыт заинтересованности в благополучии других, направляет свои усилия на общественные заботы, то личность развивается в конструктивном направлении, у ребенка складывается конструктивный индивидуальный стиль жизни (стремление к личностному росту, развитие умений и способностей).
Однако некоторые дети могут развиваться в неконструктивном направлении, если усваивают способы овладения средой, связанные с борьбой за личное превосходство (пытаются достичь ощущения превосходства посредством господства над другими, а, не становясь более полезными другим). В этом случае формируется неконструктивный индивидуальный стиль жизни, который может стать причиной неврозов. Стиль жизни – это «значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем», - писал А. Адлер (цит. по Сидоренко Е.В., 2002, С.50).
Стиль жизни - это принятая человеком концепция жизни, принятый им паттерн поведения. Для жизненного стиля характерны: очень раннее формирование, ошибочность, устойчивость. Индивидуальный стиль жизни формируется к 5 годам и затем с трудом поддается изменениям. На выбор стиля жизни влияет порядок рождения, то есть положение, которое занимал ребенок между своими братьями и сестрами в родительской семье.
«У перворожденных детей я часто находил в качестве коренной посылки и управляющей фикции вожделение, чтобы была признана его власть, как это было в прошлом, когда он был единственным; у второго ребенка сильнее выступает потребность уничтожить другие властные отношения в будущем; для единственного ребенка поиск центральной позиции часто превращается в неразрешимую задачу» (Адлер А., 1997, с.70).
Основная проблема невротической личности – ошибочное представление о мире и себе в нем, недостижимая и нереалистичная цель превосходства над всеми людьми. «Огромное значение в человеческой жизни имеет любовь, и поэтому невротическая алчность «хочу иметь все», как правило, примешивается в отношения мужчины и женщины и разворачивает там разрушительную тенденцию, побуждая к игнорированию действительности и к попыткам, нацеленным на возвышение личностного чувства. В этом заключается сущность невроза – желание ослабить чувство неполноценности, беспрестанно доказывая свое превосходство. Любимая особа обязана совершенно отказаться от своей личности и быть поглощенной личностью партнера (или партнерши), должна стать средством для возвышения личностного чувства последнего. Пробный камень подлинной, свободной от невротических тенденций любви: может ли один из партнеров, при том, что другой сохраняет свою собственную значимость, продолжать любить, да еще и поддерживать любимого в его самоутверждении. Такие случаи довольно редки. Гораздо чаще в отношении полов привносятся бесконечное испытывание, выживание недостатков, недоверчивость, своенравие и своекорыстие – черты, которые чем дальше, тем больше разрушают радость любовного общения» (Адлер А., 1997, С.195).
Задача терапевта – помочь пациенту понять его жизненный стиль, после чего человек может исправить неконструктивные способы овладения средой на более эффективные. Научившись видеть ошибки, которые он допускает в жизненных ситуациях, пациент научится понимать последствия своего поведения и может усвоить более конструктивные способы самоутверждения.
А. Адлер делал акцент на сознании, а не на бессознательном, считая, что человек может контролировать и изменять свое поведение. Он отличался более оптимистичным взглядом на природу человека, по сравнению со своим учителем З.Фрейдом. Поведение человека определяется больше социальными, а не биологическими факторами. У человека есть врожденный потенциал, направленный на взаимодействие с другими людьми для достижения личных или общественных целей – социальный интерес.
Социальный
интерес – это чувство
Развитие личности – это движение от центрированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой. Здоровая личность имеет конструктивное стремление к превосходству, сильный социальный интерес и развитое кооперативное поведение.
Экспериментальная проверка подтвердила следующие положения концепции А. Адлера. Во-первых, были выявлены взаимосвязи между порядком рождения и определенными личностными характеристиками взрослых людей. Во-вторых, было обнаружено, что особенности раннего детства прогностичны для определения стиля жизни взрослого.
Многие идеи А.Адлера опередили свое время. Его индивидуальная психология оказала сильное влияние на неофрейдизм (особенно на развитие эго-психологии, которая ориентировалась на исследование сознательных мотивов), а также на гуманистическую психологию.
2.9. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕШТАЛЬТПСИ-ХОЛОГИИ
Еще одним психологическим направлением, появившимся в 10-е гг. 20 века стала гештальтпсихология. Ее основателями были немецкие психологи М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, позднее к ним присоединился К. Левин. Гештальтпсихология признавала наличие сознания, но критиковала попытки найти его элементарные составляющие. Она ввела в психологию категорию образа.
Когда сенсорные элементы объединяются, они образуют новую структуру. Например, составленные вместе несколько музыкальных нот, нельзя свести к простому их набору, так как они образуют музыкальную мелодию. Однако мелодия не присутствует ни в одном отдельно взятом элементе. От общей организации структуры зависят ее отдельные элементы. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят. Не целое возникает на основе элементов, а элементы есть нечто производное от целого.
Идеи целостности сознания появляются у отдельных мыслителей с середины 19 века. Так, С. Дж. Милль создает теорию ментальной химии. В. Вундт вводит понятие творческого синтеза.
Проблема целостности была поставлена и начала разрабатываться в Австрийской школе в конце 19 века. В 1890 г. австрийский психолог Христиан фон Эренфельс опубликовал работу «О гештальт-качествах», в которой утверждал, что существуют качества, которые не могут быть объяснены простым комбинированием ощущений.
Гештальт-качества – качества формы, основанные на чем-то, что не воспринимается ощущениями. Форма - новый элемент, создаваемый разумом. Х. Эренфельс обратил внимание на то, что восприятие мелодии в известной степени независимо от входящих в ее состав звуков. При переводе в другую тональность звуки могут изменяться, а восприятие мелодии сохраняется. «Из чего, строго говоря, исходил Х. Эренфельс? Если мелодия состоит из 6 тонов, и я повторяю ее, в то время как она исполняется в другой тональности, и она все же узнается, что вообще остается? Эти 6 элементов являются сначала некоторой суммой, но, наряду с этими шестью элементами, предполагается седьмой, это гештальт-качество – качество формы. Седьмой элемент и есть тот, который делает возможным узнавание мелодии (Вертгеймер К., 1987, С. 38).
Х. Эренфельс формулирует проблему: откуда берется это новое качество целостности или гештальт-качество (форма, целостность, структура, конфигурация). Решая эту проблему, он не выходит за рамки элементаристского подхода к сознанию. Целостность – результат активной работы сознания по установлению отношений между звуками. Однако проблема была поставлена и нашла свое оригинальное решение в гештальтпсихологии.
Неудовлетворенность атомистическим подходом нарастала не только в психологии. В физике возникло понятие об электромагнитном поле, в биологии разрушилось представление об организме как механическом соединении дискретных элементов.
В исследованиях в области восприятия формируется принцип целостности вместо принципа элементаризма. Целостность изначальна, элементы вторичны и выделяются из нее. Не целостность образуется из суммы элементов, а наоборот, элементы определяются свойствами целого, в состав которого входят. Смена принципа породила ряд вопросов, на которые предстояло ответить:
1. Если элементы неподходящая единица анализа, то существуют ли «целостные единицы» анализа, которые несут в себе эти свойства (этакие молекулы воды, в который сохраняются свойства этого вещества, но не элементы водорода и кислорода, в которых проявляются иные свойства)?
2. Каковы факторы, обеспечивающие целостность?
3. Каковы законы функционирования целостности?
4. Какова природа целостности и законы ее развития?
«Основную проблему гештальтпсихологии можно было бы сформулировать так: существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом всего этого целого» (Вертгеймер К., 1987, С. 43).
Гештальтпсихология ориентировалась на физику, видя в ней образец методологии. Из физики были позаимствованы такие понятия как поле, динамика, напряжение, сила, принципы создания схем и формул. Ключевым понятием стало «поле» - перцептивная структура, то, что воспринимается в качестве непосредственно данного сознанию. Каждый участок поля взаимодействует с другими, изменение напряжения в одном из участков немедленно порождает тенденцию к устранению этого напряжения и восстановлению равновесия.
В качестве объяснительного
механизма психических
Внешние раздражители действуют на организм, который работает как целостность. Субъективным переживанием работы организма и является психическая реальность, которая открывается через феноменологическое наблюдение.
Феноменологический метод – непредвзятое, освобожденное от привычных стереотипов мышления, описание сознания во всей его непосредственности и подлинности. Феноменологическое описание - непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания.
Гештальтпсихологам представлялось, что принцип изоморфизма позволит решить психофизическую проблему, сохранить за сознанием самостоятельную ценность и в то же время утвердить его соответствие материальным структурам. Другим словами сознание нужно изучать и оно должно быть предметом психологии.
Сознание - целостность,
создаваемая динамикой
Критикуя бихевиоризм, гештальтпсихологи экспериментально доказали на примере феномена транспозиции (относительного восприятия цветов в паре), что нельзя объяснить двигательное поведение игнорируя гештальты. Решение творческих задач происходит не путем случайных проб, а в результате восприятия отношений между вещами, благодаря построению нового гештальта, который не является результатом научения, и не может быть выведен и прежнего опыта.