Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:26, тест

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

история_психологии.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

На основе разработанного им подхода об экстраверсии - интроверсии, К. Юнг выделил и описал типы личности, в каждом из которых доминирующий тип реакции зависит от того, какие функции у человека задействованы (мышление, чувства, ощущения, интуиция). 

 

2.7. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА

                                                        

Альфред Адлер (1870 – 1937) – австрийский психолог, создавший  еще один вариант психоанализа, названный  им индивидуальной психологией. В самом  названии подчеркивалась уникальная ценность каждой отдельной личности.

Главные идеи индивидуальной психологии:

1. Каждый из нас ощущает собственную недостаточность, несостоятельность (имеет чувство неполноценности).

2. Каждый из нас будет бороться, чтобы преодолеть свою недостаточность (имеет врожденное стремление к  самоутверждению, самосовершенствованию,  превосходству, к развитию).

1. Слаженность индивидуальной и общественной жизни зависит от степени развития социальных чувств (социального интереса).

Генерализированное  ощущение своей слабости, малости, неполноценности - первично. Оно предопределяется тем, что все мы рождаемся маленькими и беспомощными и потом еще долго учимся использовать свои силы. «На протяжении всего периода развития ребенок испытывает чувство, что он уступает в чем-то как  своим родителям, так и всему миру в целом. Вследствие незрелости его органов, его неопределенности и несамостоятельности, вследствие его потребности опираться на более сильные натуры и из-за часто возникающего болезненного ощущения подчиненности другим людям в ребенке развивается чувство несостоятельности, которое затем выдает себя на протяжении всей жизни», - писал А.Адлер (цит. по Сидоренко Е.В., 2002, С.23).

Объективно ощущение недостаточности нормально и  универсально. Субъективно оно непереносимо. «Ни одно человеческое существо не может долго выносить чувство несостоятельности: оно ввергает его в такое напряжение, что требуется хоть какое-то действие», - указывал А. Адлер (цит. по Сидоренко Е.В., 2002, С.24). Чувство несостоятельности толкает нас к тому, чтобы пытаться преодолеть свою недостаточность, развить свои возможности и добиться в чем-нибудь совершенства, превосходства. Это движущая сила развития. Ощущение собственной несостоятельности порождает борьбу,  без которой невозможно приспособление к миру. Эдипов комплекс – всего лишь символ желаемого господства.

Чтобы приспособиться к среде, человек учится  преодолевать чувство неполноценности за счет стремления к личному превосходству  или сотрудничая с другими. Если овладевая средой, человек усваивает  опыт заинтересованности в благополучии других, направляет свои усилия на общественные заботы, то личность развивается в конструктивном направлении, у ребенка складывается конструктивный индивидуальный стиль жизни (стремление к личностному росту, развитие умений и способностей).

 Однако некоторые  дети могут развиваться в неконструктивном направлении, если усваивают способы овладения средой, связанные с борьбой за личное превосходство (пытаются достичь ощущения превосходства посредством господства над другими, а, не становясь более полезными другим). В этом случае формируется неконструктивный индивидуальный стиль жизни, который может стать причиной неврозов. Стиль жизни – это «значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем», - писал А. Адлер (цит. по Сидоренко Е.В., 2002, С.50).

Стиль жизни - это  принятая человеком концепция жизни, принятый им паттерн поведения. Для  жизненного стиля характерны: очень  раннее формирование, ошибочность, устойчивость. Индивидуальный стиль жизни формируется к 5 годам и затем с трудом поддается изменениям. На выбор стиля жизни влияет порядок рождения, то есть положение, которое занимал ребенок между своими братьями и сестрами в родительской семье.

«У перворожденных детей я часто находил в качестве коренной посылки и управляющей фикции вожделение, чтобы была признана его власть, как это было в прошлом, когда он был единственным; у второго ребенка сильнее выступает потребность уничтожить другие властные отношения в будущем; для единственного ребенка поиск центральной позиции часто превращается в неразрешимую задачу» (Адлер А., 1997, с.70).

Основная проблема невротической личности – ошибочное  представление о мире и себе в  нем, недостижимая и нереалистичная цель превосходства над всеми людьми. «Огромное значение в человеческой жизни имеет любовь, и поэтому невротическая алчность «хочу иметь все», как правило, примешивается в отношения мужчины и женщины и разворачивает там разрушительную тенденцию, побуждая к игнорированию действительности и к попыткам, нацеленным на возвышение личностного чувства. В этом заключается сущность невроза – желание ослабить чувство неполноценности, беспрестанно доказывая свое превосходство. Любимая особа обязана совершенно отказаться от своей личности и быть поглощенной личностью партнера (или партнерши), должна стать средством для возвышения личностного чувства последнего. Пробный камень подлинной, свободной от невротических тенденций любви: может ли один из партнеров, при том,  что другой сохраняет свою собственную значимость, продолжать любить, да еще и поддерживать любимого в его самоутверждении. Такие случаи довольно редки. Гораздо чаще в отношении полов привносятся бесконечное испытывание, выживание недостатков, недоверчивость, своенравие и своекорыстие – черты, которые чем дальше, тем больше разрушают радость любовного общения» (Адлер А., 1997, С.195).

Задача терапевта  – помочь пациенту понять его жизненный  стиль, после чего человек может  исправить неконструктивные способы  овладения средой на более эффективные. Научившись видеть ошибки, которые он допускает в жизненных ситуациях, пациент научится понимать последствия своего поведения и может усвоить более конструктивные способы самоутверждения.

А. Адлер делал  акцент на сознании, а не на бессознательном, считая, что человек может контролировать и изменять свое поведение.  Он  отличался более оптимистичным взглядом на природу человека, по сравнению со своим учителем З.Фрейдом. Поведение человека определяется больше социальными, а не биологическими факторами. У человека есть врожденный потенциал, направленный на взаимодействие с другими людьми для достижения личных или общественных целей – социальный интерес.

 Социальный  интерес – это чувство общности, ощущение родства со всем человечеством,  общественная ориентированность, позволяющая улучшать мир. Социальный интерес развивается в детстве, по мере накопления ребенком опыта кооперативного поведения, сотрудничества с другими.

Развитие личности – это движение от центрированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой. Здоровая личность имеет конструктивное стремление к превосходству, сильный социальный интерес и развитое кооперативное поведение.

Экспериментальная проверка подтвердила следующие  положения концепции А. Адлера. Во-первых, были выявлены взаимосвязи между порядком рождения и определенными личностными характеристиками взрослых людей. Во-вторых, было обнаружено, что особенности раннего детства прогностичны для  определения стиля жизни взрослого.

Многие идеи А.Адлера опередили свое время. Его индивидуальная психология оказала сильное влияние на неофрейдизм (особенно на развитие эго-психологии, которая ориентировалась на исследование сознательных мотивов), а также на гуманистическую психологию.

 

2.9. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕШТАЛЬТПСИ-ХОЛОГИИ

 

Еще одним психологическим  направлением, появившимся в 10-е  гг. 20 века стала гештальтпсихология.  Ее основателями были немецкие психологи  М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, позднее  к ним присоединился К. Левин. Гештальтпсихология признавала наличие сознания, но критиковала попытки найти его элементарные составляющие. Она ввела в психологию категорию образа.

Когда сенсорные  элементы объединяются, они образуют новую структуру. Например, составленные вместе несколько музыкальных нот, нельзя свести к простому их набору, так как они образуют музыкальную мелодию. Однако мелодия не присутствует ни в одном отдельно взятом элементе. От общей организации структуры зависят ее отдельные элементы. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят. Не целое возникает на основе элементов, а элементы есть нечто производное от целого.

Идеи целостности  сознания появляются у отдельных  мыслителей с середины 19 века. Так, С. Дж. Милль создает теорию ментальной химии. В. Вундт вводит понятие творческого синтеза.

Проблема целостности  была поставлена и начала разрабатываться в Австрийской школе в конце 19 века. В 1890 г. австрийский психолог Христиан фон Эренфельс  опубликовал работу «О гештальт-качествах», в которой утверждал, что существуют качества, которые не могут быть объяснены простым комбинированием ощущений.

Гештальт-качества – качества формы, основанные на чем-то, что не воспринимается ощущениями. Форма -  новый элемент, создаваемый  разумом.  Х. Эренфельс обратил  внимание на то, что восприятие мелодии в известной степени независимо от входящих в ее состав звуков. При переводе в другую тональность звуки могут изменяться, а восприятие мелодии сохраняется. «Из чего, строго говоря, исходил Х. Эренфельс? Если мелодия состоит из 6 тонов, и я повторяю ее, в то время как она исполняется в другой тональности, и она все же узнается, что вообще остается? Эти 6 элементов являются сначала некоторой суммой, но, наряду с этими шестью элементами, предполагается седьмой, это гештальт-качество – качество формы. Седьмой элемент и есть тот, который делает возможным узнавание мелодии (Вертгеймер К., 1987, С. 38).

Х. Эренфельс  формулирует проблему: откуда берется  это новое качество целостности  или гештальт-качество (форма, целостность, структура, конфигурация).  Решая эту проблему, он не выходит за рамки элементаристского подхода к сознанию. Целостность – результат активной работы сознания по установлению отношений между звуками. Однако проблема была поставлена и нашла свое оригинальное решение в гештальтпсихологии.

Неудовлетворенность атомистическим подходом нарастала  не только в психологии. В физике возникло понятие об электромагнитном поле, в биологии разрушилось представление  об организме как механическом соединении дискретных элементов.

В исследованиях в области восприятия формируется принцип целостности вместо принципа элементаризма. Целостность изначальна, элементы вторичны и выделяются из нее. Не целостность образуется из суммы элементов, а наоборот, элементы определяются свойствами целого, в состав которого входят. Смена принципа породила ряд вопросов, на которые предстояло ответить:

1. Если элементы  неподходящая единица анализа, то существуют ли «целостные единицы» анализа, которые несут в себе эти свойства (этакие молекулы воды, в который сохраняются свойства этого вещества, но не элементы водорода и кислорода, в которых проявляются иные свойства)?

2. Каковы факторы, обеспечивающие целостность?

3. Каковы законы функционирования целостности?

4. Какова природа целостности и законы ее развития?

«Основную проблему гештальтпсихологии можно было бы сформулировать так: существуют связи, при которых  то, что происходит в целом, не выводится  из элементов, существующих якобы в  виде отдельных кусков, связываемых  потом вместе, а, напротив,  то, что  проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом всего этого целого» (Вертгеймер К., 1987, С. 43).

Гештальтпсихология  ориентировалась на физику, видя в  ней образец методологии. Из физики были позаимствованы такие понятия  как поле, динамика, напряжение, сила, принципы создания схем и формул. Ключевым понятием стало «поле» - перцептивная структура, то, что воспринимается в качестве непосредственно данного сознанию. Каждый участок поля взаимодействует с другими, изменение напряжения в одном из участков немедленно порождает тенденцию к устранению этого напряжения и восстановлению равновесия.

В качестве объяснительного  механизма психических процессов  выдвигался принцип  изоморфизма  материальных (физиологических) и психических  процессов,  согласно которому элементы и отношения в одной системе (физиологической) однозначно соответствуют элементам и отношениям в другой системе (психической). То есть по структуре психические и физиологические целостности идентичны, при этом физиологические структуры во многом аналогичные физическим полям.

Внешние раздражители действуют на организм, который работает как целостность. Субъективным переживанием работы организма и является психическая реальность, которая открывается через феноменологическое наблюдение.

Феноменологический  метод – непредвзятое, освобожденное от привычных стереотипов мышления, описание сознания во всей его непосредственности и подлинности. Феноменологическое описание - непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания.

Гештальтпсихологам  представлялось, что принцип изоморфизма  позволит решить психофизическую проблему, сохранить за сознанием самостоятельную  ценность и в то же время утвердить  его соответствие материальным структурам. Другим словами сознание нужно изучать и оно должно быть предметом психологии.

Сознание  - целостность, создаваемая динамикой когнитивных  структур, которые преобразуются  по психологическим законам. Гештальтпсихология утвердила экспериментальную практику изучения чувственных образов их целостности, динамике, трансформациях. Проблематика  их исследований – восприятие (особенно зрительное), творческое мышление, мотивация и аффекты.

Критикуя бихевиоризм, гештальтпсихологи  экспериментально доказали на примере феномена транспозиции (относительного восприятия цветов в паре), что нельзя объяснить двигательное поведение игнорируя гештальты. Решение творческих задач происходит не путем случайных проб, а в результате восприятия отношений между вещами, благодаря построению нового гештальта, который не является результатом научения, и не может быть выведен и прежнего опыта.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"