Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:26, тест
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории психологии".
4. Человек – это активное, творческое существо, единое и целостное. Цельность его Я создает уникальный характер переживаний каждого человека.
Несмотря на различия школ гуманистической психологии, общим для них являлось настойчивое требование создания специфически человеческой модели, отличной от моделей, объясняющих поведение животных или машины. Со времени своего возникновения гуманистическая психология оказала значительное воздействие на развитие психотерапии и теории личности, повлияла на организацию управления и образования, систему консультирования. Она расширила предметную область психологии, включив в нее отношения личности и понимание контекста ее поступков.
Гуманистическая психология внесла заметный вклад в разрушение позитивистской модели в американской психологии середины 20в., подготовив почву для возникновения когнитивной парадигмы. Она обратила внимание научной общественности на неприемлемость использования естественной науки в качестве модели для углубленных исследований человека. Заменив лабораторных крыс и голубей людьми, гуманистическая психология регуманизировала психологию.
Тем не менее, гуманистическая психология имеет свои слабые места. Самое главное возражение вызывает отсутствие адекватной системы отсчета, внутри которой можно было бы оценить и изучить человеческую субъективность. Речь идет об отсутствии адекватного метода исследований, соответствующего поставленным этим направлениям задачам.
Дело в том,
что в гуманистической
По мнению
ряда ученых, гуманистическая психология
является «поэтической
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Ж. ПИАЖЕ
Генетическая
психология, основоположником которой
являлся Жан Пиаже, предусматривала
изучение психологической деятельности
с позиций системно-
Уделяя основное внимание формированию интеллекта ребенка, Ж.Пиаже подчеркивал, что в научной психологии всякое исследование должно начинаться с изучения развития и что именно формирование умственных механизмов у ребенка лучше всего объясняет их природу и функционирование у взрослого. На генетической основе, по мнению Ж.Пиаже, должны строиться не только отдельные науки, но и теория познания. Эта идея стала основой создания им генетической эпистемологии, т.е. науки о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий, познавательных операций и т.д.
Известно, что
представители различных подход
По мнению Ж. Пиаже, внешний мир в ходе онтогенетического развития начинает выступать перед ребенком в форме объектов не сразу, а в результате активного взаимодействия с ним. В ходе все более полного и глубокого взаимодействия субъекта и объекта происходит, как считал автор, их взаимное обогащение: в объекте выделяются все новые и новые стороны, характеристики, а у субъекта формируются все более адекватные, тонкие и сложные способы воздействия на мир с целью его познания и достижения сознательно поставленных целей.
В своих экспериментально-
Основной задачей Ж.Пиаже было изучение структуры человеческого интеллекта. Он рассматривал его строение как естественное развитие в ходе эволюции менее организованных органических структур. Однако психологические воззрения Ж. Пиаже сложились на основе общего биологического понимания процесса развития как взаимосвязи ассимиляции и аккомодации. При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, при аккомодации - перестраивает их в соответствии с особенностями среды. В этой связи развитие интеллекта мыслилось как единство ассимиляции и аккомодации, ибо посредством этих актов организм адаптируется к своему окружению.
В 30-х гг. в
подходе Ж. Пиаже к проблемам
развития психики произошел коренной
перелом. В целях описания структуры
интеллектуальных актов он разрабатывает
специальный логико-
При исследовании интеллекта Ж. Пиаже использовал так называемый метод срезов: он предъявлял детям различного возраста одну и ту же задачу и сравнивал результаты ее решения. Такой метод позволял уловить определенные сдвиги в интеллектуальной деятельности ребенка, увидеть в предыдущем этапе зарождение предпосылок и некоторых элементов последующего этапа. Однако этот метод не мог обеспечить раскрытие психологического формирования у ребенка нового интеллектуального приема, понятия, знания.
Концепция Ж.Пиаже убедительно доказывала, что истоки, зачатки более высоких уровней мышления созревают внутри предыдущих. Однако, переход к высшим генетическим ступеням выражается не только в развитии новых видов мышления, но и в изменении всех тех, которые возникли на предыдущих ступенях. Развивается не мышление само по себе, а человек, и по мере того, как он поднимается на высшую ступень, на эту высшую ступень поднимаются все стороны его сознания, все аспекты его мышления.
ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (П.Я.ГАЛЬПЕРИН)
Теория поэтапного
формирования умственных действий - (разработана
П.Я.Гальпериным и его
В ходе психического
развития ребенка совершенствуются
процессы интериоризацииэкстериоризации(
В Т.п.ф.у.д. различают четыре основные группы условий овладения новым умственным действием: наличие необходимой мотивации, правильное выполнение действия в его исходной внешней форме, планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.), полноценное воспроизведение действий в умственном плане.
Практическое значение применения Т.п.ф.у.д. заключается в том, что в процессе обучения формирования новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования приема проб и ошибок, при обеспечении заданных показателей; усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения.
Основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений.
Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:
Первый - создание мотивации обучаемого;
Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия;
Третий - выполнение реальных действий;
Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;
Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»;
Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – см. интериоризация.
На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».
ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ ВО 2-ОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА
Вторая половина XIX столетия - период выделения психологии из философии и естествознания, перехода ее на самостоятельный путь развитая, оформления психологии как экспериментальной науки. Преобразование психологии в самостоятельную экспериментальную дисциплину нашло свое выражение в разработке теоретических программ, открытии первых экспериментальных лабораторий в различных странах мира, образовании национальных психологических обществ, основании специальных журналов, организации всемирных психологических конгрессов, в проведении собственно психологических исследований и создании специальных приборов и экспериментальной техники. Как отмечает историк науки, "характерным изменением в общем миросозерцании, происшедшим в XIX веке, является постоянно прогрессирующее и теперь представляющееся принципиально законченным обособление психологии от философии. Это обособление было результатом быстрого упадка метафизического интереса и метафизического мышления… Лишившись, таким образом, общей основы, психология была уже не в состоянии оказать сопротивление вторжению естественно-научного метода…"
В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом фи-зиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анато-мии. Умозрительные воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.
В настоящее время выделены некоторые естественнонаучные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки в середине XIX в.
1. Постепенный отход психологии
от философии, потому как для
психо-логии, наконец-то
2. Введение, в психологию опираясь на историческую необходимость об-ретения своего, отличного от философского, метода познания новейших мето-дов исследования, например, взятого в естествознании метода эксперимента, в том числе и математических методов расчета результатов опытов.