Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:26, тест

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

история_психологии.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

К середине 20–х гг. 20 века гештальтпсихология стала  мощной научной школой, издававшей свой журнал «Психологические исследования» (основан в 1921 г.), имевшей многочисленных студентов, аспирантов, проводившей экспериментальные исследования в разных областях.

Однако после  прихода к власти нацистов в 1933 г. ведущие ученые этого направления  эмигрировали в США, где  на пике популярности был бихевиоризм. Языковой барьер; трудности  понимания их публикаций из-за использования символов и схем, специфической терминологии; ошибочное понимание этой школы, только как изучающей перцепцию; отсутствие возможности иметь аспирантов  привели к тому, что гештальтпсихология  прекратила  свое существование как теоретическое направление в конце 40-х гг. 20 вв.

Вместе с тем  гештальтпсихология  дала толчок для  развития теории систем и когнитивной  психологии, оказала влияние на отношения  к проблемам перцепции, научения, мышления, изучения личности, мотивации поведения, а также на развитие социальной психологии.

 

2.10 . ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГОВ В ОБЛАСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Предшественниками гештальтпсихологов в изучении восприятия были Д. Катц и Е. Рубин. В работах Д. Катца было показано, что зрительный и осязательный опыт, больше чем просто эффект стимула. Важным свойством образа является его константность – относительное постоянство при изменяющихся условиях восприятия. Константность разрушается, если объект воспринимать не в целостности зрительного поля, а изолированно от него.

Е. Рубин изучал феномен «фигуры и фона». Фигура воспринимается как замкнутое, выступающее  вперед целое, отграниченное от фона контуром, тогда как фон кажется  простирающимся позади.

Уже в гештальтпсихологии был сформулирован закон фигуры и фона. Зрительное поле делится  на фигуру и фон. Фигура замкнута, оформлена, ярка, хорошо локализована в пространстве, занимает главное положение в  поле. Фон служит уровнем, на котором  выступает фигура. Он аморфен и плохо локализован.

М. Вертгеймер обнаружил  существование фи - феномена – кажущегося движения, когда мы воспринимаем движение, которое на самом деле не суще-ствует. Результаты  исследования фи-феномена были изложены им в статье «Экспериментальное исследование восприятия движения» в 1912г., ознаменовавшей рождение гештальпсихологии.

В. Келлер открыл закон значения - предметности восприятия, а также закон транспозиции. Напомним, что феномен транспозиции – это  относительное восприятие цветов в паре.

Кур учили отличать серый цвет от черного. Для этого  зерна размещали всегда на сером  квадрате, а не на черном. В контрольном  опыте серый квадрат разместили рядом со светло-серым. Если бы куры реагировали только на стимул, то должны были бы побежать к серому квадрату, с которого научились склевывать зерна. Однако куры устремились к светло-серому квадрату, то есть они реагировали не на сам по себе стимул, а на соотношение стимулов, выбирая из двух предъявленных цветов более светлых.

Феномены восприятия – целостные единства, подчиненные своим законам. Образование гештальта - целостности, выступающей в феноменологическом поле как фигура на некотором фоне,  зависит от ряда факторов, сформулированных М. Вертгеймером:

1. Фактор близости – объединяются в одну целостную структуру стимулы, которые расположены ближе друг к другу.

2. Фактор сходства – стимулы объединяются в структуру по сходству между собой.

3. Фактор хорошего продолжения – стремление воспринимать наиболее простые и напрашивающиеся конфигурации.

4. Фактор общей судьбы – множество элементов движущихся с одина-ковой скоростью и по одной траектории воспринимается целостно, как единый движущийся объект.

5. Фактор дополнения до целого – если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое.

В основе всех факторов восприятия лежит закон хорошей  формы (пре-гнантности) – тенденция  воспринимаемого образа принимать  всегда хорошую форму, то есть законченную, простую, упорядоченную, другими словами  тенденция перцептивного поля к  структурированию простым, экономичным и симметричным образом.

Открытые гештальпсихологами законы формирования зрительного образа в настоящее время широко используются в военном деле (маскировка объектов),  дизайне (особенно ландшафтном), рекламе, психодиагностике.

Гештальпсихологи  исследовали также творческое мышление и пришли к выводу, что открытие нового - это преобразование познавательных структур. Интеллект - это поведение, направленное на решение проблемы.

Интеллектуальное  поведение животных изучал Вольфгрант Келлер. Он получил хорошую подготовку в области естественных наук, учился вместе с М. Планком, основателем квантовой механике. Позже В. Келлер писал, что именно благодаря влиянию М. Планка он осознал связь между теорией физического поля и проблемой целостности восприятия в психологии. Гештальт-психология стала своего рода приложением физики поля к некоторым важным разделам психологии. По заданию Прусской академии наук с 1913 г. по 1920 г. он изучал поведение шимпанзе на острове Тенерифе (Канарские острова).

В. Келлеру принадлежит  открытие инсайта (озарения) – мгновенного  схватывания ситуации и верного  решения поставленной задачи. В момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую  функцию. Соединение предметов в  новых сочетаниях ведет к образованию нового гештальта, осознание которого – суть мышления. В. Келлер назвал этот процесс переструктурированием гештальта. Переструктурирование происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта, но только от способа расположения предметов в поле, то есть поле восприятия приобретает новую структуру, адекватную проблемной ситуации. Безразличные до этого предметы приобретают функциональную ценность орудий решения проблемы.

Психическое развитие по В. Келлеру, связано с дифференциацией  гештальтов, то есть с переходом от схватывания общей ситуации к ее дифференциации и формированию нового, более адекватного ситуации гештальта. Такое развитие происходит как внезапно, так и в процессе обучения.

Понятие инсайта  стало ключевым для объяснения всех форм адаптивного поведения, в том числе творческого мышления, которое изучал Макс  Вертгеймер. И формально-логический и ассоциативный подход к мышлению не видит его творческий характер, реорганизацию его в новое динамическое целое. На продуктивное решение отрицательно влияет привычный способ восприятия структурных отношений между компонентами задачи. Например, дети, обучающиеся геометрии формальным методом, хуже вырабатывают продуктивный подход к задаче, чем те, кто вообще не обучался.

Процесс решения  задач – это процесс выяснения  функционального значения отдельных  частей в структуре проблемной ситуации.

Умственные операции при решении творческих задач  подчинены принци-пам организации  гештальта (группировка, центрирование  и др.), а не правилам формальной логики. Мышление осуществляется в терминах целостного осознания проблемы. Понимание проблемы в целом должно преобладать над пониманием ее отдельных составляющих  (то есть необходимо идти от общего к частному). Преподавание должно осуществляться как целостная система для того, чтобы у детей проявлялся инсайт. Уловив суть проблемы, усвоив принцип решения, дети в состоянии применить этот принцип и в других аналогичных ситуациях.

 

10.11. ТЕОРИЯ  ПОЛЯ К. ЛЕВИНА

 

Курт Левин (1890-1947), ученик М. Вертгеймера. Исследования К. Левина  касались аффективно-мотивационной сферы личности. Он считал, что необходимо преодолеть взгляд на мотив, как скрытую внутреннюю силу, действующую независимо от среды.

Поведение есть функция личности и среды, результат  взаимодействия между индивидом и его непосредственным окружением. Существует равновесие между человеком и его окружением. Когда равновесие нарушается, возникает напряженность отношений, которая вызывает определенные изменения, ведущие к восстановлению баланса. Поведение - чередование циклов возникновения напряженности и последующих действий по его снятию.

Эмпирически данные особенности поведения не объяснимы  ни из личности самой по себе, ни из среды как таковой. Объяснить  поведение можно только из тех  отношений, которые складываются у личности с ее непосредственной конкретной средой в данный микроинтервал времени. Прошлый опыт может влиять на субъекта лишь в том случае, если сохраняется его актуальность «здесь и теперь».

Если  для  других гештальтпсихологов поле представляло собой перцептивную структуру, то, что воспринимается в качестве непосредственно данного сознанию, то К. Левин понимал поле как структуру, в которой совершается поведение. Оно охватывает в нераздельности мотивационные устремления (намерения) индивида и существующие вне индивида объекты его устремлений. Объекты не просто выделяются как фигуры из фона, они обладают для нас определенной притягательностью или вызывают отвращение, то есть имеют для нас определенную валентность. Валентность объектов непостоянна, она определяется динамическими отношениями, существующими в данной целостной ситуации в данный момент времени.

Всю совокупность факторов, влияющих на субъекта в конкретный отрезок времени,  К. Левин назвал жизненным пространством.

Для наглядности  анализа  К. Левин обращается к топологии (преобразованию различных областей пространства) и векторному анализу. Графические символы обозначали жизненное пространство, в котором совершается психологическое движение - локомация (психологические силы обозначались вектором, величина их – длиной вектора, точкой приложения – район жизненного пространства, направление движения – стрелкой).

Индивид действует  в определенной среде. Среда заряжена положительными и отрицательными зарядами, что и направляет локомации личности. Одни ее районы притягивают, другие – отталкивают.  Валентный участок является центром силового притяжения поля. При позитивной валентности все силы устремлены к данному району, при  негативной – от него.

Личность представляет собой систему напряжений. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, то есть к удовлетворению собственной потребности. Уровень напряжения в мотивационной сфере данного действия в результате его непрерывного повторения падает, становится ниже, чем в других системах напряжения. Соответственно именно эти другие неистощенные системы начинают определять структуру жизненного пространства.

Потребность – динамическое состояние, возникающее у человека при осу-ществлении какого-либо намерения, действия, мотор человеческого поведения. К. Левин различал истинные потребности (биологические и социальные, например, к труду, самоутверждению) и квазипотребности, которые возникают в данный момент, в данной ситуации, являясь порождением динамически заряженной системы поля.

Удовлетворение  потребностей состоит в разрядке их динамического напряжения. Попытки  удовлетворить потребность может  приводить к замещающим действиям. Какой тип замещения будет выбран,  зависит от напряженности поля. Эффект замещения связан с достижением не внешней, а внутренней цели.

Типы замещений:

1. Эквивалентные – достигается реальная цель, но другим путем.

2.  Past pro toto – выполнение деятельности идет в направлении первоначальной цели, но останавливается.

3. Нереальные символические решения – при помощи воображения индивид совершает идентичное требуемому действие с достижением цели.

Потребности в структуре  личности не изолированы, но находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией, то есть происходит коммуникация заряженных систем. Коммуникация позволяет разрешать конфликты, преодолевать барьеры, решать сложные ситуации, то есть делать поведение человека более гибким. Гибкость достигается за счет системы замещающих действий, которые формируются на основе связанных потребностей.

Неврозы, память, волевое  поведение связаны с разрядкой или напряжением по-требностей.

Цель образуется у человека на основе выбора задач. Механизм преобразования – процесс анализа и оценки задач по параметрам ценности (положительной, нейтральной, отрицательной валентности) и вероятности успеха.

Экспериментально было подтверждено:

1. Для каждого задания существует иерархия целей, которые определяются отношением реальной и идеальной цели.

2. Для разрядки квазипотребности решающим является достижение внутренней цели, а не объективной цели задания.

3. Изменение уровня притязаний связаны с конфликтом между тенден-цией приближаться к идеальной цели и страхом перед неудачей, а не фиксацией удачи и неудачи. Уровень притязаний – степень трудности цели, к которой стремится субъект.

Для человека характерно волевое поведение - человек следует собственным намерениям, ставит цели, стремится их достичь, несмотря на сопротивление поля, разряжает напряженные системы потребностей. Но иногда берут верх силы поля, предметы начинают провоцировать человека на действия с ними. Такое поведение К. Левин назвал полевым – это ситуативно обусловленное поведение.

Итак, поведение  – это функция двух факторов: внутренних условий (по-требностей, намерений, целей) и внешних условий (особенностей феноменологического поля, в котором выступают объекты, обладающие для человека определенной валентностью).

Школа К. Левина экспериментально изучала проблемы целеобразаования, уровня притязаний, замещающих действий, фрустрацию, эффект незавершенного действия. Среди аспирантов К. Левина было много наших соотечественниц (А. Карстен, Б.Зейгарник, М. Овсянкина, Т. Дембо). Его идеи оказались плодотворными для объяснения мотивационной динамики.

 

2.12. ЖИЗНЕННЫЙ  И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Л. С. ВЫГОТСКОГО

 

Лев Семенович Выготский (1896-1934)  -  отечественный психолог, многие идеи которого опередили свое время.

Л.С. Выготский  был вторым по порядку рождения ребенком в еврейской семье, имевшей 8 детей. Его детство прошло в г. Гомеле. Учился дома, два по-следних года в частной гимназии.  Уже в детстве у него обнаружились незаурядные способности. Он знал немецкий, французский, латинский, английский, древнегреческий и древнееврейский язык.

В 1913 г. поступил по настоянию родителей на медицинский  факультет  МГУ, через месяц перевелся на юридический факультет, который закончил в 1917 г. Одновременно с 1914 по 1917 гг. учился на историко-философском факультете университета Шанявкого (народный университет).

 В семье  очень любили литературу, в ней  было много известных филологов. Л.С. Выготский еще в студенчестве публикует свои литературные рецензии, а чтобы его не путали с двоюродным братом, меняет одну букву в своей родовой фамилии Выгодские.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"