Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:38, шпаргалка
1. Понятие о предмете психологии
2. Развитие психики животных
3. Возникновение и историческое развитие сознания человека
4. Сознание человека
...
88. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста
познанием. Как известно, познание направлено на анализ и синтез, обобщение и
абстрагирование полученных из окружающей среды впечатлений, знаний. Закрепленные
памятью и переработанные в мышлении, эти знания достаточно глубоко информируют о
том, что окружает нас. Таким образом, воля содержательна. Ее содержание
заключено в представлениях и понятиях, которыми оперирует мышление, воображение.
Вместе с тем воля – своеобразный пусковой и тормозной механизм. Волевое регулирование
поведения – это сознательное направление умственных и физических усилий на
достижение цели или сдерживание их.
Однако между мышлением как
познанием и волей как
поведения нет тождества. В жизни можно наблюдать людей, которые развивают бурную
деятельность, проявляют завидное упорство в стремлении к цели, но сама эта цель
незначительна, мелка. Больше того, огромные усилия часто тратятся впустую, поскольку
что-то не учитывается, не понимается. Иными словами, распоряжаться своим поведением
эти люди умеют, а вскрывать связи, отношения между явлениями, вещами, людьми –
не всегда. И те усилия, которые они затрачивают, часто пропадают зря.
Оценивая волевую регуляцию, необходимо всегда помнить ее направленность, которая
может быть коллективистической и индивидуалистической.
64. Анализ сложного волевого действия
Воля человека проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее
поставленной целью. Однако такие действия, как ходьба, устный счет в пределах таблицы
умножения, речевое общение с близкими, родными и т. д., не являются специфическими
волевыми. Эти действия целенаправленны, но волевой момент в них незначителен.
Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей,
наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения.
Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые имеют два звена –
постановку цели и исполнение. В них одно звено следует за другим тотчас, без
промежуточных звеньев. В сложном волевом действии отчетливо обозначены три звена
– осознание цели, планирование и исполнение.
Осознание цели. Мотивы человеческого поведения многообразны. Зарождающаяся
потребность отражается в сознании человека в виде смутного, неясного влечения.
Это обусловлено тем, что потребность недостаточно включена в систему знаний
человека.
По мере возрастания потребности и осознания ее влечение превращается в желание.
Желать чего-либо – это значит быть в состоянии выразить, что именно беспокоит,
какая испыты-вается нужда и чем можно ее удовлетворить.
Желание – это существующее идеально содержание потребности. Желание может оказаться
мотивом к действию. Желать – еще не значит действовать. Хотя в желании отражено
содержание потребности, в нем нет действенности, активного элемента. Желать человек
может многого, но это не значит, что
он действует или будет
направлениях.
Однако нельзя ставить знак равенства между желанием и знанием вообще. Не всякое
знание превращается в желание, но всякое желание – это знание.
Планирование. В сложном волевом действии за принятием решения следует планирование
путей достижения поставленной задачи. Иногда способы реализации решения в общих
чертах намечаются одновременно с оформлением цели и как бы вырастают из нее. Но
и при этих обстоятельствах детальная их разработка совершается непосредственно
перед практической деятельностью.
Исполнение. Как только намечены пути и средства, человек приступает к
практическому осуществлению принятого решения. Поведение человека подчинено поставленной
задаче и заранее
Практическое осуществление
Их могут создавать предметы, материальные процессы, люди, время, пространство.
Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, порождают напряжение.
65. Волевые свойства личности
Волевое свойство личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно
значимые цели, называется целеустремленностью. Ясность цели – основное достоинство
целеустремленного человека.
Волевое свойство личности, которое
проявляется в быстром и
цели, определении способов ее достижения, называется решительностью. Решительный
человек всесторонне и глубоко обдумывает цели действия и способы их достижения,
понимает важность принимаемого решения, отдает себе отчет в возможных последствиях.
Решительность – свойство личности, свидетельствующее о высоком уровне развития
воли. Особенно отчетливо проявляется решительность в момент принятия цели, а
также при осуществлении принятого решения. Не всем свойственна решительность
высокого уровня. Раздвоенность мыслей, чувств – характерная особенность
нерешительного человека.
Волевое свойство личности, которое
проявляется в способности
направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью,
называется настойчивостью.
Человек, обладающий этим волевым свойством, постоянно держит в сознании поставленную
задачу и строит свое поведение с таким расчетом, чтобы приблизить ее решение.
Настойчивый человек правильно оценивает обстановку, находит в ней то, что
помогает достижению цели. Он не только использует сложившиеся обстоятельства, но
и сам создает их. Настойчивый человек может временно прекратить движение к цели,
но делает это для того, чтобы впоследствии в более подходящих условиях
продвинуться дальше. Он не останавливается перед неудачами, не поддается возникшему
чувству сомнения, упрекам, а порой и противодействию других людей.
Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое
проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие
достижению цели.
Выдержка – свойство личности, в котором выражена и закреплена тормозная функция
воли.
Волевое свойство личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить
цели, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения,
называется самостоятельностью.
Самостоятельный человек без посторонней помощи вскрывает проблемную ситуацию,
исходя из нее ставит цель. Он не ждет подсказки, указаний от других людей.
Больше того, он активно отстаивает свою точку зрения, свое понимание задачи,
цели и пути ее реализации. Он уверен в правильности принимаемого решения и
энергично борется за его осуществление. Усамостоятельного человека сильно развита
критическая сторона сознания.
66. Понятие о темпераменте
Под темпераментом следует понимать
природные особенности
данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций
на жизненные воздействия.
Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей
природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической
организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в
игре, занятиях и общении.
Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на
характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм
речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни
увлечения, ни социальные установки,
ни моральная воспитанность
Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален,
наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку описать и
объяснить эти особенности. Родоначальником учения о темпераменте принято считать
древнегреческого врача
четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. При правильном смешении этих
жидкостей человек бывает здоров, при неправильном – болен. Одна из жидкостей
преобладает, что и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных
по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Так, холерический темперамент
происходит от слова chole (желчь), сангвинический – от sanguis (кровь), флегматический
– от phlegma (слизь), меланхолический – от melan chole (черная желчь).
Гиппократ считал, что темперамент в известной мере зависит от образа жизни
человека и от климатических условий. Так, при сидячем образе жизни скапливается
флегма, а при подвижном – желчь, отсюда и соответствующие проявления темпераментов.
Гиппократ правильно описал типы, но не смог научно объяснить их.
В последующее время, кроме гуморальных теорий, выдвигались химические, физические,
анатомические, неврологические и чисто психологические теории. Однако ни одна из
них не дает правильного и полного объяснения природы темперамента.
Научную заслугу имеет И.П. Павлов, открывший свойства высшей нервной
деятельности. Он показал, что врожденное сочетание этих свойств и характеризует
то, что называют темпераментом. В отличие от предшественников Павлов взял для
исследования не внешнее строение тела и не строение сосудов, а организм как
целое и выделил в нем мозг как такой компонент, который регулирует деятельность
всех органов и тканей, объединяет и согласовывает деятельность многообразных частей
в системе.
67. Типы высшей нервной
Основные свойства нервных процессов: сила; уравновешенность; подвижность.
Сила нервных процессов
нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и
длительную нагрузку, в то время как слабая при этих условиях «ломается».
Уравновешенность – это определенный баланс процессов возбуждения и торможения.
Эти процессы могут быть уравновешены друг сдругом по силе, а могут быть
неуравновешенными – один из них может быть более сильным, чем другой.
Подвижность – это быстрота смены одного процесса другим. Она обеспечивает
приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств.
Своеобразная комбинация этих свойств
характеризует специфические
деятельности. Наиболее часто встречаются четыре типа. Из них три отнесены к
сильным и один – к слабому типу. Сильные, в свою очередь, делятся на уравновешенные
и неуравновешенные, а уравновешенные – на подвижные (лабильные) и спокойные (инертные).
Типы нервной деятельности:
1) сильный неуравновешенный (безудержный) тип нервной деятельности – характеризуется
сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением;
2) сильный уравновешенный (процесс возбуждения балансируется с процессом
торможения);
3) сильный уравновешенный, инертный (внешне более спокойный);
4) слабый – характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой
подвижностью (инертностью) нервных процессов.
Слабый тип обладает высокой чувствительностью, благодаря которой он успешно
может приспосабливаться к условиям жизни. Эти типы нервной деятельности являются
общими как для животных, так и для человека.
Указанные типы нервной деятельности
не могут исчерпать все
поведения индивида. Эти наиболее частые и резкие типы, которые действительность
отчетливо выдвигает, являются основными; между ними располагаются промежуточные
формы и переходные типы. Среди
людей можно встретить
основных типов.
Эти промежуточные типы могут быть следствием природных задатков или образовываться
из основных типов в процессе жизнедеятельности индивида под влиянием жизненных
условий.
Тип нервной деятельности врожден и в целом вряд ли может быть изменен. Однако
экспериментально доказана возможность изменения отдельных свойств типа нервной деятельности.
Так, у безудержного типа оказалось возможным путем тренировки добиться значительного
увеличения силы тормозного процесса и привести его в равновесие с процессом
возбуждения.
68. Типы темперамента и их психологическая характеристика
Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются повышенной
возбудимостью, а вследствие этого
и неуравновешенностью
агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна
цикличность в работе. Они со всей страстью способны отдаваться делу, увлечься им.
В это время они готовы преодолеть и действительно преодолевают трудности и
препятствия на пути к цели. Но вот истощились силы, упала вера в свои
возможности, наступило подавленное настроение, и они ничего не делают. Такая
цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.
Сангвинический темперамент. Представитель этого типа темперамента характеризуется
как горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть интересное