Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:38, шпаргалка
1. Понятие о предмете психологии
2. Развитие психики животных
3. Возникновение и историческое развитие сознания человека
4. Сознание человека
...
88. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста
дело, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным,
вялым.
Для сангвиника обычна большая подвижность,
легкая приспособляемость к
условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности
в новой обстановке. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой
берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность,
он может так же быстро остыть, как и быстро увлечься, если дело перестает его
интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, если оно имеет будничный
характер.
Флегматический темперамент. Флегматик – спокойный, уравновешенный, всегда ровный,
настойчивый и упорный труженик жизни. Уравновешенность и некоторая инертность
нервных процессов позволяют флегматику легко оставаться спокойным в любых условиях.
При наличии сильного торможения,
уравновешивающего процесс
нетрудно сдерживать свои импульсы, порывы, строго следовать выработанному
распорядку жизни, системе в работе, не отвлекаться по незначительным поводам.
Меланхолический темперамент. Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной
чувствительностью, а вследствие этого и повышенной ранимостью. Меланхолики
несколько замкнуты, нерешительны в трудных обстоятельствах, испытывают сильный
страх в опасных ситуациях.
Слабость процессов
торможение) приводит к тому, что
всякое сильное воздействие
меланхолика и у него возникает запредельное торможение. Специфично действует на
меланхолика и слабое раздражение, субъективно оно переживается им как сильное
воздействие, а потому меланхолик склонен отдаваться переживаниям по незначительному
поводу.
69. Взаимосвязь темперамента и других свойств личности
Темперамент и отношения. Картина поведения человека в рамках темперамента может
определяться отношениями
естественные, или, точнее, характерные, для данного темперамента проявления.
При положительном отношении к делу ускоряются темп и ритм работы, человек
трудится с большей энергией, долго не утомляется. И наоборот, при отрицательном
отношении наблюдается замедленный темп работы, быстро наступает ощущение утомления,
тонус деятельности падает. Особенно ярко обнаруживается зависимость динамики и
тонуса эмоциональной жизни от отношений личности к различным событиям жизни.
При анализе поведения человека необходимо учитывать не только временные состояния,
но и устойчивые отношения, характер личности в целом. Только при прочих равных
условиях можно оценить силу или слабость, уравновешенность или подвижность сравниваемых
людей.
Темперамент и культура поведения. Проявление темперамента зависит от общей культуры
человека.
Культура состоит в том, что человек строит свое поведение в соответствии с
принятой в обществе моралью. Личность должна считаться с другими людьми, их
состоянием, бережно относиться к окружающим, всемерно избегать таких воздействий,
которые могут травмировать их. Для этого нужно быть сдержанным.
Возбужденный холерик берет себя в руки и не позволяет грубых выпадов против
окружающих. Он отвлекает свое внимание на другой объект или удаляется из
раздражающей ситуации. Меланхолик может заставить себя не поддаваться ни страху,
ни панике.
Культура поведения
поведения, но и моральной воспитанностью в целом, в частности наличием устойчивых
привычек и манер поведения. Люди могут быть разных темпераментов, но высокая
культура определяет ровность их поведения и деликатность, достоинство их
личности. Кроме моральных качеств, огромное значение в регуляции поведения, в частности
темперамента, имеет воля.
Темперамент и воля. Волевая активность, формирующаяся на основе того или другого
темперамента, отражает его особенности. Так, на основе флегматического
темперамента, скорее, может сформироваться методическая, интеллектуальная форма
воли; на основе холерического – эмоционально-порывистая воля. С другой стороны,
образующиеся волевые качества характера, в свою очередь, позволяют овладеть
свойствами темперамента и регулировать его проявление в процессе деятельности.
Твердая воля позволяет человеку сдерживать и даже «снимать» импульсивность,
овладевать своими эмоциями.
70. Понятие о характере
Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в
особенностях социального
людям, делу, к самой себе.
Характер формируется
Характер конкретного человека отражает как те общественно-исторические условия,
в которых он живет, так и направленность воспитания, поскольку и первое и второе
условия детерминируют определенные черты характера личности.
В характере каждого человека надо видеть единство устойчивых и динамических
свойств. Основа, главный стержень характера складывается постепенно, укрепляется
в процессе жизни и становится типичной для данного человека, а конкретные
проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой
находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Оставаясь самим
собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость,
решительность или нерешительность, твердость или мягкость.
Заметные изменения в
психики. Некоторые сдвиги в характере наблюдаются и при старении организма.
Хотя характер не врожден, особенности
природной организации человека
очередь нервной деятельности, сказываются как на проявлениях характера, так и на
процессе формирования его отдельных черт. Уравновешенность или неуравновешенность,
сила или слабость, подвижность или инертность нервных процессов – все это окрашивает
в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность.
Кроме типа нервной системы, на характер влияют и другие особенности организма:
сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем. Точно установлено,
что всякого рода расстройства в деятельности этих систем резко сказываются на
характере человека.
В свою очередь, образующиеся черты характера влияют на проявление природных
свойств личности. Характер может маскировать одни из врожденных проявлений,
усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных
связей и т. п.
Характер есть сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечатлений,
закрепляющихся в виде определенных временных нервных связей в коре головного
мозга.
Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в речи,
мимике и пантомимике. Характер накладывает отпечаток на внешний облик личности.
Он отражается и в типичной позе. Характер, отражая жизнь, в свою очередь, влияет
на образ жизни.
71. Структура характера
В структуре сложившегося характера мы должны выделить прежде всего две стороны:
содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое
единство.
Когда мы анализируем структуру характера той или иной личности, содержание ее
отношений к объективной действительности должно выдвигаться на первый план.
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет
жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности,
интересы, идеалы и социальные установки. Направленность личности определяет цели,
жизненный план человека, степень его жизненной активности. Содержание характера
проявляется в форме определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые
говорят об избирательной активности человека.
Необходимо учитывать, что в содержании характера может выдвигаться на первый
план то один, то другой компонент в зависимости от уклада жизни, воспитательных
воздействий и требований окружающей действительности.
Та или иная направленность личности накладывает отпечаток на все поведение
человека, хотя оно и определяется не одним каким-нибудь стремлением, побуждением,
а целостной системой отношений. Однако в этой системе всегда что-то выдвигается
на первый план и доминирует, придавая своеобразие характеру данного человека.
В сформировавшемся и нравственно определившемся характере ведущим компонентом
является система убеждений. Убежденность определяет принципиальность поведения
человека, его непреклонность в борьбе, уверенность в справедливости и важности
дела, которому он отдает свои силы.
Убежденность проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность,
принципиальность, оптимизм, требовательность к себе и другим. Убежденный человек
способен в самые тяжелые минуты испытаний проявить максимум сил для достижения
общественно значимых целей, а если нужно, то пожертвовать собой во имя общего
дела.
В зависимости от преобладающих потребностей и интересов складывается своеобразный
характер человека. Доминируют ли у человека духовные или материальные потребности
и интересы – это определяет не только помыслы и чувства личности, но и направленность
его дел.
Противоречивость или
жизненных ситуациях объясняется отсутствием цельности характера, частичным
развитием отдельных его черт.
Только комплексное применение различных средств и методов формирования характера
и обеспечивает образование типичных для социалистической действительности
характеров, отличающихся и разнообразием индивидуальных черт.
72. Индивидуальное и типическое в характере
Типическое как отражение
общественно-историческое явление; следовательно, не может быть каких-то всеобщих
характеров вне времени и пространства. Есть определенные характеры определенных
исторических эпох, характеры конкретных личностей. Это не означает, что характер
коренным образом изменяется от эпохи к эпохе.
Личность как носитель характера является членом общества и связана с ним
различными отношениями. Являясь членом общества, личность находится в
определенных экономических, политических, культурных условиях, общих как для нее,
так и для многих других людей – членов этого общества, класса. Эти условия формируют
общие типические черты характера. Типическое в характере людей и конкретного человека отражает существенное в социальной жизни эпохи, класса.
Следовательно, о типическом в характере можно говорить как о существенных чертах,
общих для известной группы людей. Эти существенные черты отражают общие условия
жизни и проявляются в большей или меньшей мере у каждого представителя данной
группы людей. Таким образом, типическое характеризует в одно и то же время и
данную, конкретную индивидуальность, и других людей, с которыми данная
индивидуальность разделяет
жизни.
Наряду с общим в
необходимо учитывать общее и в самой деятельности, которая накладывает отпечаток
на поведение человека. И, наконец, есть нечто общее в природной организации человека,
например типическое в высшей нервной деятельности людей. Это тоже не может не
сказаться на типическом в характере человека.
Наряду с общими условиями имеются и своеобразно индивидуальные условия в жизни и
воспитании каждого отдельного человека. Сами общие условия проявляются в каждом
конкретном случае в своеобразно индивидуальных формах. Существуют различия в
быте семьи, интересах различных семей, важное значение имеют профессионально-трудовые
различия. Все это не может не отражаться на характере человека. Индивидуальные
различия в быту и воспитании, различия всяких воздействий, иногда случайных
впечатлений, проявляются в индивидуально-
потребностях и вкусах, чувствах, складе ума и в целом – в характере человека.
Различия в быту, а тем самым и различия в потребностях, вкусах определяют индивидуальные
особенности у людей одного и того же общества, одной и той же прослойки населения.
73. Типологическая модель К. Юнга
К. Юнг выделил два типа людей: экстраверты и интроверты.
Экстравертный тип. Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему миру и событиям,
стремлением иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, тенденцией
демонстрировать самого себя: вся
его психическая жизнь
непосредственно, как реакция на окружающую среду. Самым ранним признаком экстраверсии