Шпаргалка по "Психоконсультированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 03:22, шпаргалка

Краткое описание

Психологическое консультирование - особый вид псих помощи, направленный на поддержу клиента при решении им жизненно важных проблем.
Основная цель консультирования – предоставление клиенту возможности в процессе взаимодействия с психологом исследовать внутренние ресурсы возникших проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

Психоконсультирование.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

3. Консультирование со-зависимых  личностей (членов семей).

Работа с семьями, в которых есть химически зависимый член семьи, будь то алкоголик или наркоман, имеет свои особенности. Как и любая другая болезнь, химическая зависимость занимает свое особое место в семейной системе. Жизнь в такой семье целиком и полностью подчинена болезни. Все члены семьи находятся в постоянном стрессе, зависят от состояния зависимого и вынуждены к нему приспосабливаться . Со временем домочадцы вырабатывают особые формы поведения, которые позволяют им существовать в семье. Подобные формы поведения принято называть созависимостью. В свою очередь, такое поведение членов семьи позволяет химически зависимому продолжать употребление алкоголя, наркотиков или иных веществ без особых потерь и последствий для себя. Формируется замкнутый круг. В процессе обучения слушатели познакомятся со способами выявления «порочных» кругов, узнают, как разомкнуть циркулярную последовательность, не только воздействуя на самого зависимого и на его болезнь, но и меняя поведение, реакции, способы взаимодействия членов семьи. Мы предложим эффективные приемы, используемые при работе с семьями химически зависимых. Немалое внимание в курсе уделено экологичности процесса консультирования и психотерапии.

ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ  БІЛЕТ  № __16__.

1. Основные характеристики синдрома профессионального сгорания психолога-консультанта.

Выгорание  развивается у тех, кто по роду своей деятельности должен много  общаться с другими людьми, причём, когда от качества коммуникации зависит результат  деятельности.

Синдром профессионального выгорания это неблагоприятная реакция  на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведёт к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, – к обострённому переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда.

Развитию  синдрома профессионального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью замотивирован и поглощен работой, вследствие чего он отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает  о собственных нуждах.

Затем наступает первый признак – истощение, проявляющееся как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию, как правило, вновь возобновляются.

Вторым  признаком синдрома профессионального выгорания является  личностная отстраненность.  Она проявляется у профессионалов в виде попытки справиться с эмоциональными стрессорами на работе посредством снижения своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение от него. При сильно выраженном  проявлении признака отстранённости человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные.  Утрачивается интерес к клиенту, он  начинает восприниматься консультантом индифферентно:  в  результате формируется ядро  профессиональной деформации телефонного консультанта.

Третьим признаком СПВ является ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки.  Сотрудник не видит перспектив для продолжения своей профессиональной деятельности, снижается его удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Выделяют  пять ключевых групп  симптомов, характерных для СПВ [2. С. 90]:

  1. Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям), затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия (повышенное давление), язвы, нарывы, сердечные болезни.
  2. Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций – эмоциональная холодность, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие и усталость, ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность, раздражительность, агрессивность, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, истерики, душевные страдания, потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив, увеличение деперсонализации – своей или других. Люди становятся безликими, как манекены, преобладает чувство одиночества.
  3. Поведенческие симптомы:  продолжительность рабочей недели 45 часов,  появление во время рабочего дня усталости  и желания прерваться, отдохнуть; безразличие к еде – стол скудный, без изысков; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.); импульсивно-эмоциональное поведение.
  4. Интеллектуальное  состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе – предпочтение отдаётся  стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу); увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; увеличение цинизма или безразличия к новшествам, нововведениям; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании);  формальное выполнение работы.
  5. Социальные симптомы: отсутствие времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; социальные контакты ограничиваются работой, скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе;  ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

2. Сущность и виды групп в деятельности психолога-консультанта.

Закономерности индивидуального консультирования, о которых шла речь до сих пор, продолжают действовать и в иной более сложной системе —консультировании малой группы. Однако превращение консультативной диады (клиент—консультант) в триаду (например, взрослый клиент—его ребенок—консультант) или иную «фигуру» вносит свою специфику и в ряде случаев значительно усложняет консультативный процесс.

В социальной психологии под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

В нашем случае под малой группой мы имеем в виду прежде всего диаду. Например, мужа и жену либо семью в целом.

В ситуации группового консультирования возможны несколько вариантов «проблемных малых групп»:

1. Родитель—ребенок;

2. Супруг—супруга;

3. Семья в целом.

В нашей практике именно эти группы являются наиболее частыми «коллективными» клиентами психологического центра. Однако практика показывает, что обращаются за консультативной помощью и другие малые группы (например, сослуживцы, конфликтующие на работе, поссорившиеся любовники, соседи и т.д.).

Группа в ситуации консультирования может выступать как коллективный клиент. Может быть и так, что в ней один или несколько человек — клиенты, а остальные выступают в роли заказчиков или пользователей психологической информации

Однако на наш взгляд в консультативной практике (по крайней мере в современной России) более распространена ситуация, когда оба человека (А и Б), пришедшие в психологическую консультацию, являются клиентами.

3. Консультирование клиентов с  психосоматическими расстройствами.

Важнейшая задача консультанта в беседе с психосоматическим клиентом — помочь ему выявить, хотя бы частично, скрытую озлобленность. Но как это сделать? Некоторые консультанты начинают с вопросов: "Нервный ли Вы?", "Чувствительный ли Вы?". Возможные ответы на эти вопросы, увы, дают мало сведений. Но можно спросить и о конкретных проблемах и постараться вникнуть в жизнь клиента: "Похоже, что-то в жизни вызывает у Вас озабоченность; не расскажете ли об этом?" или "Что происходит в Вашей жизни, что в ней изменилось, что стало иначе, нежели было раньше?". Вопросы направлены на повседневную жизнь клиента, на перемены в его семье, работе, в отношениях с близкими и друзьями. Порой на такие вопросы консультант слышит ничего не значащий ответ: "Все хорошо". Это всего лишь отговорка, поскольку в жизни каждого человека всегда что-то происходит. Однако консультант должен не противоречить, а продолжать спрашивать клиента о различных аспектах его жизни: чем он занимается на работе, с кем работает, каков его личный вклад в общую работу, как он проводит свободное время, каковы взаимоотношения у него в семье? Не следует настоятельно требовать рассказа о конфликтах, отрицательных чувствах, поскольку из словаря клиента исключены соответствующие понятия.

Консультант должен не только помочь клиенту осознать свою озлобленность, но и указать, как она сказывается на поведении.

Консультант должен не только помочь клиенту распознать в себе злобу, но и побуждать его к отреагированию в процессе консультирования. Поэтому не удивительно, если в случае успешной работы заменителем действительного объекта враждебности клиента временно становится консультант.

Еще одна существенная причина трудности консультирования психосоматической личности состоит в ее "эмоциональной безграмотности", неспособности вербализовать свои внутренние переживания, нехватке символического мышления. Эти свойства в 1972 г. американский психиатр P. Silneos приписал "алекситимной личности". Комплекс сходных качеств наряду с симптомами маскированной депрессии был также обнаружен у лиц, перенесших посттравматический стресс, и даже у некоторых здоровых.

Черты алекситимной (психосоматической) личности служат серьезным препятствием в консультировании и психотерапии. Больше всего консультанта фрустрирует отказ этих клиентов связывать свои соматические жалобы с конфликтами в эмоциональной сфере, хотя часто психологический контекст жалоб очевиден. Очень трудно помочь человеку психологическими методами, когда он свои эмоциональные проблемы понимает как соматические. Такой клиент говорит о разнообразных болях, много молчит, не проявляет никакой мотивации к сотрудничеству, явно ориентирован на медикаментозное лечение, постоянно принуждает консультанта к инициативе. Монотонный, эмоционально бесцветный стиль клиента вызывает у консультанта раздражение, потому что он чувствует себя загнанным в угол. Попытка активно вовлечь клиента в эмоциональные отношения только увеличивает у того тревожность из-за неумения вербализовать чувства. Соответствующий всплеск физиологических реакций позволяет клиенту еще больше жаловаться на соматическое недомогание.

Если клиент яркий алекситимик, следует применять процедуры консультирования, направленные не на конфронтацию, а на поддержку. Клиента также следует подготавливать к вербализации своих переживаний. Для этого можно использовать примеры эмоциональных слов и фантазий, анализ различных эмоциональных ситуаций, перевод умозаключений клиента на дифференцированный язык эмоций. Хотя такая подготовка далеко не во всех случаях бывает эффективной, она в определенной степени помогает осознать эмоциональные проблемы и вербализовать их.

ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ  БІЛЕТ  № __17__.

1. Особенности консультативного  контакта в психоаналитическом  направлении.

Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого

2. Механизмы консультационного действия группы в психологическом консультировании.

защитные механизмы искажают реальность, но они функциональны и необходимы, поскольку временно устраняют из сознания действие травмирующего фактора.

Показателями наличия постоянных травмирующих факторов могут быть состояние глобальной коллективной неудовлетворенности, состояния групповой тревоги, состояние вины, связанное с коллективом, состояние невыносимого, непосильного нервно-психического и физического напряжения. Во всех этих случаях воинский коллектив выступает, как объект, определяющий устойчивое неудовлетворительное состояние индивида. Работа с этим состоянием возможна только тогда, когда психолог работает с содержанием межличностных отношений. Другими показателями наличия устойчивых, в данном случае конфликтных отношений, могут быть соматические заболевания человека.

Наличие у одного из членов группы соматических заболеваний может создавать условия для воспроизведения в группе одного и того же типа отношений. В этом случае работа психолога с конфликтной личностью может стать основанием для изменения групповых отношений.

3. Консультирование клиентов с  депрессией.

Консультанту следует помнить, что депрессия искажает понимание прошлого. Человеку кажется, что в его прошлом не было ничего хорошего, никаких просветов. Он не помнит мгновений счастья, как здоровый человек — моментов боли. Такой взгляд на прошлое влияет и на нынешнюю самооценку.

Задача консультанта в работе с депрессивными клиентами двояка: поддержать клиента и помочь ему в психологическом объяснении трудностей. Сам факт, что консультант готов "сразиться" с депрессией, укрепляет надежду клиента и нейтрализует отчаяние. Поддержка и понимание уменьшают страдание и переживание вины, помогают восстановить самоуважение. Клиент, видя хотя бы одного человека, понимающего и ценящего его, может изменить установку по отношению к окружающим в позитивном направлении. В целях восстановления у клиента веры в собственные возможности необходимо обращать внимание на сферы, в которых он компетентен, и его бывшие достижения. Важно мобилизовать агрессивные побуждения клиента, чтобы он мог успешнее бороться с жизненными испытаниями.

Консультант должен не выжидать (это еще больше фрустрирует депрессивного клиента и углубляет депрессию), а активно разговаривать с клиентом о его переживаниях и внешних обстоятельствах. Депрессивные клиенты требуют большей активности, чем остальной контингент обращающихся. Лучше обычного необходимо структурировать консультативную беседу, особенно в начальной стадии консультирования. Подобная тактика обусловлена пассивностью клиента, его нежеланием самостоятельно анализировать проблемы. Если консультант будет сидеть молча, он лишь подчеркнет неспособность клиента к адекватному общению. Поэтому в начале консультирования специалист несет основную ответственность за беседу.

Информация о работе Шпаргалка по "Психоконсультированию"