Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 03:22, шпаргалка
Психологическое консультирование - особый вид псих помощи, направленный на поддержу клиента при решении им жизненно важных проблем.
Основная цель консультирования – предоставление клиенту возможности в процессе взаимодействия с психологом исследовать внутренние ресурсы возникших проблем.
По задачам консультирование разделяют на консультирование, связанное с коррекцией, и консультирование, обеспечивающее условия роста и развития личности клиента. В ТА разделительная линия обозначается типом контракта, который заключается между клиентом и консультантом. Контракт по социальному контролю над симптомом, используется для коррекционной, исправительной работы. Контракт направлен на чувства, мысли и поведение клиента, которые не удовлетворяют его в настоящее время. Например, клиент агрессивен по отношению к ребенку. Контракт - не бить ребенка, даже если он провоцирует на это.
Задачи развития включают в себя как устранение негативных характеристик, так и усиление положительных качеств. В ТА используется контракт на автономию. Контракт на автономию заключается, когда симптомы негативного поведения прошли, и клиент желает продолжить работу.
Автономия - основная цель ТА. Автономность характеризуется высвобождением или восстановлением трёх человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности.
Получение автономии и формирование интегрированного Взрослого позволяют достигнуть главной цели ТА - обрести жизненную позицию “Я благополучен - Ты благополучен”.
3. Особенности консультирования личности умирающего.
Прежде всего неплохо посоветовать ему привести в порядок жизненные дела (последние желания, завещание и т.п.). Можно не говорить пациенту прямо, что, возможно, он вскоре умрет: “Каждый должен быть готов к самому худшему, особенно тяжелобольной”. Некоторые люди не склонны думать о завершении своих земных дел, потому что им кажется, что решение подобных проблем открывает дверь смерти. С ними можно обсудить проблему страха перед смертью.
Вопрос об откровенности с неизлечимо больным представляется одним из самых трудных. Существуют самые разные мнения на этот счет. Одни думают, что пациенту надо сказать всю правду, другие подчеркивают необходимость бережного отношения к тяжелобольному и ничего не говорят ему о приближающейся смерти, третьи считают, что следует вести себя так, как хочет пациент.
консультанту или врачу следует уметь квалифицированно разобраться в желаниях умирающего и связанных со смертью фантазиях и страхах. Это позволяет не только выслушать пациента, но и помочь ему поделиться мыслями о смерти, собственном негодовании и о том, что он потеряет вместе с жизнью. Консультант, по сути, способен побудить неизлечимо больного человека изведать жизнь до последнего мгновенья.
Следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его потребности.
Самое большее, чем может воспользоваться умирающий человек, — это наша личность. Конечно, мы не представляем собой идеальное средство помощи, но все же наилучшим образом соответствующее данной ситуации. Пребывание с умирающим требует простой человеческой отзывчивости, которую мы обязаны проявить.
Психологам и врачам следует признаться в своих сомнениях, чувстве вины, ущемленном нарциссизме и мыслях о собственной смерти.
Персоналу, работающему с умирающим и его близкими, тоже необходима существенная помощь. С ними прежде всего следует говорить об осознанном смирении с чувствами вины и бессилия. Медикам важно преодолеть унижение профессионального достоинства.
ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ БІЛЕТ № __24__.
1. Невербальное общение в
2. Особенности использования
В концепции психологического Адлер выделял 3 аспекта: понимание и принятие клиентом индивидуального стиля жизни; помощь клиенту в понимании себя; тренировка и усиление социального интереса, потребности в социальной кооперации.
Как правило, сессия психологического консультирования начинается с анализа индивидуального стиля жизни клиента, т. е. поиска тех проблем, которые отражаются в поведении его на разных этапах онтогенеза. Этому помогает анализ самых ранних воспоминаний или наиболее значимых событий детства. Воспоминания, которые первыми придут на ум, по мнению Адлера, далеко не случайны, а соответствуют тем психологическим проблемам, которые клиент самостоятельно решить не мог как в прошлом, так и в настоящем. В рассказе клиента найдут отражение негативные обстоятельства, повлиявшие на его личностный рост, а именно — органическая неполноценность, эмоциональное отвержение или избыточное потворство со стороны родителей. Важно также обращать внимание на невербальные сообщения клиента — мимику, жесты, интонацию голоса, а также ключевые слова (глаголы), которыми он выражает прошлые действия (прообраз практики нейролингвистического программирования).
Само психологическое консультирование представляет собой процедуру, отличную от психоанализа Фрейда. В беседах с клиентом психолог создает атмосферу безопасности, доброжелательности, сочувствия и поддержки. Он собирает материал, интегрирует те части прошлого и настоящего опыта клиента, которые ускользали от его осознания. А затем возникшая вновь целостность «с улыбкой возвращается психологом клиенту». Непременными условиями психологического консультирования является установление визуального контакта и эмпатического раппорта.
Следующий шаг в психологическом консультировании Адлера — оказание помощи клиенту в понимании себя. Что в прошлом опыте переживалось и переживается как слабость, недостаточность, некомпетентность? Какие цели ставит перед собой клиент, чтобы достигнуть невротических атрибутов превосходства? Если когнитивное осознание этих реалий клиентом достигнуто, то он оказывается готовым воспринять этот опыт и эмоционально, а в дальнейшем через выполнение конкретных заданий психолога реализовать его в поведении. Наконец, сотрудничество психолога и клиента становится предметом их совместного обсуждения. Что испытывает клиент по отношению к психологу? Какие переживания из его раннего опыта он проецирует на психолога-консультанта? Клиент, удовлетворив свою потребность быть услышанным, понятым, принятым, становится способным открыться альтруистическому опыту и осознать собственную противоречивость. Своим новым поведением, интересом к проблемам ближних он инициирует изменения в социальном контексте, от которого, в свою очередь, сам зависит.
Таким образом, схема развития психологического процесса консультирования в И. п. выглядит следующим образом:
1) вхождение психолога-
2) формирование ответственности
клиента за успех
3) когнитивное осознание
4) эмоциональное отреагирование
и соприкосновение с ранее
неосознаваемым чувственным
5) проверка в реальности нового опыта
3. Консультирование при
Даже если эти проблемы являются основной причиной обращения, клиенты далеко не всегда прямо говорят о них. И консультант не всегда может свободно расспрашивать клиента об интимных сторонах его жизни. Поэтому изучение сексуальности клиента нередко начинается со стандартного вопроса и ответа или своеобразной игры консультанта и клиента: “Что Вы могли бы рассказать о своей половой жизни?” — “Все хорошо” или “Нормально”. Однако консультант не должен удовлетворяться таким поверхностным ответом, необходимы уточняющие вопросы: “Что значит “хорошо”?”, “Что является для Вас нормой в половой жизни?”. Тем самым мы даем клиенту понять, что краткий ответ возможен, но недостаточен. Как упоминалось, даже если клиент обратился не из-за сексуальных расстройств, большинство психологических проблем тесно связаны с сексуальной сферой. Поэтому когда клиент ничего не говорит о своей сексуальности, консультант должен навести его на эту тему: “Вы ничего не рассказываете о своей сексуальной жизни”. Такое замечание бывает более ценно, чем вопрос. Если клиент отвечает вопросом: “А что Вы хотите узнать?”, замечание можно перефразировать в вопрос: “Почему Вы ничего не говорите о половой жизни?” При сопротивлении обсуждению подобных вопросов не следует оказывать давления, однако необходимо указать, что без такого обсуждения гораздо труднее понять другие проблемы.
Консультирование клиентов с сексуальными проблемами бывает трех видов: сексуальное просвещение, формирование адекватного сексуального поведения и сексотерапия. “Просвещение является процессом, в котором предоставляется фактическая информация о сексуальности и поощряется изменение установок по отношению к ней. Собственно консультирование заключается в помощи индивидам превратить свое сексуальное образование в социально ответственное сексуальное поведение. Во время терапии помогают осознать и устранить ненормальности в сексуальной жизни”.
Сексуальное просвещение и собственно консультирование, как правило, происходят вместе.
При консультировании взрослых сексуальное просвещение подразумевает изменение установок по отношению к сексуальности. Проблемы часто возникают из-за превратных представлений о половой жизни, т.е. разного рода псевдоидей и мифов.
Очень важно, чтобы сам консультант не находился под воздействием всяческих мифов.
Помощь клиентам в освобождении от мифов и стереотипов — очень важный аспект консультирования при сексуальных проблемах.
1. Консультант
не должен быть отягощен
2. Консультант
должен уметь свободно и
3. Консультант
в некоторых случаях должен
первым начать разговор о
4. Консультант обязан уметь интерпретировать сексуальные проблемы, когда клиент представляет их в замаскированной форме.
5. Консультант
должен быть хорошо осведомлен
в различных вопросах
6. Консультант
должен иметь в виду при
консультировании подростков и
юношей, что их знания о сексуальности
могут быть неполными и
7. Консультант должен понимать пределы своих возможностей. Не следует заниматься сексотерапией без специальной подготовки.
8. Консультант обязан знать, в каких случаях направлять клиента к другим специалистам, и адреса этих специалистов.
9. Консультант должен отказаться от осуждающих оценок в отношении сексуального поведения и достоинств клиентов.
ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ БІЛЕТ № __25__.
1. Вербальная коммуникация в консультативном контакте. Активное слушание клиента. (см.б.9,в.2)
1) Слушание клиента. В начале беседы вербальная активность консультанта должна быть минимальной, чтобы клиент смог сосредоточить внимание на раскрытии своих проблем и трудностей. Консультант должен не столько говорить, сколько выслушивать. Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком.
Выслушивание, прежде всего, представляет собой обратную связь с мыслями и чувствами клиента, побуждает клиента далее говорить о своей жизни, о ее затруднениях и проблемах. Правильное выслушивание — это активный процесс. Слушателю необходимо проявлять заинтересованность и понимание, однако не мешать рассказчику оставаться в потоке переживаний; консультант, слушающий клиента, должен быть раскрепощен и наблюдателен, чтобы услышанные признания порождали обильный ассоциативный поток. Возникающие ассоциации служат определенными "ключами" к пониманию проблем клиента.
Выслушивание может служить не только пониманию другого человека. но может быть и само по себе исцеляющим.
2. Особенности использования
Сказкотерапия - уникальный метод консультирования, коррекции, развития и реабилитации. Работа в формате сказкотерапии придает процессу консультирования новые оттенки и полутона.
Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.
3. Этапы работы терапевтической группы.
Мы выделяем 4 основные стадии развития группы: начальную, которой свойственны поиск стиля работы, структуры, конкретизация личных целей, большая зависимость от терапевта; переходную, на которой решаются вопросы доминирования во взаимоотношениях и возникает особенно много конфликтов как между участниками, так и с терапевтом; продуктивную, когда через решение конфликтов участники движутся к заботе о гармонии взаимоотношений, когда они ради сплоченности группы отказываются от некоторых индивидуальных потребностей, когда ведется глубокий и зрелый анализ самих себя и взаимных отношений; и завершающую, на которой происходит консолидация группового опыта, оценка ее эффективности и эмоциональная подготовка к расставанию.