Шпаргалка по "Психоконсультированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 03:22, шпаргалка

Краткое описание

Психологическое консультирование - особый вид псих помощи, направленный на поддержу клиента при решении им жизненно важных проблем.
Основная цель консультирования – предоставление клиенту возможности в процессе взаимодействия с психологом исследовать внутренние ресурсы возникших проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

Психоконсультирование.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

1. Консультант  некомпетентен решать проблему, изложенную клиентом.

2. Различия личностей  консультанта и клиента настолько  велики, что мешают завязать и  поддерживать консультативный контакт.

3. Клиент является другом или родственником консультанта. С ним трудно установить и продолжительное время поддерживать консультативные отношения, и это делает невозможным серьезное психологическое консультирование.

4. Клиент по  каким-либо причинам отказывается  обсуждать свои проблемы с консультантом.

5. После нескольких  встреч с клиентом напрашивается  вывод, что консультативный контакт  неэффективен и мала вероятность  изменения его в продуктивном  направлении.

2. Особенности использования методов  трансперсональной терапии в психологическом консультировании.

Трансперсональная психотерапия основывается на представлениях о возможности реализации внутреннего, глубинного трансперсонального потенциала человека для исцеления и оздоровления психики, для личностного и духовного роста через осознование и переживание неудовлетворенных и нереализованных желаний человека, трансформации негативных последствий перинатального периода жизни, психотравмирующих событий. В этом и заключается ценность трансперсонального подхода — не только помочь решить глубинные проблемы человека, но еще и высвободить колоссальный внутренний развивающий и самоисцеляющий потенциал (ресурс), а так же научить им пользоваться.

С точки зрения трансперсонального подхода, на психическое состояние человека непосредственное влияние оказывает его физическое состояние здоровья. Осознование и последующие освобождение от телесных блоков и зажимов позволяет человеку, проходящему терапию почувствовать себя более расслабленным, за счет этого в дальнейшем более спокойным, свободным, а следовательно способным осознавать и решать свои проблемы на более высоком уровне сознания.

Методы работы с эмоциональными проблемами в трансперсональной психотерапии чаще всего используют различные технические приемы, вызывающие измененные состояния сознания, которые обеспечивают возникновение эмоционального катарсиса и трансперсональных переживаний. В основном, для достижения измененных состояний сознания используются различные техники дыхания — ребефинг, холотропное дыхание, вайвейшн.

Так же для освобождения от эмоциональных блоков используются техники гештальт-диалогов, направляемого воображения — созидающей визуализации Шакти Гавэйн, техники работы со снами разработанные С. Лабержем, творческий подход к анализу сновидений описанный С. Криппнером и др. Обычно, психологи не имеющие трансперсональной ориентации рассматривают работу со снами как короткий и простой путь ведущий к бессознательному, не учитывая скрытый колоссальный потенциал обеспечивающий доступ к трансперсональным областям сознания.

В трансперсональной психотерапии так же используются методы экзистенциальной терапии — помогая клиентам решить проблемы выбора, смыслов, свободы, ответственности, любви, смерти и т.д.

3. Содержание консультативной деятельности  в разных возрастных группах.

проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений).

ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ  БІЛЕТ  № __29__.

1. Диагностика в психологическом  консультировании.

Психологический диагноз опирается на анализ и объяснение проблем клиента. Он включает причины трудностей клиента, их развитие во времени, отнесение к определенному классу проблем, определение специальных способов помощи и прогноз вероятности благоприятного исхода (Согеу, 1986). С первых попыток дифференцировать психологические проблемы, чтобы точнее установить, какая помощь нужна в каждом конкретном случае, в процессе диагностики следуют принятой в медицине модели, суть которой составляют три основных шага: 1) установление симптомов; 2) установление их причин; 3) нахождение эффективных способов лечения этих симптомов. Однако очевидно, что психические нарушения изрядно отличаются от соматических (телесных) расстройств и болезней. Симптомы психических нарушений не настолько гомогенны, как соматические симптомы. Например, симптомы воспаления легких намного более взаимосвязаны, чем, скажем, симптомы шизофрении. Поэтому применение медицинской модели идентификации проблем в современном психологическом консультировании и психотерапии малополезно и едва ли оправдано. Между отдельными школами психологического консультирования и психотерапии существуют довольно явные противоречия в отношении диагностики. Представители разных теоретических ориентации, как правило, выносят на первый план неодинаковые аспекты затруднений клиента. Например, аналитически ориентированный консультант большее внимание уделяет психодинамике, бихевиорист - поведенческим проявлениям, а представитель экзистенциальной терапии - субъективному миру. Это делает системы психологической диагностики нестабильными и говорит не в их пользу. Наконец, если в медицине определенный диагноз практически всегда предполагает специфическое лечение, соответствующее уровню развития медицины в данный момент, то в психологическом консультировании характер и способы помощи легче предугадать по теоретической ориентации консультанта, нежели по проблемам клиента (Gelso, Fretz, 1992). Все эти обстоятельства заставляют обсудить аргументы "за" и "против" диагностического подхода в психологическом консультировании и психотерапии. Консультанты, настаивающие на необходимости диагностики (чаще всего представители психоаналитической и бихевиористской ориентации), утверждают, что диагноз, основанный на оценке поведения клиента в прошлом и настоящем, позволяет правильно планировать процесс психологической помощи. По их мнению: - диагноз позволяет предвидеть дальнейшее развитие нарушения; - диагноз определяет особую стратегию помощи при различных нарушениях; - диагностические схемы позволяют эффективно сотрудничать профессионалам, поскольку каждая диагностическая категория соответствует конкретным характеристикам поведения; - диагноз определяет границы научно - исследовательских работ (Согеу, 1986). Радикальные критики диагностического подхода, а среди них большинство составляют представители экзистенциально - гуманистического направления, полагают, что диагноз в консультировании вообще не нужен, а может быть, даже вреден. Они выдвигают следующие основные аргументы: - диагноз обычно выражает экспертный взгляд консультанта со стороны на поведение и переживания клиента без принятия во внимание субъективного значения событий; - диагноз игнорирует сложность человека; по мнению Rogers (1951), большинство диагнозов упрощают поведение и субъективный мир; кроме того, происходит ориентация не на индивидуальность, а на сходство между людьми, и тем самым игнорируются потенциальные возможности каждого человека и отдается предпочтение стереотипизации; - при попытке вместить человека в рамки диагностических категорий он принижается, потому что превращается в объект; наконец, большинство клиентов, с которыми мы сталкиваемся в консультировании, нельзя причислить ни к одной категории; у них существуют трудности приспособления к жизни, которые не чужды многим людям; клиенты просто нуждаются в помощи, чтобы восстановить способность преодолевать возникающие проблемы; наилучший способ понять другого человека - это погрузиться в его субъективный мир, а не прибегать к классификациям; - диагноз сужает поле зрения консультанта по отношению к клиенту, заставляет его принимать во внимание лишь то, что вмещается в поставленный диагноз, а это чаще всего проявления, связанные с различными недостатками, и тем самым забывается главнейшая предпосылка консультирования - ориентация на потенциальные возможности человека, рост личности, развитие; - диагноз заставляет человека принять тот способ поведения, который навязывается диагнозом, а людей из окружения клиента - оценивать его по поставленному диагнозу; по мнению известного английского психиатра и лидера антипсихиатрического движения Laing (1967), клиент часто принимает навязываемую консультантом точку зрения и начинает соответственно оценивать свое поведение: "Я сумасшедший. Так что вы можете ждать от меня?" По мнению Szasz (1968), диагноз в большинстве случаев не столько разрешает проблемы, сколько обостряет их: когда психологические проблемы, за которые клиент обязан принять на себя ответственность, превращаются в диагнозы, клиент, по сути, освобождается от ответственности за свои действия. О некоторых опасностях диагностики говорят и не слишком радикальные ее противники (Bramer, Shostrom, 1982): - на основе недостаточных данных можно сделать ошибочные выводы; - консультант очень долго занимается историей жизни клиента и уделяет мало внимания его насущным поведению и установкам; - у консультанта возникает соблазн передовериться результатам тестирования; - при диагностике слишком много внимания уделяется патологическим реакциям клиента и недостаточен интерес к здоровым и творческим аспектам его жизни; - диагностика формирует оценочную установку в отношении клиента и побуждает давать указания, что он должен делать. Еще одна опасность, связанная с диагностикой, возникает, когда в консультировании мы сталкиваемся с представителями разных культур, потому что нормой обычно считаются доминирующие культурные стереотипы. Sue (1981) приводит пример, когда клиенты азиатского происхождения в американской среде оценивались как сильно заторможенные, поскольку неохотно раскрывались, проявляли неуверенность и эмоциональную сдержанность. В американской культуре одобряются совсем противоположные стандарты поведения. Не удивительно, что азиаты, ориентированные на проявление эмоций и скрытность вне семейного круга, кажутся американцам странными.

По мнению Kennedy (1977), диагноз является никчемным, если он создает дистанцию между консультантом и клиентом. А так и случается при ремесленном взгляде на консультирование, когда диагностика становится основным предметом занятий консультанта. Диагноз также ничего не дает, когда он настолько формализован, что мешает искреннему и спонтанному отношению к клиенту. Категоризация клиентов, их "раскладывание по полочкам" по существу разрушает консультативный контакт. Ведь каждый чувствует себя неуютно и неприятно, когда кто - то пытается причислить его к одной из категорий вместо попытки понять. Обобщая аргументы "за" и "против" диагностики в психологическом консультировании, можно утверждать, что одинаково неприемлемы обе крайние точки зрения. Диагностика - составная часть процесса психологического консультирования, при котором мы стремимся к более глубокому пониманию клиента. От первой до последней встречи как клиент, так и консультант находятся в процессе поиска и откровения. Даже отказываясь от строгих рамок диагностики, консультант должен задать себе вопросы: - Что происходит сейчас в жизни клиента? - Что ожидает клиент от консультирования? - Каковы потенциальные возможности и ограничения клиента? - Как далеко и глубоко следует заходить в консультировании? - Какова основная психодинамика в теперешней жизни клиента? Отвечая на эти вопросы, консультант определяет желания клиента и возможность достижения целей консультирования. В этом смысле диагностика является перманентным процессом, продолжающимся столько же, сколько и консультирование, и помогающим консультанту концептуализировать проблемы клиента. Наконец, если абсолютно игнорировать диагноз, следует пренебречь такими реальными заболеваниями, как, например, шизофрения и маниакально - депрессивный психоз, а это уже этическая проблема. Ведь при указанных психических расстройствах человек опасен для себя и окружающих.

По мнению Bramer и Shostrom (1982), диагноз должен отражать стиль жизни клиента и помогать консультанту планировать стратегию и тактику своей деятельности, эффективно прогнозировать ее результаты и в то же время во избежание серьезных ошибок не упускать из виду реальную патологию в поведении клиента. Настоящий консультант, как подчеркивают вышеупомянутые авторы, "понимает клиента и диагностически, и психотерапевтически".

2. Особенности психологического  консультирования методами когнитивной  терапии.

Основы когнитивного консультирования, или когнитивной терапии, разработал доктор Аарон Бек в начале 1960-х годов. В когнитивном консультировании наибольшее значение придается процессу обработки информации. Когнитивные консультанты исходят из предпосылки, что способ, которым люди интерпретируют опыт, определяет то, как они чувствуют себя и как они действуют. В ходе когнитивного развития клиенты приобретают неправильные навыки обработки и интерпретации информации. Когнитивные консультанты стремятся исправить вредные укоренившиеся стереотипы мышления и пытаются выявить искажения у клиентов и помогают им овладеть навыками более реалистической обработки информации. 
Основные книги Бека: «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» (Cognitive Therapy and the Emotional Disorders); «Когнитивная терапия депрессии» (Cognitive Therapy of Depression), написанная в соавторстве с Рашем, Шоу и Эмери; «Тревожные расстройства и фобии» (Anxiety Disorders and Phobias), написанная в соавторстве с Эмери и при помощи Гринберга и многие другие. 
Тесты и шкалы, разработанные Беком совместно с коллегами, включают в себя Вопросник депрессии Бека (Beck Depression Inventory), Шкалу безнадежности Бека (Beck Hopelessness Scale), Шкалу суицидального намерения (Suicide Intent Scale), Шкалу суицидального мышления (Suicide Ideation Scale) и Тест самооценки Бека (Beck Self-Concept Test). 
^ Основные положения когнитивного консультирования75  
Первичный уровень когнитивной обработки. Мышление, основанное на первичной когнитивной обработке, как правило, является «примитивным» и интерпретирует ситуации глобальными и относительно грубыми способами (Beck, Rush, in press).  
^ Более высокие уровни когнитивной обработки. Люди способны к когнитивной обработке более высокого уровня, более конкретной и эффективной. Более высокие уровни функционирования производят проверку реальности и исправляют первичное, глобальное осмысление. Однако при психопатологии эти корректирующие функции нарушаются, и первичные реакции могут перейти в полностью развившиеся психиатрические расстройства. 
Схемы. Бек отмечает, что "схемы" являются когнитивными структурами, организовывающими опыт и поведение. Схемы - это относительно устойчивые когнитивные модели, влияющие через установки людей на то, как люди сортируют и синтезируют поступающие данные. Схемы могут быть адаптивными или неадаптивными. Люди классифицируют и оценивают свой опыт с помощью матрицы схем. 
Схемы могут быть общими и специфическими. Выделяют пять основных категорий схем в соответствии с их функциями: 
1) когнитивные схемы, касающиеся таких действий, как абстрагирование, интерпретация, вспоминание, оценка себя и других людей; 
 
2) эмоциональные схемы, ответственные за генерирование чувств; 
3) мотивационные схемы, имеющие отношение к стремлениям и желаниям; 
4) инструментальные схемы, которые готовят людей к действию; 
5) контрольные схемы, которые включают в себя самоконтроль и торможение, изменение и управление действиями. 
Схемы могут различаться степенью широты и гибкости. Фундаментальные убеждения, внедренные в схемы, определяют обработку информации и могут делать людей уязвимыми в связи с их ограниченностью.  
^ Автоматические мысли отражают содержание схем - более глубоких убеждений и предположений. Большинство психологических расстройств характеризуются наличием специфических уклонов в обработке информации (например, депрессивные расстройства характеризуются негативным взглядом на самого себя, опыт и будущее, а тревожные расстройства - страхом перед физической или психологической опасностью). 
Автоматические мысли являются частью внутреннего монолога людей, они могут принимать форму слов, образов или сочетания слов и образов. Такие мысли протекают очень быстро и обычно на грани осознания. Автоматические мысли предшествуют появлению эмоций и развитию торможения (например, эмоциональные реакции людей на действия друг друга зависят скорее от интерпретации этих действий, чем от действий самих по себе). Автоматические мысли влияют на тон голоса, выражение лица и жесты. Хотя автоматические мысли часто бывает трудно выделить, консультанты могут обучить клиентов определять эти мысли с большой точностью.

3. Профессиональные деформации  в работе консультанта и способы  профилактики профдеформаций.(см. Б.14,в.1)

ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ  БІЛЕТ  № __30__.

1. Назовите основные техники  консультирования.

Постановка вопросов; Одобрение и успокаивание; Отражение содержания: перефраз и обобщение; Повторение последних слов собеседника; Эмоциональное отзеркаливание; Отражение чувств; Паузы молчания; Предоставление информации; Интерпретация: Конфронтация: Чувства консультанта и самораскрытие (селективное самораскрытие).

2. Особенности использования метода  психосинтеза в психологическом  консультировании.

Психосинтез – психологическая концепция, разработанная итальянским психиатром Роберто Ассаджиоли. Ассаджиоли писал: «Мы – практики и ставим основной своей целью ответ на запрос конкретного клиента. Главное для нас – быть ему полезными в том, что больше всего волнует его в данный момент. Таким образом, на практике психосинтез не является жесткой и ригидной системой, но ответом на актуальную потребность уникальной ситуации каждого клиента на любой стадии его жизни». То есть сам автор рассматривал сформулированную им концепцию как «открытую и эволюционирующую психологическую систему».

Ассаджиоли соглашался с Фрейдом в необходимости исцеления детских травм и укрепления, развития силы Эго, но утверждал, что этим не исчерпывается развитие человека. Человек нуждается в чем-то большем, чем нормально функционирующее эго, а именно в раскрытии своего потенциала, что Абрахам Маслоу позднее назвал Самоактуализацией. 

Такие понятия психосинтеза как Трансперсональное или Высшее Я, Высшее Бессознательное, субличности, дезидентификация, наблюдающее Я стали частью многих современных концепций, которые, кроме того, использовали традиционные техники психосинтеза, такие как направленное воображение, визуализации, диалог субличностей, дезидентификация, обращение к внутренней мудрости. 

Ассаджиоли разрабатывал такой подход к человеку, который сочетал бы обращение к личностному росту и к трансперсональному развитию – измерению, которое являет себя краткой вспышкой, к тому, что Маслоу назвал «пиковыми переживаниями» во время творческого вдохновения, единения с природой, влюбленности, в духовных и религиозных практиках. Ассаджиоли (1965, 1973) называл эти два аспекта роста личностный психосинтез и духовный или трансперсональный психосинтез. ... 

Таким образом, Психосинтез является самой ранней предтечей гуманистической и трансперсональной психологии.

3. Профессиональное выгорание в  работе психолога-консультанта и  методы самопомощи.(см.б.19,1, б.14,в.1)

 

 


 



Информация о работе Шпаргалка по "Психоконсультированию"