Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 03:22, шпаргалка
Психологическое консультирование - особый вид псих помощи, направленный на поддержу клиента при решении им жизненно важных проблем.
Основная цель консультирования – предоставление клиенту возможности в процессе взаимодействия с психологом исследовать внутренние ресурсы возникших проблем.
1. Консультант некомпетентен решать проблему, изложенную клиентом.
2. Различия личностей
консультанта и клиента
3. Клиент является другом или родственником консультанта. С ним трудно установить и продолжительное время поддерживать консультативные отношения, и это делает невозможным серьезное психологическое консультирование.
4. Клиент по
каким-либо причинам
5. После нескольких
встреч с клиентом
2. Особенности использования
Трансперсональная психотерапия основывается на представлениях о возможности реализации внутреннего, глубинного трансперсонального потенциала человека для исцеления и оздоровления психики, для личностного и духовного роста через осознование и переживание неудовлетворенных и нереализованных желаний человека, трансформации негативных последствий перинатального периода жизни, психотравмирующих событий. В этом и заключается ценность трансперсонального подхода — не только помочь решить глубинные проблемы человека, но еще и высвободить колоссальный внутренний развивающий и самоисцеляющий потенциал (ресурс), а так же научить им пользоваться.
С точки зрения трансперсонального подхода, на психическое состояние человека непосредственное влияние оказывает его физическое состояние здоровья. Осознование и последующие освобождение от телесных блоков и зажимов позволяет человеку, проходящему терапию почувствовать себя более расслабленным, за счет этого в дальнейшем более спокойным, свободным, а следовательно способным осознавать и решать свои проблемы на более высоком уровне сознания.
Методы работы с эмоциональными проблемами в трансперсональной психотерапии чаще всего используют различные технические приемы, вызывающие измененные состояния сознания, которые обеспечивают возникновение эмоционального катарсиса и трансперсональных переживаний. В основном, для достижения измененных состояний сознания используются различные техники дыхания — ребефинг, холотропное дыхание, вайвейшн.
Так же для освобождения от эмоциональных блоков используются техники гештальт-диалогов, направляемого воображения — созидающей визуализации Шакти Гавэйн, техники работы со снами разработанные С. Лабержем, творческий подход к анализу сновидений описанный С. Криппнером и др. Обычно, психологи не имеющие трансперсональной ориентации рассматривают работу со снами как короткий и простой путь ведущий к бессознательному, не учитывая скрытый колоссальный потенциал обеспечивающий доступ к трансперсональным областям сознания.
В трансперсональной психотерапии так же используются методы экзистенциальной терапии — помогая клиентам решить проблемы выбора, смыслов, свободы, ответственности, любви, смерти и т.д.
3. Содержание консультативной
проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений).
ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ БІЛЕТ № __29__.
1. Диагностика в психологическом консультировании.
Психологический диагноз опирается на анализ и объяснение проблем клиента. Он включает причины трудностей клиента, их развитие во времени, отнесение к определенному классу проблем, определение специальных способов помощи и прогноз вероятности благоприятного исхода (Согеу, 1986). С первых попыток дифференцировать психологические проблемы, чтобы точнее установить, какая помощь нужна в каждом конкретном случае, в процессе диагностики следуют принятой в медицине модели, суть которой составляют три основных шага: 1) установление симптомов; 2) установление их причин; 3) нахождение эффективных способов лечения этих симптомов. Однако очевидно, что психические нарушения изрядно отличаются от соматических (телесных) расстройств и болезней. Симптомы психических нарушений не настолько гомогенны, как соматические симптомы. Например, симптомы воспаления легких намного более взаимосвязаны, чем, скажем, симптомы шизофрении. Поэтому применение медицинской модели идентификации проблем в современном психологическом консультировании и психотерапии малополезно и едва ли оправдано. Между отдельными школами психологического консультирования и психотерапии существуют довольно явные противоречия в отношении диагностики. Представители разных теоретических ориентации, как правило, выносят на первый план неодинаковые аспекты затруднений клиента. Например, аналитически ориентированный консультант большее внимание уделяет психодинамике, бихевиорист - поведенческим проявлениям, а представитель экзистенциальной терапии - субъективному миру. Это делает системы психологической диагностики нестабильными и говорит не в их пользу. Наконец, если в медицине определенный диагноз практически всегда предполагает специфическое лечение, соответствующее уровню развития медицины в данный момент, то в психологическом консультировании характер и способы помощи легче предугадать по теоретической ориентации консультанта, нежели по проблемам клиента (Gelso, Fretz, 1992). Все эти обстоятельства заставляют обсудить аргументы "за" и "против" диагностического подхода в психологическом консультировании и психотерапии. Консультанты, настаивающие на необходимости диагностики (чаще всего представители психоаналитической и бихевиористской ориентации), утверждают, что диагноз, основанный на оценке поведения клиента в прошлом и настоящем, позволяет правильно планировать процесс психологической помощи. По их мнению: - диагноз позволяет предвидеть дальнейшее развитие нарушения; - диагноз определяет особую стратегию помощи при различных нарушениях; - диагностические схемы позволяют эффективно сотрудничать профессионалам, поскольку каждая диагностическая категория соответствует конкретным характеристикам поведения; - диагноз определяет границы научно - исследовательских работ (Согеу, 1986). Радикальные критики диагностического подхода, а среди них большинство составляют представители экзистенциально - гуманистического направления, полагают, что диагноз в консультировании вообще не нужен, а может быть, даже вреден. Они выдвигают следующие основные аргументы: - диагноз обычно выражает экспертный взгляд консультанта со стороны на поведение и переживания клиента без принятия во внимание субъективного значения событий; - диагноз игнорирует сложность человека; по мнению Rogers (1951), большинство диагнозов упрощают поведение и субъективный мир; кроме того, происходит ориентация не на индивидуальность, а на сходство между людьми, и тем самым игнорируются потенциальные возможности каждого человека и отдается предпочтение стереотипизации; - при попытке вместить человека в рамки диагностических категорий он принижается, потому что превращается в объект; наконец, большинство клиентов, с которыми мы сталкиваемся в консультировании, нельзя причислить ни к одной категории; у них существуют трудности приспособления к жизни, которые не чужды многим людям; клиенты просто нуждаются в помощи, чтобы восстановить способность преодолевать возникающие проблемы; наилучший способ понять другого человека - это погрузиться в его субъективный мир, а не прибегать к классификациям; - диагноз сужает поле зрения консультанта по отношению к клиенту, заставляет его принимать во внимание лишь то, что вмещается в поставленный диагноз, а это чаще всего проявления, связанные с различными недостатками, и тем самым забывается главнейшая предпосылка консультирования - ориентация на потенциальные возможности человека, рост личности, развитие; - диагноз заставляет человека принять тот способ поведения, который навязывается диагнозом, а людей из окружения клиента - оценивать его по поставленному диагнозу; по мнению известного английского психиатра и лидера антипсихиатрического движения Laing (1967), клиент часто принимает навязываемую консультантом точку зрения и начинает соответственно оценивать свое поведение: "Я сумасшедший. Так что вы можете ждать от меня?" По мнению Szasz (1968), диагноз в большинстве случаев не столько разрешает проблемы, сколько обостряет их: когда психологические проблемы, за которые клиент обязан принять на себя ответственность, превращаются в диагнозы, клиент, по сути, освобождается от ответственности за свои действия. О некоторых опасностях диагностики говорят и не слишком радикальные ее противники (Bramer, Shostrom, 1982): - на основе недостаточных данных можно сделать ошибочные выводы; - консультант очень долго занимается историей жизни клиента и уделяет мало внимания его насущным поведению и установкам; - у консультанта возникает соблазн передовериться результатам тестирования; - при диагностике слишком много внимания уделяется патологическим реакциям клиента и недостаточен интерес к здоровым и творческим аспектам его жизни; - диагностика формирует оценочную установку в отношении клиента и побуждает давать указания, что он должен делать. Еще одна опасность, связанная с диагностикой, возникает, когда в консультировании мы сталкиваемся с представителями разных культур, потому что нормой обычно считаются доминирующие культурные стереотипы. Sue (1981) приводит пример, когда клиенты азиатского происхождения в американской среде оценивались как сильно заторможенные, поскольку неохотно раскрывались, проявляли неуверенность и эмоциональную сдержанность. В американской культуре одобряются совсем противоположные стандарты поведения. Не удивительно, что азиаты, ориентированные на проявление эмоций и скрытность вне семейного круга, кажутся американцам странными.
По мнению Kennedy (1977), диагноз является никчемным, если он создает дистанцию между консультантом и клиентом. А так и случается при ремесленном взгляде на консультирование, когда диагностика становится основным предметом занятий консультанта. Диагноз также ничего не дает, когда он настолько формализован, что мешает искреннему и спонтанному отношению к клиенту. Категоризация клиентов, их "раскладывание по полочкам" по существу разрушает консультативный контакт. Ведь каждый чувствует себя неуютно и неприятно, когда кто - то пытается причислить его к одной из категорий вместо попытки понять. Обобщая аргументы "за" и "против" диагностики в психологическом консультировании, можно утверждать, что одинаково неприемлемы обе крайние точки зрения. Диагностика - составная часть процесса психологического консультирования, при котором мы стремимся к более глубокому пониманию клиента. От первой до последней встречи как клиент, так и консультант находятся в процессе поиска и откровения. Даже отказываясь от строгих рамок диагностики, консультант должен задать себе вопросы: - Что происходит сейчас в жизни клиента? - Что ожидает клиент от консультирования? - Каковы потенциальные возможности и ограничения клиента? - Как далеко и глубоко следует заходить в консультировании? - Какова основная психодинамика в теперешней жизни клиента? Отвечая на эти вопросы, консультант определяет желания клиента и возможность достижения целей консультирования. В этом смысле диагностика является перманентным процессом, продолжающимся столько же, сколько и консультирование, и помогающим консультанту концептуализировать проблемы клиента. Наконец, если абсолютно игнорировать диагноз, следует пренебречь такими реальными заболеваниями, как, например, шизофрения и маниакально - депрессивный психоз, а это уже этическая проблема. Ведь при указанных психических расстройствах человек опасен для себя и окружающих.
По мнению Bramer и Shostrom (1982), диагноз должен отражать стиль жизни клиента и помогать консультанту планировать стратегию и тактику своей деятельности, эффективно прогнозировать ее результаты и в то же время во избежание серьезных ошибок не упускать из виду реальную патологию в поведении клиента. Настоящий консультант, как подчеркивают вышеупомянутые авторы, "понимает клиента и диагностически, и психотерапевтически".
2. Особенности психологического
консультирования методами
Основы когнитивного консультирования,
или когнитивной терапии, разработал доктор Аарон Бек
в начале 1960-х годов. В когнитивном консультировании
наибольшее значение придается процессу
обработки информации. Когнитивные консультанты
исходят из предпосылки, что способ, которым
люди интерпретируют опыт, определяет
то, как они чувствуют себя и как они действуют.
В ходе когнитивного развития клиенты
приобретают неправильные навыки обработки
и интерпретации информации. Когнитивные
консультанты стремятся исправить вредные
укоренившиеся стереотипы мышления и
пытаются выявить искажения у клиентов
и помогают им овладеть навыками более
реалистической обработки информации.
Основные книги Бека: «Когнитивная терапия
и эмоциональные расстройства» (Cognitive
Therapy and the Emotional Disorders); «Когнитивная терапия
депрессии» (Cognitive Therapy of Depression), написанная
в соавторстве с Рашем, Шоу и Эмери; «Тревожные
расстройства и фобии» (Anxiety Disorders and Phobias),
написанная в соавторстве с Эмери и при
помощи Гринберга и многие другие.
Тесты и шкалы, разработанные Беком совместно
с коллегами, включают в себя Вопросник
депрессии Бека (Beck Depression Inventory), Шкалу
безнадежности Бека (Beck Hopelessness Scale), Шкалу
суицидального намерения (Suicide Intent Scale),
Шкалу суицидального мышления (Suicide Ideation
Scale) и Тест самооценки Бека (Beck Self-Concept
Test).
^ Основные положения когнитивного консультирования75
Первичный уровень когнитивной обработки. Мышление,
основанное на первичной когнитивной
обработке, как правило, является «примитивным»
и интерпретирует ситуации глобальными
и относительно грубыми способами (Beck,
Rush, in press).
^ Более высокие уровни когнитивной обработки. Люди
способны к когнитивной обработке более
высокого уровня, более конкретной и эффективной.
Более высокие уровни функционирования
производят проверку реальности и исправляют
первичное, глобальное осмысление. Однако
при психопатологии эти корректирующие
функции нарушаются, и первичные реакции
могут перейти в полностью развившиеся
психиатрические расстройства.
Схемы. Бек отмечает, что "схемы" являются
когнитивными структурами, организовывающими
опыт и поведение. Схемы - это относительно
устойчивые когнитивные модели, влияющие
через установки людей на то, как люди
сортируют и синтезируют поступающие
данные. Схемы могут быть адаптивными
или неадаптивными. Люди классифицируют
и оценивают свой опыт с помощью матрицы
схем.
Схемы могут быть общими и специфическими.
Выделяют пять основных категорий схем
в соответствии с их функциями:
1) когнитивные схемы, касающиеся таких
действий, как абстрагирование, интерпретация,
вспоминание, оценка себя и других людей;
2) эмоциональные схемы, ответственные
за генерирование чувств;
3) мотивационные схемы, имеющие отношение
к стремлениям и желаниям;
4) инструментальные схемы, которые готовят
людей к действию;
5) контрольные схемы, которые включают
в себя самоконтроль и торможение, изменение
и управление действиями.
Схемы могут различаться степенью широты
и гибкости. Фундаментальные убеждения,
внедренные в схемы, определяют обработку
информации и могут делать людей уязвимыми
в связи с их ограниченностью.
^ Автоматические мысли отражают содержание схем - более глубоких
убеждений и предположений. Большинство
психологических расстройств характеризуются
наличием специфических уклонов в обработке
информации (например, депрессивные расстройства
характеризуются негативным взглядом
на самого себя, опыт и будущее, а тревожные
расстройства - страхом перед физической
или психологической опасностью).
Автоматические мысли являются частью
внутреннего монолога людей, они могут
принимать форму слов, образов или сочетания
слов и образов. Такие мысли протекают
очень быстро и обычно на грани осознания.
Автоматические мысли предшествуют появлению
эмоций и развитию торможения (например,
эмоциональные реакции людей на действия
друг друга зависят скорее от интерпретации
этих действий, чем от действий самих по
себе). Автоматические мысли влияют на
тон голоса, выражение лица и жесты. Хотя
автоматические мысли часто бывает трудно
выделить, консультанты могут обучить
клиентов определять эти мысли с большой
точностью.
3. Профессиональные деформации
в работе консультанта и
ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ БІЛЕТ № __30__.
1. Назовите основные техники консультирования.
Постановка вопросов; Одобрение и успокаивание; Отражение содержания: перефраз и обобщение; Повторение последних слов собеседника; Эмоциональное отзеркаливание; Отражение чувств; Паузы молчания; Предоставление информации; Интерпретация: Конфронтация: Чувства консультанта и самораскрытие (селективное самораскрытие).
2. Особенности использования
Психосинтез – психологическая концепция, разработанная итальянским психиатром Роберто Ассаджиоли. Ассаджиоли писал: «Мы – практики и ставим основной своей целью ответ на запрос конкретного клиента. Главное для нас – быть ему полезными в том, что больше всего волнует его в данный момент. Таким образом, на практике психосинтез не является жесткой и ригидной системой, но ответом на актуальную потребность уникальной ситуации каждого клиента на любой стадии его жизни». То есть сам автор рассматривал сформулированную им концепцию как «открытую и эволюционирующую психологическую систему».
Ассаджиоли соглашался с Фрейдом в необходимости исцеления детских травм и укрепления, развития силы Эго, но утверждал, что этим не исчерпывается развитие человека. Человек нуждается в чем-то большем, чем нормально функционирующее эго, а именно в раскрытии своего потенциала, что Абрахам Маслоу позднее назвал Самоактуализацией.
Такие понятия психосинтеза как Трансперсональное или Высшее Я, Высшее Бессознательное, субличности, дезидентификация, наблюдающее Я стали частью многих современных концепций, которые, кроме того, использовали традиционные техники психосинтеза, такие как направленное воображение, визуализации, диалог субличностей, дезидентификация, обращение к внутренней мудрости.
Ассаджиоли разрабатывал такой подход к человеку, который сочетал бы обращение к личностному росту и к трансперсональному развитию – измерению, которое являет себя краткой вспышкой, к тому, что Маслоу назвал «пиковыми переживаниями» во время творческого вдохновения, единения с природой, влюбленности, в духовных и религиозных практиках. Ассаджиоли (1965, 1973) называл эти два аспекта роста личностный психосинтез и духовный или трансперсональный психосинтез. ...
Таким образом, Психосинтез является самой ранней предтечей гуманистической и трансперсональной психологии.
3. Профессиональное выгорание в
работе психолога-консультанта