Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
3. Глубинный. Включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.
Некоторые исследователи предлагают
более дробную структуру
1. Мировоззрение — представления об окружающем мире, природе человека и общества, направляющие поведение членов организации и определяющие характер их отношений с другими сотрудниками, клиентами, конкурентами и т.д.
2. Организационные ценности, т.е. предметы и явления организационной жизни, существенно важные, значимые для духовной жизни работников.
3. Стили поведения, характеризующие работников конкретной организации. Сюда также относятся специфические ритуалы и церемонии, язык, используемый при общении, а также символы, которые обладают особым смыслом именно для членов данной организации.
4. Нормы — совокупность формальных и неформальных требований, предъявляемых организацией по отношению к своим сотрудникам.
5. Психологический климат в организации, с которым сталкивается человек со при взаимодействии с ее сотрудниками.
Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной организационной культуры. Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять содержательных характеристик, свойственных любой организационной культуре:
1. Осознание себя и своего места в организации
2. Коммуникационная система и язык общения
3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе
4. Привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом пищи
5. Осознание времени, отношение к нему и его использование
6. Взаимоотношения между людьми
7. Ценности и нормы
8. Мировоззрение
9. Развитие и самореализация работника
10. Трудовая этика и мотивирование
45 Методы организационного
Методы организационного развития на микроуровне условно можно разделить на структурные и процессуальные
А) Структурные – направлены на изменение содержания труда и взаимоотношений между работниками: ротация кадров, обогащение и расширение трудового процесса, гибкий график работы…, а также программы развития человеческих ресурсов (обучение и планирование карьеры работников в организации).
Б)
Процессуальные – направлены на изменение
аттитюдов и поведения
Этап I. Подготовка. Этап II. Сбор информации и определение проблем. Этап III. Выработка общего и полного понимания решаемых проблем. Этап IV. Организационно-техническое проектирование. Цель этого этапа — дать техническую характеристику процесса реорганизации. Этап V. Организационно-психологическое проектирование. Целью данного этапа является выявление социальных аспектов процесса реорганизации.Этап VI. Преобразования.
46. Профессиональный стресс и его характеристика
Профессиональный стресс
– это многоплановый феномен,
совокупность физиологических и
психологических реакции
Можно выделить различные
виды стрессов, возникающих в процессе
трудовой деятельности: ---Рабочий стресс,
возникающий из-за причин, связанных
с условиями труда, организацией
рабочего места; --Профессиональный стресс,
связанный с самой профессией,
родом или видом деятельности;
--Организационный стресс, возникающий
вследствие негативного влияния
на работника особенностей организации.
---- трудовая деятельность и конкретная
производственная ситуация могут являться
не только причиной, но и поводом
для возникновения стрессового
состояния человека. -----Признаки, по
которым можно определить, что
человек находится в состоянии
стресса, делятся на три основные
категории: Физические. ---Эмоциональные---
К негативным последствиям стресса можно отнести: Снижение трудоспособности--Снижение адаптационных возможностей организма; --Деформации личности: --Физиологические проблемы,
В соответствии с выделенными видами профессиональных стрессов, стрессогенные факторы трудовой деятельности можно классифицировать следующим образом: I. Производственные, касающиеся условий труда и организации рабочего места: --II Факторы, связанные с профессией: понимание целей деятельности (ясность, противоречивость, реальность); профессиональный опыт, уровень знаний; ---III Структурные: управление организацией --- IV Личностные: нравственная зрелость и устойчивость;
профилактики –
47. Отбор персонала
Цель профессионального отбора — выбрать из числа претендентов такого работника, который сможет успешно выполнить порученную ему задачу и тем самым внести свой вклад в достижение общей цели организации. Повышение качества персонала с помощью профессионального отбора является важным резервом повышения общей эффективности организации. При отборе персонала наниматели имеют дело с людьми, которые стремятся реализовать свои цели, выбирая ту или иную организацию. Менеджеры в свою очередь стремятся реализовать свои цели, отбирая кандидата.
Этапы предварительной подготовки
при отборе персонала:
1) анализ содержания работы - это процесс
систематического и подробного исследования
содержания работы;
2) описание характера работы (должностная
инструкция) - основные задачи, требуемые
навыки, ответственность и полномочия
исполнителя;
3)требования к прсоналу(требования, предъявляемые
работой) - точный минимум требований,
которым должен удовлетворять претендент.
Этапы отбора персонала.
Предварительная беседа проводится обычно
по телефону. Цель ее - познакомиться с
кандидатом, выяснить подробнее об его
образовании, опыте работы, коммуникативных
навыках. Оттого, насколько профессионально
проведена первая ступень, зависит дальнейшая
работа с кандидатом.
Затем наступает этап заполнения специального
бланка-анкеты. Обычно в анкету включены
вопросы личного характера (дата рождения,
место рождения, адрес, социальный статус
и т. д.), относящиеся к прошлым местам работы,
образованию, хобби. Часто присутствуют
вопросы, направленные на определение
уровня самооценки, отношение к разным
явлениям социальной жизни.
Следующий этап - интервью, в той или иной
степени структурированное и формализованное.
Результаты его могут быть получены как
устно, так и в письмен-
ной форме.
Только при положительном результате
всех предыдущих этапов претенденту предлагает
пройти этап тестирования. Тестирование
может быть психологическим, профессиональным,
психофизиологическим, интеллектуальным.
В каждом конкретном случае разрабатывается
специальная программа тестирования -
так называемая батарея тестов, соответствующая
запросу данной вакансии. Тестирование
может проводиться в один день или несколько
дней, индивидуально или с группой. Важно,
чтобы батарея тестов была правильно сформирована
и тест измерял именно те качества, которые
являются важными для той или иной должности.
Наконец, последний этап - проверка рекомендаций.
Практика показывает, что, разговаривая
с предыдущим руководителем, с коллегами
кандидата, можно не только выяснить о
нем какую-либо информацию, но и получить
интересные сведения относительно того,
в чем этот человек силен, какие с ним могут
быть проблемы, что ему удается хорошо,
что не очень. При сопоставлении этого
с результатами исследований и интервью
картина становится почти законченной
и ясной.
Мероприятия по подбору специалиста заканчиваются
принятием решения о рекомендации на работу
тех или иных кандидатов и представлением
претендента работодателю.
Критерии по отбору кандидата:
1) образование — необходимо изучить продолжительность
и тип образования, его соответствие рассматриваемой
работе;
2) опыт - одним из способов определения
его является установление рейтинга трудового
стажа, отражающего время, на протяжении
которого человек работал в данной организации;
3)физические (медицинские) характеристики,
которые должны соответствовать типу,
напряженности и сложности выполняемых
работ. Например, для бухгалтера важно
быть ответственным, внимательным, уметь
работать с большими объемами информации,
обладать хорошей памятью на цифры, высокой
помехоустойчивостью и работоспособностью;
4) персональные характеристики и типы
личности - социальный статус, возраст,
тип личности;
5) достоверность и обоснованность методов
отбора. Достоверность метода отбора характеризует
его неподверженность систематическим
ошибкам при изменениях, т. е. его состоятельность
при различных условиях. Обоснованность
показывает, с какой степенью точности
данный результат, метод или критерий
прогнозируют будущую результтивность
тестируемого человека.
Методы отбора:
1) отборочное собеседование. Его целью
является получение ответа на вопрос,
заинтересован ли претендент в данной
работе и способен ли он ее
выполнять;
2) тестирование Во время тестирования
психолог получает массу косвенной ценной
информации о человеке: как быстро он осваивается
в новой ситуации; насколько он способен
принимать правила игры, навязанные ему
извне; с какой скоростью он работает;
как часто обращается за помощью; пытается
ли узнать что-то новое для себя; быстро
ли обучается и т. д. Зачастую даже при
недостоверных данных тестирования такая
косвенная информация дает много ценных
сведений или по крайней мере поводов
к размышлению. Если кандидат занимает
предложенную вакансию, становится понятно,
на что стоит обратить особое внимание
во время испытательного срока.
Виды тестов.
Интеллектуальные тесты предназначены
для выяснения уровня интеллекта и образования
кандидата. Могут использоваться как тесты
общего интеллекта, так и специальные,
направленные на различные разновидности
интеллекта.
Тесты на внимание и память могут быть
включены в тест интеллекта либо даваться
отдельно, если эти навыки профессионально
важны. Можно тестировать различные виды
памяти, измерять ее объем и продуктивность
запоминания
Личностные тесты предназначены для выявления
личностных особенностей, черт характера.
Набор выявляемых качеств зависит от теоретической
концепции, положенной в основу теста.
Как правило, они описывают поведенческие
особенности человека, его социальные
навыки, способность к адаптации и многое
другое.
Тесты межличностных отношений выявляют
стиль общения с людьми, конфликтность,
способность идти на компромиссы, приходить
на помощь другим, навыки общения в различных
ситуациях. Тестам на конфликтность, как
правило, уделяется особое внимание, поскольку
сложные отношения в коллективе могут
отнимать до 100 % рабочего времени, в чем
работодатель, конечно же, не заинтересован.
Сюда же можно отнести тесты на выявление
стиля руководства или лидерства.
47. Отбор персонала
Цель профессионального отбора
— выбрать из числа претендентов
такого работника, который сможет успешно
выполнить порученную ему задачу
и тем самым внести свой вклад
в достижение общей цели организации.
Повышение качества персонала с
помощью профессионального
1.Разработка научно
2.Далее требуется определить
некоторый набор способностей, личностных
и деловых качеств, знаний, умений
и навыков, которые необходимы
кандидатам для того, чтобы соответствовать
выделенным критериям. Если у
конкретного кандидата будет
обнаружен набор таких
3.Существует множество методов получения информации о кандидатах до их приема на работу. Эти методы очень разнообразны с точки зрения их популярности и пользы.
Основные из них: биографические данные, интервью, отзывы и рекомендательные письма, оценки коллег и руководства, тестирование.
Обычно первым шагом в отборе новых работников является заполнение листка учета кадров –включающего пункты об семейном положении, образовании, предыдущих местах работы, военной службе и т. д.
Из всех методов отбора оценочное интервью является одним из наиболее популярных инструментов отбора. Исследования показали, что большинство (более 90%) организаций полагаются на оценочное интервью как на источник наиболее объективной информации.
Широко используемый метод отбора, в особенности на важные участки работы организации, включает получение информации от предыдущих работодателей и сослуживцев.
Тестирование. Существуют определенные
требования, которым соответствуют
научно обоснованные