Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 33 вопроса по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

психология семьи.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

 

Семью стабилизируют эмоциональные  отношения, в первую очередь –  отношения любви и привязанности. В то же время слепая любовь матери к ребенку или чрезмерная привязанность  взрослой дочери к родителям неизбежно приведет к дисфункциям на уровне личности и семьи.

 

Еще один пример семейного стабилизатора  – это супружеские измены. Здесь  можно проследить два типичных стереотипа взаимодействия: 1) измена, выяснение  отношений, скандалы, примирение или 2) обида, жажда мщения, измена, временное внутреннее примирение с обидчиком (до следующего раза).

 

Популярный стабилизатор семейной системы – болезнь. Больного человека нельзя бросать, нельзя оставить больного ребенка. Однако соматические расстройства и поведенческие нарушения у члена семьи нередко являются прямым следствием того, что он принадлежит к дисфункциональной (ригидной) семейной системе. Вне зависимости от изменения внешних и внутренних условий она упорно старается сохранить привычные стандарты взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами. В результате такая семья может блокировать актуальные потребности самого слабого члена (чаще всего ребенка или подростка). И тогда у него возникает какое-либо заболевание (соматическое, психосоматическое, психическое) или поведенческое отклонение.

 

Ребенок как «носитель  симптома» позволяет семье сохранять  прежде сложившиеся отношения. Например, если у него часто болит живот, членам семьи позволено его опекать, ограждать и жалеть. Если он употребляет наркотики – семья должна его постоянно держать в центре внимания и строго контролировать. Такое симптоматическое поведение является непроизвольным, неосознанным и не поддается регуляции со стороны пациента. Оно оказывает сильное влияние на других людей и может быть выгодно не только пациенту, но и его близким. Носитель симптома выступает как «идентифицированный пациент» – член семьи, клинико-психологические и поведенческие проблемы которого заставляют родственников объединиться и обратиться за психологической помощью. Однако, если рассматривать семью как саморегулирующуюся систему, а симптом – как механизм регуляции, понятно, что в случае устранения симптома вся система потеряет стабильность и будет вынуждена перейти на другой уровень функционирования. Специфика дисфункциональной семьи – это ригидность, желание сохранить статус-кво, поэтому нередко она неосознанно сопротивляется изменениям и старается сохранить симптом, несмотря на свое обращение к специалисту за помощью.

  1. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизни семьи.

Формирование, фиксацию и передачу паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей одних  поколений в дисфункциональных  семьях представителям других мы обозначаем термином «патологизирующее семейное наследование» (вариант социального наследования) и рассматриваем как вертикальные стрессоры в жизнедеятельности семьи. В отличие от этого «нормативные стрессы» (критические точки прохождения жизненного цикла семьи) мы обозначаем как горизонтальные стрессоры. Исходя из сказанного, можно дать развернутое определение дисфункциональной семьи.

Дисфункциональная семья  — это семья, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки  для возникновения горизонтальных и вертикальных стрессоров. В свою очередь действие стрессоров приводит к дисфункции семьи.

Выраженная семейная дисфункция способствует формированию семейной роли «носитель симптома», которую принимает на себя член семьи, имеющий в ней наименьший социальный статус из-за разнообразных физических или психологических причин. В роли «носителя симптома» он выступает в качестве важного звена в сложном механизме патологической адаптации как индивида с нервно-психическим расстройством, так и дисфункциональной семьи в целом.

  1. Комплексный подход к семейной психодиагностике.
  2. Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период.

Характер предбрачного ухаживания позволяет выявить истоки зарождения тех трудностей, которые  прямо или косвенно могут проявиться на каком-либо из этапов жизненного цикла.

 

Тесты, используемые психологом в практической деятельности, можно разделить на две группы:

первая - позволяет исследовать  оценку юношами и девушками себя как будущих супругов и родителей; вторая - направлена на оптимальный  подбор пар для знакомства и потенциального супружества, помогает прогнозировать супружеские отношения в перспективе.

 

Первая группа тестов включает в себя методики, предложенные С.В. Ковалевским:

· методика оценки старшеклассником себя как будущего семьянина позволяет  определить, как подросток представляет себе эту роль и в какой последовательности выделенные им качества выражены у него самого в настоящее время;

· тест на превентивную удовлетворенность  браком показывает, насколько юноши  и девушки в перспективе будут  удовлетворены своим браком;

· методика «Функционально-ролевая согласованность» помогает определить структуру распределения ролей в семье. Для анализа функционально-ролевой согласованности используются три структуры ролей: нормативная (как должно быть); желаемая (как хотелось бы); квазиреальная (как скорее всего сложится). Рекомендуется также выделить в качестве предмета обсуждения представления старшеклассников о распределении семейных ролей в нормативном, желаемом и квазиреальном планах.

 

Вторую группу составляют:

· анкета-интервью «Вы вступаете в брак» (В.А. Сысенко) - позволяет выявить мнение вступающих в брак о различных проблемах, с которыми сталкиваются невесты. Анкета-интервью - хороший инструментарий для работы психолога ЗАГСа, центров молодежи и т.д.;

· тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда) - помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции: создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитание детей, интимная жизнь супругов, налаживание здорового семейно-бытового режима и т.д. Кроме этого с помощью данной методики можно наметить перспективы благополучия семейных отношений;

· методика определения  психологической совместимости  в браке (Ю.А. Решетняк, Г.С. Васильченко) - модифицированный вариант теста Т. Лири. Несовместимость супругов хотя бы на одном из четырех уровней супружеских отношений - психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом, социокультурном может привести к дисгармонии супружеских отношений. С помощью этой методики практический психолог прогнозирует степень совместимости будущей супружеской пары на психологическом уровне. Методика может быть использована также в целях оптимального подбора пар для знакомства и потенциального супружества. Прогноз совместимости будущей супружеской пары строится и на основании результатов опросников, диагностирующих динамические особенности личности. Пример мы приведем позже, когда будем рассматривать методы диагностики супружеских отношений.

· Шкалы любви и  симпатии (3. Рубина) - эту методику можно использовать как при индивидуальном, так и при групповом проведении. Ее преимущество - в простой обработке и легкости заполнения. Используя эту методику, психолог может выявить особенности эмоционального отношения респондента к любимому человеку.

  1. Изучение особенностей взаимоотношений в супружеской паре.

При переживании семьей кризиса супружеские отношения, так же как и отношения в  иных подсистемах, испытывают неблагоприятное  влияние со стороны разнообразных  стрессоров. Более того, на кризисный период, в котором находится семья в целом, может накладываться кризис супружеских отношений, связанный с динамическими процессами, протекающими именно в супружеской подсистеме. Например, кризис семьи, вызванный рождением ребенка, может совпасть по времени с кризисом супружеских отношений 3—7 лет.

 

Необходимую информацию, позволяющую дать квалифицированную  оценку взаимоотношений супругов, психолог-консультант  может получить не только посредством  специально организованной беседы в  процессе консультирования, но и с помощью стандартизированных диагностических процедур, направленных на изучение различных аспектов взаимоотношений между партнерами в браке.

 

При диагностике супружеских  отношений могут решаться следующие  задачи:

 

1. Изучение особенностей общения в супружеской паре: опросник “Общение в семье” (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская) и др.

2. Исследование эмоциональных  отношений в супружеской паре:

□ опросник удовлетворенности  браком (В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т. Л. Романова);

□ опросник “Шкалалюбви  и симпатии” (3. Рубин, модификация  Л. Я. Гоз-мана и Ю. Е. Алешиной);

□ опросник “Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность” (ПЭА) (А. Н. Волкова, модификация В. И. Слепковой).

3. Диагностика супружеской  совместимости:

□ опросник “Ролевые ожидания и притязания в браке” (РОП) (А. Н. Волкова);

□ опросник “Измерение установок в семейной паре” (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман).

4. Изучение особенностей  конфликтного взаимодействия супругов:

□ методика “Характер  взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях” (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман);

О опросник “Реакция супругов на конфликт” (А. С. Кочарян, Г. С. Коча-рян, А. В. Киричук).

5. Исследование перцептивных  процессов в супружеской паре: О методика “Мое письмо о  супруге” (С. А. Белорусов);

□ методика “Диагностика межличностных отношений” (Т. Лири, в адаптации Л. Н. Собчик).

В рамках данного издания  мы представляем методики, предназначенные  для диагностики эмоциональных  отношений между партнерами в  браке, супружеской совместимости (в частности, социально-психологической совместимости), а также перцептивных процессов в супружеской паре.

 

Большое число разводов свидетельствует о том, что неблагополучие семьи остается одной их актуальных общественных проблем. Условно среди  них выделяют конфликтные, кризисные, проблемные (В.А. Сысенко), а также невротические (Э.Г. Эйдемиллер). В каждой из таких семей имеются постоянные сферы, где интересы, потребности, намерения и желания супругов приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. В таких случаях говорят об отрицательном психологическом климате семьи, в основе которого лежат нравственно-психологические факторы супружеских отношений.

 

Практический психолог, приступая к изучению нравственно-психологических основ супружеских отношений, может использовать тесты, диагностирующие супружеские конфликты, удовлетворенность браком, его стабильность.

 

1. Тест-опросник удовлетворенности  браком (В.В. Столин, Г.П. Бутенко,  Т.Л. Романова, факультет психологии  МГУ) предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности, а также согласования-рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. Опросник применяют индивидуально в консультативной практике и в процессе исследования той или иной социальной группы.

 

2. Методика «Характер  взаимодействия супругов в конфликтных  ситуациях» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман) дает возможность охарактеризовать  обследуемую семью по ряду  параметров: наиболее конфликтные  сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.

 

3. Опросник «Конструктивно-деструктивная  семья» (КДС) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В.  Юстицкис) облегчает диагностику  отклонения семьи от конструктивного  направления.

 

Кроме тестирования в исследовании супружеской пары можно использовать опрос, беседу, интервью.

  1. Исследование индивидуальности супругов.

Результаты индивидуально-психологического обследования можно использовать в  консультировании двояко: для установления меры личностной совместимости супругов и для информирования супругов об их личностных особенностях.

 

Использование результатов  дифференциально-психологического обследования для информирования супругов друг о  друге — одна из форм коррекционной  работы, направленная на улучшение взаимопонимания. При информировании необходимо учитывать следующие правила и требования: необходимость хранения тайны обследования, адаптация информации к личности клиента (уровню его понимания, личностным чертам). Меры предосторожности продиктованы тем, что супруги могут неверно истолковать полученную информацию, использовать ее для борьбы друг с другом. Во избежание злоупотребления информацией сообщаются лишь те сведения, которые необходимы для коррекции отношений, не рекомендуется сообщать порочащие сведения. Необходимо также акцентировать внимание на способах учета полученной информации в конкретном поведении. Сведения, сообщаемые клиенту о его личностных особенностях, могут быть более подробными и полными, положительными и отрицательными. Его следует побуждать к применению полученных данных в самовоспитании и саморегуляции.

 

Другой путь применения результатов дифференциально-психологического обследования — установление меры личностной совместимости супругов. В ряде работ показано, что определенное соотношение личностных черт (сходство, контраст, дополнительность) является фактором совместимости. Личностная совместимость проявляется в автоматическом распределении психологической нагрузки, выработке оптимальных способов обращения друг с другом, понимании спонтанных проявлений партнера и адекватном реагировании на них. Значение личностной совместимости в том, что при ее наличии адаптация друг к другу не требует усилий, перестройки личности, играния ролей, контроля над своими проявлениями, так как взаимодействие основывается на присущих партнерам личностных чертах.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"