Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на 33 вопроса по дисциплине "Психология".
Таким образом, психосоциальная
практика тесно связывается с
концепцией действий для поддержки
психической компетентности (индивидуальными
ресурсами и стратегиями
Консультирование, ориентированное на сеть социальных отношений, понимается не как альтернатива существующим концепциям терапии и консультирования, а как их дополнение и дальнейшее развитие.
Первый уровень
Анализ сети – это
метод визуального
Благодаря ярко выраженным диалогично-рефлексивным каче-ст вам метод «карты сети» можно эффективно использовать в консультативно-терапевтической практике. При исследовании сети возможны различные варианты визуального представления социальных отношений. Например, группа психологов под руководством австрийского ученого Ф.Штрауса использовала систематизированную форму, позволяющую испытуемым проанализировать различные сферы своей жизни в сравнении с областями родственной сети (семья, родственники, друзья, соседи).
Немецкий психолог А. Ленц разработал конкретную схему анализа сети в рамках консультативной работы.
1. В процессе консультирования
клиенту предлагают углубленно
рассмотреть сеть социальных
отношений. Карта сети
2. Перед клиентом лежит лист бумаги, на котором в изобилии изображены концентрические круги. В центре внутреннего круга стоит слово «я».
3. Он должен сделать
первый шаг: представить себе
людей, с которыми чувствует
себя особенно тесно связанным,
4. Затем его спрашивают о людях, которые так важны в его жизни, но с ними он менее связан, чем с людьми из первого круга. Эти лица размещаются дальше, в более удаленных кругах.
5. В конце размещают
людей, с которыми социальные
контакты установлены,
6. В заключение при
составлении карты сети
7. Эта визуальная реконструкция служит основой для общего анализа структуры отношений, анализ нередко продолжается на последующих консультациях. В диалоге, который сопровождается интенсивным выражением чувств, могут быть затронуты следующие комплексы тем
• Вид отношений (семья, родственники, подруги, коллеги по работе).
• Структура социальной сети (состав и объем, плотность сети отношений, частота, множественность контактов и т.д.).
• Качественные изменения отношений в последние годы (одни отношения с появлением проблем становятся интенсивнее, другие ослабевают или полностью разрушаются. От кого вы отдалились? С кем установили новые или восстановили старые связи7)
• Желания, стремления (иметь более интенсивные контакты с определенными людьми, иметь взаимные интересы, тесные, доверительные отношения и эмоциональную безопасность).
• Опыт отношений (зависимость, контроль, вмешательство, нанесение ущерба, искренность, внимание и интерес).
• Степень удовлетворенности отношениями в сети (общая оценка контакта; напряженность, конфликтность), доступность членов сети.
8. Анализ ресурсов поддержки в сети.
• Возможность располагать социальной поддержкой (Есть ли к кому клиенту обратиться с проблемами? К кому? Как часто это происходит?).
• Формы получаемой помощи (например, эмоциональная и ежедневная практическая помощь).
• Значимость неформальной поддержки (Соответствовала ли форма помощи потребностям? Каковы различия в оказании поддержки?).
• Желания и ожидания при оказании поддержки.
• Степень обоюдности, взаимности в неформальных отношениях помощи (Ищут ли члены сети у клиента совета и помощи?).
9. Ресурсы сети клиента и готовность использовать их (Что представляет собой опыт использования сети? Каких реакций клиент ожидает или боится? Какие чувства он испытывает, обращаясь за помощью?).
Понимание и визуализация того определения, в котором живет человек, стимулирует его к более интенсивному критическому анализу своих социальных отношений, активизирует желание воспользоваться ресурсами поддержки своего социального поля.
Будут ли социальная сеть и объективно сложившиеся возможности использоваться в качестве ресурсов поддержки, зависит от внешних норм и ценностей семьи, где клиент родился, от биографического опыта, а также от его желаний, страхов и притязаний. Л.Толсдорф (1976) исследовал «поведение пользователя»: в разных клинических популяциях он ввел понятие «ориентация сети», под которой понимал совокупность убеждений, установок и ожиданий человека относительно той поддержки, которую он может получить от членов своей сети, преодолевая жизненные проблемы.
Люди с негативной ориентацией сети имеют низкую самооценку, испытывают страх зависимости и недоверие к другим. Они не чувствуют себя способными воспользоваться ресурсами своего окружения, не хотят афишировать свои проблемы, полагая, что каждый должен справляться с ними сам.
Консультирование, ориентированное на сеть, концентрируется прежде всего на таком восприятии человеком ситуации, в которой он оказался. Задача психолога на первом этапе – научить клиента понимать свои страхи и затруднения, подвести его к осознанному критическому анализу своей биографии. Это облегчает доступ к имеющемуся у него опыту отношений с людьми, и понимание собственных чувств помогает активизировать взаимодействие с окружающими, установить более тесные связи
Часто обиды и разочарования клиента связаны с равнодушием близких или даже отказом в помощи. Консультирование на первом этапе направлено на постепенное ослабление его защитных реакций, на расширение пространства общения и вовлечение значимых для клиента людей в его личные проблемы. Как правило, человек, пришедший к психологу, убежден, что никто не может оказать ему необходимую услугу, и именно поэтому избегает мобилизации социальных ресурсов.
Общий анализ и проработка личной ориентации в сети требует в первую очередь психотерапевтически ориентированных действий.
Второй этап работы с сетью включает в себя методы вмешательства в структуру повседневных, обыденных отношений человека, обратившегося за помощью; они направлены на улучшение защитного взаимодействия или структурных изменений его социальных отношений. Консультативная работа строится, как правило, на поддержке межличностной компетенции и усилении уверенности клиента в себе. В первую очередь его нацеливают на активный поиск потенциала помощи и образование тесных, защищающих отношений. Его побуждают чаще обращаться к другим людям, учат строить действующие контакты, например с людьми из сети, которые могут рассматриваться как компетентные помощники.
В работе с психологом
клиенты часто обнаруживают желание
возобновить или усилить
Если в распоряжении имеется лишь только сокращенная, редуцированная сеть, которая недостаточно соответствует потребностям в поддержке, то вмешательство концентрируется больше на изменениях в структуре отношений. Цель консультирования в этом случае – восстановление связей между распадающимися частями сети, а также стабилизация и усиление существовавших до сих пор поверхностных контактов.
Методы конструирования сети не ограничиваются усилением существующих отношений и интенсификацией слабых или разрушенных контактов, они направлены на образование новых связей и систем поддержки. Отправной точкой для работы с сетью служат побуждение и инициатива активной самопомощи, поиск дополнительных форм ежедневной поддержки и практической помощи, которые могут включать в себя способы проведения свободного времени, советы, информацию по уходу за детьми.
Концепция сети предлагает
теоретические рамки для
Партнеры в ситуации
развода нуждаются как в
Индивидуальное
Задачей индивидуального консультирования детско-родительских отношений является нормализация, гармонизация, отношений между Вами и Вашим ребенком.
Не бывает плохих детей. Да, они бывают непослушным, непоседливыми. Вопрос не в том, как заставить ребенка вести себя хорошо и слушаться родителей, вопрос в том, как научиться понимать и принимать друг друга.
Благодаря взаимопониманию, понимаю тонкостей развития детской психики, становления личности ребенка, Вы сможете наладить отношения в семье. Наши специалисты будут рады оказать вам профессиональную психологическую помощь.
Задачи консультирования или коррекции, в данном случае зависят от возраста ребенка.
Если речь идет о консультировании дошкольника, темой для консультации может быть:
адаптация к детскому саду,
агрессивность и застенчивость ребенка
гиперактивность ребенка
детские страхи
психодиагностические услуги (уровень развития ребенка, готовность ребенка к школе)
проблемы общения ребенка с другими детьми
затруднение или неадекватное выражение эмоций
В школьном возрасте:
сложности в обучении
конфликты со сверстниками, учителями, родителями
застенчивость и замкнутость
агрессивность
В подростковом возрасте:
отношение к своему телу и половой зрелости
проблемы самооценки
отношения с противоположным полом
и многие другие темы.
Помощь специалиста состоит из серии индивидуальных занятий с ребенком и периодического консультирования родителей и будет полезна ребенку и родителям для того, чтобы справиться со своими переживаниями и найти в себе новые силы.
Длительность работы зависит от возраста ребенка и заявленной проблемы.
Групповая, рекомендована
когда родители эмоционально принимают
своего ребенка, но сами испытывают трудности
в общении. Рекомендуется специальный
родительский тренинг или психо-