Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 33 вопроса по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

психология семьи.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

· Трудности общения  с партнёром («он меня не понимает», «мы часто ссоримся»);

· Добрачная беременность («как теперь жить дальше, что делать?»).

· Безответная любовь, непонимание и др.

Как правило, человек  не ставит перед собой задачу найти и выбрать наиболее подходящего брачного партнёра. Молодых люде беспокоит то, удаётся или не удаётся быть привлекательными для представителей противоположного пола, как складываются у них взаимоотношения с конкретным человеком, удаётся ли им быть неодинокими. Таким образом, молодые люди должны справиться с целым рядом задач.

  1. Консультирование, фокусированное на решении проблем.

Консультирование, ориентированное  на решение, акцентирует внимание психолога  не на индивидуальных особенностях клиента, способствующих формированию проблемы, и не на самой проблеме, а на решении, на возможностях преодоления проблемы, позитивных аспектах жизни человека. У психологов, ориентированных на решение, есть любимая цитата: «Каждый клиент знает решение своей проблемы даже в том случае, если ему кажется, что не знает» (Т. Ахола, Б. Фурман).

 

Основные постулаты  и принципы технологии

 

1. Качество жизни —  производное мировоззрения человека, его отношения к событиям. Психолог  не может изменить реальную  жизнь клиента, но может изменить его мировоззрение.

 

2. Борьба с проблемой  в большинстве случаев неэффективна. Каждая проблема имеет позитивный  аспект.

 

3. Рамки любой психологической  концепции всегда ?же, чем индивидуальные  особенности и опыт конкретных  людей и их семей. Опыт психолога и клиента, его семьи подсказывают эффективные решения.

 

4. Анализ причин проблемы  сопровождается самообвинительным  переживанием человека и его  обвинением своих близких, что  не способствует решению проблемы. Более конструктивным является  выявить и активизировать ресурсы, имеющиеся у каждого человека и его окружения.

 

Вышеперечисленные постулаты  диктуют стратегические принципы.

 

1. Акцент на ресурсах  и позитивной динамике проблемы. Поиски ресурсов могут быть  направлены в прошлое («Что  раньше помогало вам преодолевать подобные проблемы?», «Как такие проблемы преодолевали ваши родственники, знакомые?»), в настоящее «Что сейчас помогает вам преодолеть проблему, хотя бы временно?») или в будущее («Кто или что помогло бы вам выйти из этой ситуации в будущем?», «Что можно сделать, чтобы преодолеть трудность? Чему научиться?»).

 

2. Утилизация опыта,  мировоззрения, интересов и эмоций  клиента. Проведение беседы с  выяснением стереотипов реагирования  самого клиента, нахождение редких, но позитивных способов реагирования и расширение границ использования этого опыта. Результатом плодотворной консультации являются нередко слова клиента: «Как же я раньше об этом не задумался, я же все это знал».

 

3. Позитивный подход. «У каждой тучи есть своя  светлая сторона» (народная пословица). Даже к тяжелой болезни можно относиться как к «возможности, которая учит». Такое мировоззрение позволяет отнестись к трудностям как позитивному событию, расширить восприятие позитивных моментов ситуации, посмотреть на нее с другой стороны.

 

4. Экономичность и  краткосрочность. Установка на  консультацию как на краткосрочное  и даже веселое событие в  жизни клиента — в противовес  серьезному и глубинному классическому  консультированию.

 

5. Сотрудничество и  гласность, подразумевающие передачу  ответственности за принятие решения клиенту. Выделяются и развиваются собственные цели клиента, психолог только помогает выстроить процесс целеполагания, проследить пути реализации целей. В какой-то мере психолог может раскрывать свои личные переживания перед клиентом. Сведения личного характера полезны в тех случаях, когда предоставляемая информация способствует повышению творческого потенциала клиента, расширяет спектр возможностей для собственных действий клиента.

 

6. Техническая пластичность. Технология подразумевает интегративное использование широкого арсенала разнообразных приемов, техник и даже создание новых, адекватных конкретному клиенту, в противовес опоре на одну научную концепцию.

 

Алгоритм использования  технологии

 

1. Выяснение проблемы. Клиент обозначает ситуацию, которая тревожит. Цель: обозначить в общем виде труднорешаемую ситуацию. Задача консультанта: после краткого выяснения ситуации остановить разбор причин трудности и перевести клиента на обсуждение ресурсов участников ситуации.

 

2. Психологическое интервью. Вопросы формулируются так, чтобы помочь клиенту выяснить во всем пространстве его жизнедеятельности ситуации, которые могут помочь решить данную проблему.

 

3. При необходимости  можно провести психологическое  исследование особенностей самого клиента, его семьи, другого окружения. Задача, удерживаемая консультантом, — получить сведения о ресурсах клиента, которые он не обозначает в интервью.

 

4. Совместное моделирование  поведения клиента, направленное  на решение его проблемы.

 

Варианты использования технологии

в условиях общеобразовательной  школы

 

1. Психологическое консультирование  участников образовательного процесса  в труднорешаемых ситуациях. Например: наиболее частые обращения учителей  и родителей к психологу связаны  с трудностями обучения и воспитания детей. Мировоззрение, которое удерживается психологом по данным обращениям: все ученики обладают какими-то ресурсами — это навыки, способности, таланты, достойные одобрения черты характера. Трудности возникают у тех детей, у которых эти ресурсы не найдены. Вопросы воспитателям формулируются так, чтобы, рассмотрев все сферы жизнедеятельности ребенка, обозначить наиболее успешные и в дальнейшем поощрять их развитие.

 

2. Поддержка профессионального  развития педагога. Используется  в основном психологическое интервью, помогающее педагогу обозначить цель, удерживать анализ, проектировать свою деятельность. «Вопросы интервью формулируются таким образом, чтобы направить педагога на осознание своих потребностей, намерений, смоделировать дальнейшие шаги по реализации поставленных задач». Такую деятельность психолога Н.В.Клюева называет карьерным консультированием, направлена она на формирование программы профессионального развития педагога.

 

Карьерное консультирование предполагает выход в рефлексивную позицию. Рефлексия — осознание собственных действий, чтобы обозначить: Что? Для чего? Как? Что получится?

 

Рефлексия, сопутствующая  действию до его совершения, есть проектирование. Процесс осознания состоит в  поиске, выборе одного варианта из многих ответов на поставленные вопросы:

 

— Для чего совершаю действие, с какой целью, для какого результата?

 

— Что изменится в  моем содержании, что отдам, что обрету?

 

— Как буду совершать  действие, каким способом, используя  какие способности?

 

Рефлексия после совершения действия — это анализ, оценка, поиск причин неудач, последующих вариантов действий. Результат действия достигается в соответствии с целью, если он проектируется.

 

«Целостность осознанного  действия представляет собой взаимосвязь  цели, содержания, метода, результата. Нарушение целостности порождает неполноценную рефлексию» (Н.А. Костина).

 

3. Развитие компетентностей  участников образовательного пространства, например таких, как целеполагание,  коммуникативные навыки, партнерское  взаимодействие, сенситивность, креативность. Наиболее удобно использовать тренинговые упражнения с выяснением уровня и тренировкой заданного качества, с дальнейшим проведением рефлексии. Процесс рефлексии строится на основании техники, направленной на решение. Вопросы задаются так, чтобы определить, что выяснил для себя участник упражнения, какие наблюдения за своими особенностями и особенностями других участников помогут ему в дальнейшем реализовывать свои жизненные задачи.

 

4. Проектирование всего  образовательного и воспитательного пространства учреждения. Психолог может быть участником консилиумов, педсоветов, творческих групп, экспертных групп, может участвовать в разработке проектов по управлению образовательными и воспитательными процессами и т.д. Позиция при сопровождении обозначенных процессов — психологическое консультирование, помогающее обозначить ресурсы участников, направлять на творческое решение в ситуации.

 

Заключение

 

Инсу Ким Берг сформулировала четыре «философских» правила консультирования, фокусированного на решении:

 

1. Не чините то, что  не сломано. Увидеть позитивную  сторону, то, «что не сломано», можно, обладая широкими взглядами  относительно того, что «подходит» и «не подходит», так как многие отличия людей связаны с отличиями в культуре и образе жизни.

 

2. Узнав, что именно  работает, делайте это еще. Увеличить  период существующего успеха  намного легче, чем овладеть  новыми и непривычными формами  поведения.

 

3. Если что-то не  подходит, то не повторяйте это  опять. Делайте что-нибудь другое. Народная мудрость гласит: «Если  не добился успеха, делай новые  попытки», оставляя выбор между  упорством и поиском новых  путей.

 

4. Не экономьте на  похвалах. Выражайте одобрение каждому движению человека в сторону решения проблемы.

  1. Консультирование в ситуации развода и в период после развода.

В нашей стране психологическая  помощь людям в ситуации развода  еще совсем недавно не считалась  актуальной, и не потому, что отсутствовала сама проблема и переживания, с ней связанные, а в силу того, что развод не относили к явлениям, характерным для советского образа жизни. В последние годы психологи активно обсуждают, какие методы консультирования более эффективны для людей, переживающих развод. Опыт зарубежных коллег показывает, что эти люди нуждаются в помощи на разных уровнях – социальном, материальном, физическом и др.

 

По мнению психолога  Ю. Е.Алешиной, консультирование тех, кто  принял решение расторгнуть брак, отличается от других видов психологической коррекции ярко выраженной информирующей функцией. Поэтому специалисты, работающие с разводящимися супругами, должны быть хорошо осведомлены в области юридических аспектов развода и особенно в вопросах, связанных с детьми. Любой развод, даже желанный, – серьезная травма, которая усугубляется необходимостью полной реорганизации жизни и переживается иногда долгие годы. До развода большинство людей не представляют, с какими трудностями они могут столкнуться, но основной проблемой для них становится обустройство жизни после расставания.

 

Муж и жена могут прийти в консультацию вместе или приходит один из супругов, чаще всего тот, кто  остается в одиночестве. Иногда к  специалисту обращается инициатор  развода с просьбой помочь доказать семье правильность своего решения и действий, следующих за его принятием. Изменение жизненных ожиданий и планов, семейной структуры и семейных ролей, решение материальных и юридических проблем – любой из этих вопросов может стать темой для самостоятельного блока в консультативной работе.

 

Один из основателей  американской семейной терапии Р.Лэнг убежден, что даже сегодня слово  «брак» для многих означает клятву, обещание, и нарушение этой клятвы человек воспринимает очень болезненно. Психологические проблемы на разных этапах развода особенно трудны для партнеров. Поэтому необходимо терапевтическое сопровождение на всех стадиях развода. В зависимости от индивидуальных особенностей пары и протекания развода оно может иметь различные формы. Супруги могут нуждаться как в информационно-консультативной, так и психотерапевтической поддержке.

 

Система работы с семьями  может строиться в двух направлениях: помощь отдельному человеку, внимание к его личным проблемам и изучение конфликтующих социальных групп, представленных в конкретной семье (В. Сатир).

 

Основными тенденциями  психотерапии в ситуации развода, на наш взгляд, являются, во-первых, работа специалиста с человеком, обратившимся за помощью, и, во-вторых – с «расширенной семьей», которая может включать не только его родственников, но и знакомых, друзей.

 

В случае необходимости  люди с психическими проблемами, нарушениями  поведения, переживающие семейные конфликты, могут получить профессиональную помощь в психологических консультациях. Если собственные попытки преодоления кризиса в супружеских отношениях потерпели неудачу и ресурсы поддержки в социальной сети недостаточны или кажется, что нет возможности найти решение, первое, что нужно сделать, – разыскать семейную консультацию, где есть специалисты по данной проблеме.

 

Семейно-центрированная практика как модель социальной работы сосредоточена на взаимоотношениях человека, его семьи и их окружения, влияющих, в свою очередь, на более  широкие социальные силы и системы, в которые они включены.

 

Социальная психология и психотерапия исходят из того, что надежные социальные отношения между членами семьи, родственниками, подругами оказывают позитивное влияние на психическое самочувствие и здоровье. Принадлежность к группе, семье поддерживает чувство самоценности, помогает справиться с кризисами, конфликтами и напряжением, а также с факторами риска для здоровья. Психологические консультативные мероприятия должны не только концентрироваться на патологии и разработке путей ее преодоления, но и включать целенаправленный поиск и поддержку социальных ресурсов.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"