Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_k_gosu_po_osnovnoy_spetsialnosti_1 (1).doc

— 1.47 Мб (Скачать файл)

Рассмотрим более подробно некоторые отрасли психологической  науки.

Общая психология — отрасль  психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические  знания и решающая задачи по исследованию индивида — конкретного представителя вида Homo sapiens. Она включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность) и психические состояния.

Разделение понятий  общей психологии на группы условно. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальный характер изучаемого психического явления. Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие «психическое свойство» отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности.

Возникновение общей  психологии как самостоятельной  и фундаментальной отрасли психологической  науки связано с именем Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений.

На базе основных понятий  общей психологии формируются понятия  других отраслей психологической науки. Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения. Не менее значимыми для педагогической психологии являются вопросы учета индивидуальных особенностей обучаемого при построении учебного процесса и взаимоотношений ученика и учителя, а также взаимоотношений внутри учебного коллектива. Как самостоятельная отрасль психологической науки педагогическая психология зародилась во второй половине XIX в., что было обусловлено проникновением в психологию идей развития. Эволюция педагогической психологии в значительной мере определялась господствующими в психологии концепциями. Так, в конце XIX в. большую роль в развитии педагогической психологии сыграла интроспективная психология. Позднее ее развитие определялось бихевиористским направлением, которое предлагало в воспитании ориентироваться на жесткую «модификацию поведения». В основе современной отечественной педагогической психологии лежит фундаментальное положение о том, что сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно-историче ского опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры. В то же время это усвоение осуществляется посредством активной деятельности человека, а средства и способы этой деятельности актуализируются в общении с другими людьми. По сферам применения педагогическую психологию можно разделить на психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возраст, психологию профессионального обучения, психологию высшей школы.


Очень близка к педагогической психологии следующая отрасль психологической  науки — возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости. Так же как и педагогическая психология, возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной отрасли психологической науки в конце XIX в. Возникнув как детская психология, возрастная психология в процессе своего развития стала решать задачи целостного анализа онтогенетических процессов. В настоящее время основными разделами возрастной психологии являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология. Возрастная психология изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Кроме того, для возрастной психологии имеют большое значение дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства, поэтому очень часто исследования в возрастной психологии осуществляются с использованием приемов дифференциальной психологии.

Дифференциальная психология — отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, генетических и математических методов. Начало разработке данной отрасли психологии положил Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий и для статистического анализа данных. Термин «дифференциальная психология» был предложен в 1900 г. Штерном. Основными методами дифференциальной психологии стали тесты. Первоначально это были индивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные.

Поскольку и педагогическая, и возрастная, и дифференциальная психология оперируют понятием «группа», в тесной связи с ними находится социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп. Длительное время социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках философии, и лишь к концу XIX в. появились первые самостоятельные социально-психологические концепции, такие как «психология народов» (Лацарус, Штейнгаль, Вундт), «психология масс» (Сигле, Лебон), теория «инстинктов социального поведения» (Макдугалл).

Началом самостоятельного существования социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились работы английского психолога  Макдугалла и американского социолога  Росса. В названиях этих работ  содержался термин «социальная психология». Современная социальная психология как самостоятельная наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей (здесь исследуется, в частности, роль общения в системе общественных и межличностных отношений); психологические характеристики социальных групп, как больших (классы, нации), так и малых (где изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство и т.д.); психология личности (сюда относятся проблемы социальной установки, социализации и др.).

В свою очередь, с социальной психологией тесно связаны политическая психология и психология искусства, т.к. в той или иной мере они рассматривают явления не только индивидуального, но и социального плана. Политическая психология — это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т.п. Эти психологические феномены формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях.

Психология искусства — отрасль  психологической науки, предметом  которой являются свойства и состояния  личности или группы лиц, обусловливающие  создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом.


Рассмотренные прикладные отрасли психологической науки  в той или иной степени связаны  с образованием, воспитанием и, в  целом, с развитием человека и  человеческого общества. Кроме того, существуют отрасли психологии, которые занимаются решением других задач. Одна из таких отраслей — медицинская психология, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследований медицинской психологии входит широкий спектр вопросов, связанных с возникновением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иных болезней на психику человека и, наоборот, влиянием психики на болезнь. Поэтому среди важнейших проблем медицинской психологии — взаимодействие психических и соматических процессов, закономерности формирования у больного представления о своем заболевании, изучение динамики осознания своего состояния у больного, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств.

Структура медицинской  психологии включает ряд разделов, некоторые из них мы уже называли. Наиболее общими являются: клиническая  психология, включающая патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию; общая медицинская психология; психопрофилактика и психогигена; психокоррекция.

Не менее значимой для решения практических задач  экономического развития общества и  технического прогресса является инженерная психология — отрасль психологии, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Инженерная психология как самостоятельная наука возникла под влиянием научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственных процессов. Ускорение технического развития, наблюдаемого во второй половине XIX и первой половине XX в., поставило вопрос о необходимости изучения психических возможностей человека в производственном процессе и определения средств и способов его взаимодействия с техникой. Основными проблемами, решаемыми инженерной психологией, являются: анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами; исследование совместной деятельности операторов, информационного взаимодействия между ними и процессов общения; анализ психологической структуры деятельности операторов; исследование факторов, влияющих на эффективность, качество и надежность деятельности операторов: исследование процессов приема человеком информации; анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений; разработка методов психодиагностики способностей человека в интересах решения задач профессионального психологического отбора и профессиональной ориентации; анализ процессов оптимизации обучения операторов.

В заключение следует  отметить, что мы познакомились лишь с небольшим количеством отраслей психологической науки. Помимо названных  существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: спортивная психология, юридическая психология, авиационная и космическая психология, военная психология, психология компьютеризации, экспериментальная психология. Однако все эти отрасли психологии являются не только самостоятельными направлениями, но и элементами единой комплексной науки — психологии — и используют единые подходы к решению своих специфических задач. Таким образом, для того чтобы получить специализацию в конкретной области психологической науки, необходимо прежде всего ознакомиться с ее фундаментальными основами.

 

Современное состояние  психологии.

Сравнительный анализ и основные отличия обыденной (житейской) и научной психологии.

Специфика психологического знания.

Описательная  характеристика психических явлений, доступных психологическому изучению.

Место психологии в решении задач профессионального  образования и нравственного  воспитания личности.

Значение психологического знания для экономики, развития культуры охраны здоровья людей.

Основные категории  и понятия современной психологии.

Структура психических  явлений.

Отрасли психологии и задачи психологической практики.

Место психологии в системе других наук.

Междисциплинарные связи психологической науки.

Основные направления современной психологии (бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, гештальтпсихология, гуманистическая психология).

 

 

№2. Основные направления и проблематика исследований в зоопсихологии и сравнительной психологии.

Зоопсихология стала  наукой к концу 19 века. Объект – животное или группа животных. Предмет – психика животных. Изучение психики животных через их поведение. У животных психика и поведение объединены, а у человека – разделены. Для того чтобы определить существует ли психика у животных, необходимо развести понятия психики и поведения. Поведение — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды. Под поведением понимается вся совокупность в проявлении внешней двигательной деят-ти, направленная на установление связей организма со средой. Психика это внутренний механизм с помощью которого регулируется поведение (форма отражения позволяет животному адекватно ориентироваться в среде. Психика является свойством органической материей. Этой материей является нервная ткань).Психика животного не отделима от поведения. Любой сигнал из окружающей среды будет отреагирован животным в виде двигательной реакции, в отличии от человека. Предметом зоопсихологии является психичсекая деятельность животных. Объектом- животное или группа животных. По Филиповой предмет зоопсихологии включает в себя 4 основные области изучения психики: 1. Определение психики. (Психика-это свойство высокоорганизованной материи отражать объективную деят-ть в субъективной форме). 2.возникновение психики. 3. Выделение эволюционных стадий развития психики. 4. Выявление механизмов развития психики в эволюции. Зоопсихология – это наука о психике животных, о психическом отражении на уровне животных, о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения, о происхождении и развитии психических процессов у животных в онто- и филогенезе, о предпосылках и предыстории человеческого сознания. Задачи: 1)теоретические: а) нахождение ответа на вопрос о происхождении сознания (речь, самосознание, социо-культурная приемственность); б) познание психики человека. 2) практические (прикладные): а) использование знаний о психике животных в хозяйственной и бытовой деят-ти; б) использование знаний в природоохранной деят-ти человека; в) использование знаний развивающих и психотерапевтических целях.

Зоопсихология – наука  о психике животных, о психическом отражении на уровне животных, о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения, о происхождении и развитии психических процессов у животных в онто- и филогенезе, о предпосылках и предыстории человеческого сознания.

Задачи:

1. изучить проявления, закономерности и эволюцию психического отражения у животных разного уровня развития.

2. изучить происхождение  и развитие психических процессов  у животных.

3. изучить способности  к обучению у животных, находящихся  на различных ступенях эволюционного развития.

Связь с другими науками.

Бихевиоризм (Уотсон). Все  поведение животного сводится к  комплексу секреторных и мышечных реакций организма на внешние  стимулы. Бихевиористы не занимаются анализом происходящих в мозге процессов, а делают акцент на более точные регистрации поведения. Понятия «обучение» и «интеллект» отрицаются.

Физиология ВНД (Павлов). Связано с объективным изучением  физиологических основ психики  методом условных рефлексов. В настоящее время предмет физиологии ВНД – экспериментальное исследование закономерностей и нейрофизиологических механизмов поведения, процессов обучения и памяти. Исследования реализуются на основе комплексного подхода.

Этология – наука  о поведении особей в естественной для данного вида среде обитания (Лоранц, Тинберген). В настоящее время стала целостной концепцией, включающей анализ поведения животных в онто- и филогенезе, изучение механизмов поведения и его приспособительного значения. Этология – самая близкая к зоопсихологии наука.

Гештальтпсихология изучает целостные образы – гештальты, которые характеризуются константностью и устойчивостью. В середине 20 века благодаря исследованиям Кёлера произошел перелом в экспериментальном изучении интеллекта животных. 1925 – наблюдал поведение шимпанзе. Доказал наличие элементов мышления у животных, назвал инсайт.

Генетика поведения  занимается анализом генетических механизмов поведения, в частности когнитивных  способностей животных и человека.

Методы. Наблюдение (в  естественных условиях) дополняется  фотно- и киносъемкой. «-» Животные бессловесны, не могут дать самоотчет, не за всеми видами животных можно наблюдать.

Эксперимент. Метод проблемного  ящика (Торндайк). Посаженное в ящик животное ищет выход пытаясь открыть  дверцу разными способами. Сначала  совершает много действий/проб, которые в большинстве случаев не верны, пока случайно не откроет ящик. Создал кривую научения. Это метод проб и ошибок. Метод лабиринта (Йоркс модифицировал ящик). Опыт на дождевых червях – 150 проб. Даже простая НС может накапливать информацию, способную изменить поведение животного. Способны к научению. «-» Трудно сделать хороший проблемный ящик/лабиринт максимально приближенный к естественным условиям обитания. Необходимо очищать от остатков корма – вмешательство.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"