Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
2. данные использ-ся самим психодиагностом для постановки психол. диагноза, хотя корректировать проблемы будет специалист другого профиля.
3. данные использ-ся
самим психодиагностом и
4. данные использ-ся самим обследуемым в целях саморазв-ия, коррекции поведения и т.д.
ПД, в частности, предполагает:
- изучение динамики
возрастного психол. (познават., интеллект.,
л-стного и межл-стного) разв-ия
детей с первых месяцев жизни
до окончания школы. Для
- выяснение индивид. особ-стей психич. и поведенческого разв-ия каждого реб-ка, его отклонений от некот. среднего стандарта - нормы - в положит. (ускоренное разв-ие) или отрицат. (замедленное разв-ие) сторону;
- психол. обслуживание
развивающих пед.
- определение одаренности
реб-ка, его задатков, индивид. способ-стей
и склонностей с целью
- получение разносторонней
инф-ции о наличном состоянии
психологии реб-ка, полезной для
учителей и родителей, с
Сложились основные сферы применения психол. методик, кот. могут быть обозначены как «отрасли общей ПД».
Образовательная ПД не только широко использует разнообразные психол. методики, к этой области должны быть отнесены те тесты, кот. создаются в соотв-вии с психометрическими требованиями, но предназначены не для оценки способ-стей или черт л-сти, а для измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности).
Клиническая ПД направлена на изучение индивидуально-психол. особ-стей больного (структурно-динамические особ-сти л-сти, отношение к болезни, мех-змы психол. защиты и т.д.), оказывающих существенное влияние на возникновение, течение и исход как психич., так и соматич. заболевания.
Как образовательная, так и клиническая ПД - те области общей ПД, в кот. сегодня выполнен наиболее значительный объем исследований. Следует выделить проф. ПД, поскольку профориентация и профотбор невозможны без использования и разв-ия диагностических методик.
Основания теоретической ПД.
Как теоретическая дисциплина ПД рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений и правила диагностических умозаключений, также она тесно связана с соотв-вующими предметными областями психол. науки в целом, т.к. выделяемая для ПД переменная должна иметь теоретич. смысл и практич. значимость для решения той или иной прикладной задачи.
В теоретической ПД выделяют 2 подхода к изучению и описанию индивида (в1904 вводит Виндельбанд): 1) номотетический, 2) идеографический.
Идеографический способ исследования д/б ориентирован на описание и объяснение сложного целого. Описание д/б полным и конкретным, единичный эл-т (л-сть) д/б представлен как уникальный феномен.
Номотетическое исследование ориентировано на открытие общих законов, справедливых для каждого частного случая.
Критика этих подходов:
а) идеографического подхода. Закл-ся в том, что при его использовании отсутствует объективность, т.к. полученные рез-ты в большей степени зависят от теоретической ориентации психодиагноста и практического опыта.
б) номотетического подхода. На его основе можно открыть общие законы, но невозможно составить достаточно полное представление о л-сти, потому что каждая л-сть уникальна.
В 1988 Херманс и в 1993 Маккей обобщив критику, пришли к заключению, что не должно существовать противоречий м/у этими подходами. Психология должна стремиться вывести общие законы, их не следует отвергать потому что они не применимы в специфических случаях. Общие законы д/б адаптированы для конкр. ситуаций.
Т.о. каждый психодиагност, ставя перед собой задачу исследования, должен понимать, что если исследование направлено на нахождение общих мех-змов, рациональнее использовать номотетический подход, а если необходимо описать каждую л-сть – идеографический.
Основания ПД 1) ПД преимущественно связана с общей, соц., дифференциальной психологией и в меньшей степени с частными областями. 2) Психометрика явл-ся фундаментом ПД и одной из ее частей – это наука обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностич. методы. 3) В общей психологии формулир-ся кач-ва и св-ва ч/з систему теор. понятий, например стрессоустойчивость, после того как они выверены, при возникновении необходимости практически их выявить создаются ПД процедуры.
Т.о. ПД создается на пересечении этих 3-х оснований, кот. не могут существовать в отрыве др. от др.
ПД и дифференциальная психология. На рубеже 19 и 20 вв. Штерн ввел это понятие для обозначения науки «о существенных различиях в психич. ф-циях и св-вах». Со времен Штерна не многое изменилось в понимании дифференциальной психологии, она и поныне определяется как направление, кот. «в целом занимается изучением поведения и св-в л-сти, имеющих значительный разброс». Предметные области исследований ПД и дифференциальной психологии совпадают, а разделить их пытаются по тому признаку, что первая ориентирована на измерение индивид. различий, а для второй хар-рно познание, проникновение в сущность. ПД рассматривается как «мост между наукой и практикой: наукой об индивид. психол. различиях (дифференциальная психология) и практикой постановки психол. диагноза».
ПД и психометрия. Психометрия – понятие, с кот. часто сталкиваемся, как только речь заходит о психол. тестах, тестировании. Понятие это введено Вольфом (1734), указавшим на возможность измерения в психологии. Одним из первых измерений в экспериментальной психологии было измерение времени р-ции. Поэтому первоначально под психометрией понималось измерение временных хар-ик психич. процессов. Впоследствии к психометрии начинают относить все то, что связано с кол-венным определением психич. явлений. Область психологии, имеющая дело с изменяемыми факторами. При таком подходе психометрия включает в себя весь спектр психол. измерений – от психофизич. до л-стных.
Место ПД деятельности в пространстве проф. деятельности практического психолога.
Теоретически обоснованные закономерности должны применяться при анализе каждого конкр случая, т.е. психодиагност должен установить, д-вию каких психич. законов соотв-ет данная проблема. Для этого необходимо соблюдение след. условий:
1. понимание того, что
в конкр. проблеме нуждается
конкр чел-к, а общепсихол. законы
не всегда применимы к каждому
из нас. 2. психодиагност может
столкнуться со след. феноменом,
кот. не попадает под
Основные кач-ва и св-ва индивида, составляющие основу практич. ПД (Немов).
1. творческий потенциал.
Осн. кач-ва и св-ва индивида:
активность, физиологич. возможности,
спец. задатки, интеллект,
2. процессы индивидуальные (внутренние). Осн. кач-ва и св-ва индивида: активность, влечение, воспоминания, иллюзии, мотивация, понимание представление, принятие решений, рефлексия, самовнушение, самоконтроль, саморегуляция, усвоение и т.д.
3. состояния индивидуальные (внутренние). Осн. кач-ва и св-ва индивида: аффект, влечение, воля, возбуждение, галлюцинации, диспозиции (соц. роль), желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерения, направленность, настроение, отчужденность, работоспособность, рассеянность, решительность, ригидность, самоактуализация, самообладание, самочувствие, склонность, совесть.
4. процессы индивидуальные (внешние). Осн. кач-ва и св-ва индивида: страсть, страх, стремление, стресс (причина), стыд, темперамент, тревожность, убежденность, упорство, установка, утомление, фобии, фрустрация, эгоцентризм, эйфория, эмоц. выгорание и т.д.
5. состояния индивидуальные (внешние). Осн. кач-ва и св-ва индивида: адаптация, активность, д-вие, д-сть, мимика, игра, коммуникация, научение, подражание, реакция, социализация, упражнение, юмор.
6. процессы межличностные.
Осн. кач-ва и св-ва индивида:
авторитетность, внушаемость,
7. состояния межличностные. Осн. кач-ва и св-ва индивида: дружба, идентификация, конформность, конфликт, лидерство, проекция, соперничество, фасилитация (сопровождение), эмпатия, взаимопонимание, негативизм, отчужденность, психол. климат, референтность, симпатия, совместимость, сплоченность, соц. мотивация, статус.
Сферы применения методов ПД. ПД в психолого-педагогической практике.
Практич. и теоретич. применение ПД.
Сложились основные сферы применения психол. методик, кот. могут быть обозначены как «отрасли общей ПД».
Образовательная ПД не только широко использует разнообразные психол. методики, к этой области должны быть отнесены те тесты, кот. создаются в соотв-вии с психометрическими требованиями, но предназначены не для оценки способ-стей или черт л-сти, а для измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности).
Клиническая ПД направлена на изучение индивидуально-психол. особ-стей больного (структурно-динамические особ-сти л-сти, отношение к болезни, мех-змы психол. защиты и т.д.), оказывающих существенное влияние на возникновение, течение и исход как психич., так и соматич. заболевания.
Как образовательная, так и клиническая ПД - те области общей ПД, в кот. сегодня выполнен наиболее значительный объем исследований. Следует выделить проф. ПД, поскольку профориентация и профотбор невозможны без использования и разв-ия диагностических методик.
ПД, в частности, предполагает:
- изучение динамики возрастного психол. (познават., интеллект., л-стного и межл-стного) разв-ия детей с первых месяцев жизни до окончания школы. Для каждого реб-ка в этом случае должна быть заполнена спец. ПД-ская карта, включающая показатели его ежегодного или помесячного (если речь идет о младенцах и детях раннего возраста) разв-ия;
- выяснение индивид. особ-стей психич. и поведенческого разв-ия каждого реб-ка, его отклонений от некот. среднего стандарта - нормы - в положит. (ускоренное разв-ие) или отрицат. (замедленное разв-ие) сторону;
- психол. обслуживание
развивающих пед.
- определение одаренности реб-ка, его задатков, индивид. способ-стей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их разв-ию, а также для проведения научно обоснованной профконсультационной и профориентационной работы;
- получение разносторонней инф-ции о наличном состоянии психологии реб-ка, полезной для учителей и родителей, с задачей выбора наиболее подходящих для данного реб-ка содержания и методов обучения и воспитания.
Наиболее часто в пед. д-сти ПД находит применение при решении вопросов диагностики способ-стей, коррекции поведения, диагностики профпригодности, оценки л-сти.
В совр. психолого-пед. понимании тест – это стандартизированная методика исследования, в основе кот. лежит специально подготовленный и испытанный набор заданий, позволяющих объективно и надежно оценить исследуемые кач-ва и св-ва на основе использования статистических методов. Испытывая большую потреб-сть в дидактических тестах, педагоги пытаются создать собственные, так называемые неформальные тесты для своих конкр. целей и групп. Неформальный дидактический тест – метод пед. диагностики, создается педагогом с целью максимально объективно зафиксировать рез-ты планируемого им процесса обучения в своей группе и использовать его в своей пед. практике.
Современное состояние и основные направления развития ПД в нашей стране.
В наст. время ПД использ-ся в народном образовании в процессе оптимизации обучения и воспитания, расстановке кадров, профотборе, прогнозировании соц. поведения, при консультировании, оказании психотерапевтической помощи, в судебной психолого-психиатрической экспертизе, прогнозировании психол. последствий изменения среды и др. Наиболее часто в пед. д-сти ПД находит применение при решении вопросов диагностики способ-стей, коррекции поведения, диагностики профпригодности, оценки л-сти.
На совр. этапе разв-ия российской ПД появл-ся лишь единичные методики (Русалов – диагностика типов темперамента). Анохин – психофизиологич. Школа; Гуревич – КОРТ, ШТУР, АСТУР, тесты интеллекта.
Наиболее разрабатываемо направление – адаптация и модификация для российской выборки зарубежных методик (Иматон – СПб, Генезис – Москва).
Особенности психодиагностических методик
Осн. особ-стью
ПД-ского метода явл-ся его измерительно-
Одно из важнейших требований – стандартизация инструмента измерения, в основе кот. лежит понятие нормы, поскольку индивид. оценка, например успешности выполнения задания, может быть получена путем сопоставления с рез-тами других испытуемых. Не менее важно и то, что любая диагностическая методика (тест) должна соотв-вовать требованиям надежности и валидности. Понятия нормы, валидности и надежности - те «3 кита», на кот. покоится разработка и применение диагностических методик. Жесткие требования предъявл-ся и к процедуре исследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, ограничения во времени и недопустимость вмешательства экспериментатора и т.д.). Анализ ПД-ского метода позволяет выделить специфические мотивы, определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, особ-сти ситуации - как соц. (взаимод-вие психолога и обследуемого), так и стимульной (например, с разной степенью структурированности).