Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_k_gosu_po_osnovnoy_spetsialnosti_1 (1).doc

— 1.47 Мб (Скачать файл)

Хар-ризуя  диагностический метод, недостаточно ограничиться указанием на его измерительно-испытательную направленность. В противном случае приоритет объяснения отдается экспериментальному методу. В действит-сти диагностическое исследование в своем законченном виде должно включать эл-ты объяснения, раскрытия причин, наконец, выработку соотв-вующих рекомендаций.

Особ-сти ПД. методик:

1. позволяет собрать  необходимую инф-цию в относительно  короткие сроки

2. представляют инф-цию не вообще о чел-ке, а о тех или иных его особ-стях

3. инф-ция поступает  в виде, позволяющем дать кач-венное  или кол-венное сравнение индивида  с др людьми

4. инф-ция, получаемая  с их помощью полезна с т.зр. выбора ср-в вмешательства, прогноза  его эффективности, а также эффективности той или иной д-сти индивида.

Принципы разработки ПД ср-в и их конкр. воплощение в  диагностических методиках включая  их методологическое и теоретическое  обоснование, проверка валидности и  надежности явл-ся предметом изучения общей ПД.

 

Особенности ПД методик, нормативные предписания разработчикам разработчикам и пользователям ПД методик.

 

№10. Психометрические основы диагностики.

 

Валидность  теста. Виды валидности. Методы проверки валидности теста.

Валидность – действенность, эффективность и реальное отношение к чему-то. Мессик, 1994 валидность – обобщенное, оценочное суждение о том, на сколько адекватными и приемлемыми (на эмпирич. и теоретич. уровнях) явл-ся д-вия и выводы, основанные на инф-ции из тестовых показателей. В историч. плане сформировались 2 подхода к валидизации тестов:

1. прогностический. Составляя  те или иные прогнозы, на основе  измеряемого признака, нужно учитывать,  что они могут сбыться, но  в разл. степени. 2. экспертный. В случае, когда рез-ты теста указывают на сходную тенденцию между подходами (данные по тесту коррелируют с данными экспертизы), то счит-ся, что тест валидный и его можно применять в др. подобных ситуациях.

Валидность (обоснованность) всякой процедуры измерения состоит  в однозначности или устойчивости получаемых рез-тов относительно измеряемых св-в объекта, т.е относительно предмета измерения. Есть несколько разновидностей валидности. Валидность теоретическая – определ-ся по соотв-вию показателей исследуемого кач-ва, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же св-ва, получаемым при помощи разл. методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории. Валидность эмпирическая – проверяется по соотв-вию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым д-виям и р-циям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей. Валидность внутренняя – означает соотв-вие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т.п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики. Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования. Критерии валидности: Поведенческие показатели – р-ции, д-вия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях. Достижения испытуемого в разл. видах д-сти: учебной, трудовой, творческой и др. Данные о выполнении разл. контрольных проб и заданий. Данные, полученные от других методик, валидность кот. или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.

Анастази, Бурлачук и  Морозов, Гуревич, Кулагина выделяют виды валидности, обусловленные особ-стями диагностич. методик:

- валидность по содержанию. Ответы на вопросы и задания сопоставл-ся с экспертными оценками. Если корреляция высокая, то методика валидна.

- валидность по одновременности (текущая). Определ-ся с помощью внешнего критерия (собир-ся данные, относящиеся к наст. времени и с ними коррелируют рез-ты успешности по тесту).

- прогностическая валидность. Инф-ция по диагностирующему критерию собир-ся некот. время спустя после испытания. Точность прогноза наход-ся в обратной зависимости от времени заданного для такого прогнозирования.

- ретроспективная валидность. Определ-ся на основе критерия, отражающего события или состояния кач-ва в прошлом. Может быть использована для быстрого получения сведений о предсказательных возможностях методики.

Виды валидности: (Бодалев, Столин) 1) содержательная – оценка теста производится за счет экспертов, устанавливающих соотв-вие заданий теста содержанию предмета измерения. 2) эмпирическая – всегда измеряется с помощью статистического коррелирования. Подсчитывается корреляция 2 или более рядов значений (баллов и показателей по внешнему параметру, избранному в кач-ве критерия). Эти критерии явл-ся показателями, обладающие непоср-венной ценностью для определ. областей практики, а практика всегда стремится повысить или понизить эти показатели. 3) конструктная – это подтверждение гипотез, выдвинутых на основе теор. представлений об измеренном св-ве.

Т.о. в методике д/б  указано какой вид валидности был применен, желательно сообщить сведения о численности и особ-стях индивидов, на кот. проводилась валидизация. Такая инф-ция позволяет пользователю решить на сколько валиден этот прием для той группы, в кот. он собирается применять методику. Если же выборка существенно отличается от той, на кот. проводилась проверка валидностей – провести ее заново.

Порядок работы психолога при проверке валидности ПД методик.

Универсальный алгоритм проверки валидности достаточно сложен, потому что существуют различия в  теоретико-методологическом определении  предмета изучения разных психол. школ. Для прагматически ориентированных тестологов пункты в тесте подбираются автоматически, также возможен корреляционный анализ рез-тов. Современные методологи отечеств. ПД признают рационально-эмпирическую стратегию конструирования теста.

Проверка валидности:

1) провести теоретич. анализ диагностического конструкта, разработать теоретич. концепцию  тестируемого психич. св-ва. Выявление  с использованием лит-ры системы  взаимосвязанных диагностических  конструктов, внутри кот. новый  диагностический конструкт хар-ризуется определ. связями и отношениями.

2) выделение составных  частей диагностического конструкта; формулирование системы «эмпирических  индикаторов», т.е. показателей фиксирующих  проявления конструкта в разл. поведенческих ситуациях. Конструирование пунктов теста.

3) формулирование соц.-прагматического  критерия для проверки валидности (оценка эффективности методики).

4) планирование и проведение  корреляционного исследования (или  квазиэксперимента). Исследование проводится  на специально подобранной выборке, для кот. известно значение или будет известно значение критериального показателя, а также рез-ты по родственным психол. тестам. При необходимости на этой выборке проводится дополнительные тесты, с целью получить возможность корреляционной проверки валидности теста (если не было экспертной оценки).

5) исследование достоверности  рез-тов, если используется самоотчет  и диагностическая ситуация воспринята  испытуемым с настороженностью, проводится оценка достоверности  показателей теста.

6) отсев пунктов не удовлетворяющих критериям валидности и достоверности. Если показатель оказывается высоким, то психодиагност возвращается к 1-му этапу, т.е. уточняет теоретич. представления.

Надежность  теста. Виды надежности. Процедуры проверки надежности.

В ПД понятие надежность относится к хар-ке тестов, процедур и способов оценивания. Исходное положение концепции надежности состоит в том, что при оценивании разл. феноменов (биологических, физиологич., психол.) неизбежны ошибки измерения, т.е. при повторном измерении этого феномена никогда не будут получены те же баллы или таже сумма баллов, что и в первом измерении.

В 1971 Станлей, рассматривая надежность – это повторяемость рез-тов измерения или согласованность рез-тов измерения. Т.о. понятие надежность показывает степень свободы рез-тов тестирования от ошибки измерения, а также степень согласованности и повторяемости полученных рез-тов. (Шмелев) надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его рез-та от д-вия всевозможных случайных факторов. К ним он относит:

- разнообразие внешних  материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого  к другому (время суток, освещенность, температура).

- динамичные внутренние  факторы, по разному действующие  на разных испытуемых (скорость  утомления, выход на стабильные показатели темпа и точности д-вий после начала тестирования).

- информационно-соц. обстоятельства  – это разл. динамика установления  контакта с психологом, возможное  наличие др. людей в помещении,  наличие предыдущего опыта знакомства  с данным тестом, наличие к/л отношения к тестам вообще.

ВИДЫ НАДЕЖНОСТИ. Гуревич 1979г. выделил:

1. Надежность самого  измерительного инструмента (коэффициент  надежности). Для проверки используют  метод «расщепления», если методика  однородна, то коэффициент корреляции м/у половинами теста будет высоким (>0,75). Данный метод позволяет исключать влияние таких факторов как тренировка и утомление.

2. Стабильность изучаемого  признака (коэффициент стабильности). Грубая ошибка – считать психол. признак чем-то неизменным; со временем он меняется и меняется представление о нем. Для проверки стабильности диагностируемого признака используют прием «ретест» - повторное обследование испытуемых с помощью той же методики. Коэффициент стабильности д/б не ниже 0,8, иначе методику необходимо модифицировать.

3. Константность, т.е.  относительная независимость рез-тов  от л-сти исследователя. Определяется  путем корреляции рез-тов двух  опытов, проведенных в относительно  одинаковых условиях на одной  и той же выборке, но разными  экспериментаторами. Коэфф. корреляции д/б не ниже 0,8.

ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ. Можно использовать один из двух методов:

1) применяется для оценки надежности тестов, предназначенных для измерения стабильных, устойчивых психол. кач-в (темперамент, IQ, ригидность). Процедура этого метода предполагает повторное тестирование той же выборки ч/з 2 недели после 1-го тестирования. Для интервальных шкал – коэфф Пирсона, для шкал порядка – Спирмена. Коэф. корреляции должен быть не ниже 0,8.

2) применяется для оценки надежности тестов, предназначенных для измерения нестабильных, динамичных психол. кач-в (эмоц. настрой). Используется метод расщепления (четные, нечетные числа). Для нахождения надежности целого теста польз-ся формулой Спирмена-Брауна.

Чтобы повысить надежность теста в целом, нужно отобрать из исходного набора пунктов такие пункты, на кот. испытуемые дают устойчивые ответы при первом и втором тестировании. Надежность измер-ся с использованием коэф-та y корреляции.

Если тест предназначен для измерения динамичных, быстро меняющихся психол. кач-в для того, чтобы повысить надежность следует из исходной пилотажной батареи отбросить те, кот. плохо согласованы с остальными. Надежность каждого пункта рассчитыв-ся через коэф-т бисериальной корреляции с рез-тами по всему тесту.

Т.о. пункты, получившие высокие коэф. корреляции рассматрив-ся как надежные, остальные либо переформулир-ся, либо исключ-ся из теста.

Последовательность  действий психолога при проведении надежности теста.

Надежность – повторяемость  рез-тов измерения или согласованность рез-тов измерения. Т.о. понятие «надежность» показывает степень свободы рез-тов измерения от ошибки измерения, а также степень согласованности и повторяемости полученных рез-тов.

(Шмелев) надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его рез-та от д-вия всевозможных случайных факторов. К ним он относит:

- разнообразие внешних  материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого  к другому (время суток, освещенность, температура).

- динамичные внутренние  факторы, по разному действующие на разных испытуемых (скорость утомления, выход на стабильные показатели темпа и точности действий после начала тестирования).

- информационно-соц. обстоятельства  – это различная динамика установления  контакта с психологом, возможное  наличие др. людей в помещении, наличие предыдущего опыта знакомства с данным тестом, наличие к/л отношения к тестам вообще.

Последоват-сть д-вий  при проверке надежности:

1. Узнать существуют  ли данные о надежности теста.  На какой популяции и в какой  диагностической ситуации проводилась проверка, если проверки не было или признаки новой популяции/ситуации явно специфичны – заново провести проверку надежности с учетом указанных возможностей.

2. Если возможности  обследования испытуемых смысла  теста и возможности обработки позволяют, то провести повторное тестирование на всей выборке и подсчитать все коэф-ты.

3. Если возможности  ограничены – произвести повторное  тестирование только на части  выборки (не менее 30 испытуемых) и осуществить обработку коэффициентов.

Факторы, влияющие на достоверность данных самоотчета испытуемого. Приемы, повышающие достоверность данных.

К стандартизированным  самоотчетам помимо тестов-опросников можно отнести карты Стотта –  техники шкалирования. Вербальная форма  подачи мат-ла порождает у испытуемого определ. встречные гипотезы о цели тестирования. Если цель тестирования не назыв-ся, то очень часто можно столкнуться с фальсификацией ответов. Выделение специфических проблем валидности определ-ся через проблему обеспечения достоверности рез-тов исследования. Психологич. факторы, от кот. зависит достоверность данных самоотчета можно сгруппировать в след. классы:

1.фактор знания. У испытуемого м/б четкое представление о следующем: а) св-венно ли ему в действит-сти или нет тестируемое явление б) что за личностное св-во скрывается у психолога за тем или иным конкр. поведением в описываемом вопросе в) как это св-во соотносится с общепринятыми моральными нормами.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"