Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец).
Взаимоотношение условий, источников и движущих сил психического развития ребенка в реальном процессе развития.
№17. Психологические аспекты профессионального самоопределения личности.
Проф. самоопределение (Щедровицкий, Климов, Пряжников).
Самоопределение личности
- это сознательный акт выявления
и утверждения собственной
ПСО рассматривается, с одной стороны, как наиболее значимый компонент проф. разв-ия чел-ка, с другой - как критерий одного из этапов этого процесса. Это позволило ввести понятие уровня ПСО, показателем кот. считается сформированность проф. намерений, согласованность этих намерений с интересами и успешность проф. обучения (на этапе проф. подготовки). Соотв-венно, можно выделить 3 уровня ПСО:
- высокий (сформированность интересов, соотв-вие личных кач-в избранной профессии, твердое убеждение в правильности выбора);
- средний (отсутствие устойчивого интереса, убежденности в правильности выбора);
- низкий (отсутствие интереса, воли, желания достичь высоких рез-тов, малая активность, оценка себя в плане будущей профессии)
Стр-ра проф. самосознания, по Климову, содержит в себе след. осн. моменты:
- сознание своей принадлежности к определ. проф. общности;
- знание о степени своего соотв-вия проф. эталонам, своем месте в системе проф. ролей;
- знание о степени признания в проф. группе;
- знание о своих сильных и слабых сторонах в работе, путях совершенствования;
- представления о себе, о своей работе в будущем.
По Пряжникову, цель ПСО - постепенное формирование внутр. готовности к осознанному и самост. построению, корректировке и реализации перспектив своего разв-ия (проф., жизненного, л-стного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самост. находить личностно значимые смыслы в конкр. проф. д-сти.
Условно можно выделить след. осн. группы задач ПСО: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические (в идеале – помощь в самопознании); 3) морально-эмоц. поддержка клиента; 4) помощь в выборе, в принятии решения.
Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности: 1) проблема решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора); 2) проблема решается «вместе» (совместно) с клиентом – диалог, взаимод-вие, сотрудничество, к кот. еще надо прийти (в случае успеха клиент уже явл-ся частичным субъектом ПСО); 3) постепенное формирование у клиента готовности самост. решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом).
Чтобы выйти на 3 уровень помощи часто надо сначала организовать взаимод-вие с кл-том на втором уровне. К сожалению, иногда приходится помогать клиенту, ограничиваясь только 1 уровнем.
Главная (идеальная) цель ПСО - постепенно сформировать у клиента внутр. готовность самост. и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего разв-ия (проф., жизненного и личностного). Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления своих стремлений. Постепенное формирование означает, что быстро такие сложные вопросы не решаются. Профконсультация предполагает не только традиционное «планирование», но и своевременную корректировку своих планов. Реализация проф. перспектив предполагает хотя бы моральное воодушевление кл-та для первых шагов на пути к своим целям. А также первоначальный контроль за успешностью этих шагов. Проф. разв-ие должно обязательно рассматриваться в контексте всей жизни и в контексте л-стного становления. Гл. цель ПСО: постепенное формирование у кл-та готовность рассматривать себя развивающимся в рамках определ. времени, простр-ва и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать (близко к «самотрансценденции»).
В кач-ве содержательно-процессуальной модели модифицированный вариант схемы построения личного проф. плана по Климову, дополненный ценностно-нравственными компонентами ПСО Пряжниковым:
1. Осознание ценности
честного (общественно-полезного) труда
(ценностно-нравственная
Применительно к ПСО можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, кот. давала бы возможность получать заработок (общ-венную оценку труда) по справедливости, т.е. в соотв-вие с затраченными усилиями (или в соотв-вие с вкладом чел-ка в общ-во).
Профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности.
ПСО стало предметом глубокого исследования Пряжникова. По его мнению: «Сущностью ПСО явл-ся самост. и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнед-сти в конкр. культурно-исторической (соц.-экономической) ситуации».
Климов, анализируя ПСО, понимает его «…как важное проявление психич. разв-ия, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов».
Дошкольное детство. Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их д-вия и д-сть. В дошк. возрасте широкое распространение получают сюжетно-ролевые игры, часть из них имеют проф. ориентированный хар-р. Дети играют, присваивая себе роли врачей, продавцов и т.д. Важное значение для дальнейшего ПСО имеют первоначальные трудовые пробы – выполнение несложных д-вий по уходу за одеждой, уборке помещений и т.п. Эти трудовые д-вия развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положит. мотивации к любой д-сти вообще, обогащают знания детей о труде взрослых. Положит. влияние в дальнейшем на ПСО имеют знания о труде взрослых. Для их формирования оправданно наблюдение за работой взрослых, а затем описание содержания труда. Рез-том проф.-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дошк. на основе разл. видов труда и сравнение разных профессий.
Младший школьный возраст. Психол. особ-стью мл. шк. явл-ся подражание взрослым. Отсюда и ориентация на профессии значимых для них взрослых. Наблюдается своего рода проф. индукция. Вторая важная особ-сть этого возраста – мотивация достижений, прежде всего в ведущей д-сти – учебе. Разв-ие способ-стей к концу мл. шк. возраста приводит к значительному возрастанию индивид. различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра проф. предпочтений. Учебная и трудовая д-сть способствуют разв-ию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного. У реб-ка появл-ся проф. окрашенные фантазии, кот. окажут в будущем большое влияние на ПСО личности.
Подростковый возраст. Это период первичной, амбивалентной оптации. В этом возрасте закладыв-ся основы нравств. отношения к разным видам труда, происходит формирование системы л-стных ценностей, кот. определяют избирательность отношения подростков к разл. профессиям. Подростки ориентируются на романтические профессии под влиянием СМИ. Этому способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению. Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-проф. намерения и проф.-ориентировочные мечты. Образцы желаемого будущего, проф. мечты становятся психологич. штрихами ПСО.
Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста – выбор профессии. Это период реалистичной оптации. В 14-15 лет крайне сложно выбрать профессию. Проф. намерения диффузны, неопределенны. Проф. ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии- осознания собственного «Я». Самоанализ становится психол. основой отсроченного ПСО для учащихся проф. школы. Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, кот. получают среднее общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Т.о., для старших подростков актуальным явл-ся учебно-проф. самоопределение – осознанный выбор путей проф. образования и проф. подготовки.
Юность. В возрасте 16-23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают проф. образование в учебных заведениях или проф. подготовку на предприятиях либо в учреждениях. Многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном выборе учебно-проф. поля. У большинства девушек и юношей в ходе проф. обучения укрепляются уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознаваемый процесс кристаллизации проф. направленности личности.
Молодость (до 27 лет). Это возраст соц.-проф. активности. Актуальным становится проф. рост. Однако большинство молодых людей начинают испытывать дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными проф. планами и психол. насыщением проф. трудом. Отсутствие реальных проф. достижений, неопределенность перспектив карьеры актуализируют рефлексию, порождают самоанализ и самооценку «Я-концепции». Наступает период душевной смуты. Происходит определение новых жизненно важных целей:
1.совершенствование и повышение проф. квалификации;
2. инициирование повышения в должности и смена работы;
3. выбор смежной специальности или новой профессии.
Важно, что для многих в этом возрасте становится актуальной проблема ПСО. Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становится профессионалом, либо проф. миграция, означающая смену места работы или профессии.
Зрелость. Это наиболее продуктивный возраст – период реализации себя как л-сти, использования своего проф.-психол. потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и проф. планы, оправдывается смысл самого существования чел-ка. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способ-сти на конкр. труд. посту, выработать индивид. стиль д-сти, реализовать свою потреб-сть быть л-стью. Все это приводит к возникновению особого эмоц. состояния – проф. оптимизма. Однако наряду с этими позитивными изменениями происходят и деструктивные. Часть профессионалов, не удовлетворенных своим проф. и должностным статусом, вновь ревизуют свою проф. жизнь. «Аудиторство» собственных проф. достижений приводит их к мысли о необходимости кардинальной смены работы, должности и даже профессии.
Пожилой возраст. Достижение пенсионного возраста приводит к уходу из проф. жизни. К 55-60 годам л-сть не успевает полностью исчерпать свой проф. потенциал. Все еще высокий профессионализм, несмотря на имеющуюся проф. усталость, порождает сомнение в оправданности выхода на пенсию. Проф. важные кач-ва, проф. знания и умения, опыт и мастерство – все становится невостребованным. Проф. жизнь после карьеры возможна для тех пожилых людей, кот. находят в себе силы продолжать активную проф. д-сть в форме менторинга – наставничества, передачи проф. опыта. Для большинства пенсионеров хар-рны психол. растерянность, ощущение «проф. беспризорности», дезинтеграция из проф. среды, вызывающие тягостные переживания своей ненужности и бесполезности. Вновь возникает проблема самоопределения, но уже не в проф. жизни, а в соц., общественно-полезной. Одни пенсионеры найдут себя в общественно-политич. жизни, другие погрузятся в семейно-бытовые проблемы, третьи займутся всерьез садоводством, а кое-кто продолжит трудовую жизнь в сфере мелкого частного бизнеса. Это период активного соц.-трудового самоопределения и продолжения себя как л-сти.
Основные принципы
профессионального самоопределе
Принципы проф. самоопределения л-сти:
1. Принцип сознательности
в выборе профессии выражается
в стремлении удовлетворить