Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:47, шпаргалка
1.Место психологии в системе наук о человеке.
2.Психология как наука.Специфика психологического знания.
3.Естественно-научная и гуманитарная парадигры в психологии.
С точки
Гуманистическая психология
не является строго
46.Индивид,личность,
Понятие индивид, личность и индивидуальность.
ИНДИВИД (индивидуум) — согласно А. Н. Леонтьеву — об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis. В понятии выражаются по крайней мере два основных признака: 1) неделимость, или целостность субъекта; 2) наличие у него особенных — индивидуальных — свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек (и животное) рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные гонотипические свойства в ходе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими.
Личность — саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле — личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма — вплоть до особенностей обмена веществ.
В узком смысле — определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении. Личность характеризуется:1) активностью — стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;
2) направленностью — устойчивой
доминирующей системой мотивов
— интересов, убеждений,
«Индивидуальность» (по Асмолову) : совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые порождается в ходе жизни человека в обществе при наличии: необходимых антропогенетических предпосылок, обеспечивает ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов, и воплощаются через д. и общение в продуктах культуры, др. людях, себе самом ради продолжения являющегося ценностью, для данного человека образа жизни.
«Индивидуальность» - совокупность индивидуальных и личностных св-в человек, которая отличает его от других. Проявляется в чертах характера, привычках интересах и др. Нет двух людей с одинаковой индивидуальностью.Подобно тому, как понятие - "индивид "личность" не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество.
индивидом - рождаются
Личностью - становятся
Индивидуальность - отстаивают
47.Психологические
особенности формирования и
ЛИЧНОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ — объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.
Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта.
Самые
главные и крупные этапы
Второе ее «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению
К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель,
Произвольные и непроизвольные (стихийные) механизмы развития личности.
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.
К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных (-> механизм сдвига мотива; механизм освоения роли).
В своей обширной монографии «Психология развития» Г. Крайг приводит весьма подробные характеристики возрастного развития личности:
Младенчество (до года)
Раннее детство (1-3 года)
Дошкольный период (3-6 лет)
Среднее детство (7-12 лет)
Подростковый и юношеский период (13-21 год)
Ранняя взрослость (22-35 лет)
Зрелость (35-60 лет)
Старость (от 60 лет)
Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.
· Отличается самостоятельностью в поступках;
· Способна нести ответственность и решать проблемы;
· Контролирует поведение, обладает силой воли;
· Способна изменяться с течением времени.
48.направленность личности.
Свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности.
ЛИЧНОСТЬ: НАПРАВЛЕННОСТЬ — ее интегральное и генерализованное свойство. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от текущих ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями и идеалами личности, отражающими ее мировоззрение. Выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях.
ТЕМПЕРАМЕНТ — устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент — индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. К свойствам темперамента относятся: 1) индивидуальный темп и ритм процессов психических; 2) степень устойчивости чувств; 3) степень волевого усилия.
Выделяются три сферы проявления темперамента: активность общая, особенности сферы моторной и свойства эмоциональности. Темперамент принадлежит к первичным формам объединения различных процессов и свойств человека, благодаря коим и складывается личность.
Но его свойства могут
и благоприятствовать, и противодействовать
формированию определенных черт личности,
ибо темперамент может
ХАРАКТЕР — это понятие трактуется далеко не однозначно. Имеются трудности различения характера и темперамента (-> темперамент | характер); еще больше споров возникает при попытках разведения понятий характера и личности. Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. Характер — в узком смысле — определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, — как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Черты характера помогают — или мешают — личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе.
Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности. Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы (-> характерология). Один из физиологических механизмов формирования характера — стереотип динамический.
СПОСОБНОСТЬ — определяются как такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.
Для классификации способностей применяются разные критерии. Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют способности, имеющие психологическую природу и индивидуально варьирующие.
Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности. Как показатели способностей могут рассматриваться: 1) темп продвижения в овладении деятельностью; 2) широта переноса формирующихся психических качеств; 3) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.
Проблема направленности – это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.
Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает.
49.Методы психодиагностики личности.
Методы психодиагностики
личности.
Метод психодиагностики личности Кеттелла
В общей психологии под личностью чаще
всего подразумевается некоторое ядро,
интегрирующее начало, связывающее воедино
различные психические процессы человека
и сообщающее его поведению необходимую
последовательность и устойчивость. В
зависимости от того, в чём именно усматривается
такое начало, теории личности подразделяют
на
психобиологические личности (У. Шелдон,§
США),
биосоциальные личности (Ф. Олпорт, К. Роджерс,
США),§
§ психосоциальные личности (А. Адлер,
К. Хорни и др. неофрейдисты, США),
§ психостатистические личности ("факторные"
— Р. Кеттелл, США, Д. Айзенек, Великобритания)
и т.д.§
Опросник Кеттелла является многомерной
методикой, оценивающей свойства нормальной
личности, он описывает личностную структуру
человека, выявляет личностные проблемы,
помогает найти коррекционные механизмы
для решения личностных проблем.
Основой теста Кеттелла служит "теория
личностных черт", при этом личность
описывается совокупностью первичных
свойств личности, которые определяют
ее внутреннее содержание и поведение.
Тестируемая личность попадает в уже готовую
систему координат, и там измеряются ее
свойства и сравниваются с заранее заданными
свойствами.
Стоит упомянуть, что транслитерация фамилии
R. Kettell в различных источниках различна.
Встречаются: Р. Кеттел или Р. Кеттелл.
В данном случае имеется в виду англо-американский
ученый-теоретик в области изучения личности
Кеттелл Рэймонд Бернард (1905-1998).
Запомним этот факт и постараемся не путать
его с американским ученым-психологом
Кеттелом Джеймсом Маккином (1860-1944), который
провел классическое исследование объема
внимания и был зачинателем тестирования,
он разработал систему тестов, направленных
на изучение широкого круга психических
функций (сенсорных, моторных, интеллектуальных
и др.).
50.Темперамент.Типологии темпераментов.
Представления И.П. Павлова о темпераменте.
СИСТЕМА НЕРВНАЯ: ТИП (тип нервной системы; тип высшей нервной деятельности) — совокупность свойств системы нервной, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных. Понятие о них ввел И. П. Павлов. Первоначально оно трактовалось как «картина поведения» животного, позднее стало рассматриваться как результат определенного сочетания выделенных Павловым свойств системы нервной —
Свойства системы нервной легли в основу типологии деятельности нервной высшей, разработанной в экспериментах с животными.
Павлов определил четыре основные типа деятельности нервной высшей: 1) сильный, неуравновешенный или «безудержный»; 2) сильный, уравновешенный, инертный или медлительный; 3) сильный, уравновешенный, подвижный или живой; 4) слабый.