Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:47, шпаргалка
1.Место психологии в системе наук о человеке.
2.Психология как наука.Специфика психологического знания.
3.Естественно-научная и гуманитарная парадигры в психологии.
Виды и функции речи.
Речь - сложившаяся исторически в процессе материально преобразующей деятельности люден форма общения., опосредованная языком. Речь является такой ВПФ, которая служит средством общения и опосредует в развитии формы поведения и все ВПФ.
Этапы развития речи: 1) рефлекторный крик; 2) развернутые формы устной и письменной речи;
3) речь «про себя»; 4) непосредственное понимание текста, представляемого в акте чтения.
Внутренняя речь. 3 вида:
> Внутреннее проговаривание - речь «про себя». > Собственно внутренняя речь - как средство мышления. > Внутреннее программирование (Соколов, Жинкин).
Письменная речь - вербальное общение при помощи письменных текстов. Устная речь - вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.
Функции речи: Речь имеет полифункциональный характер, т.е. выступает в различных деятельностях:
«> Коммуникативная функция (слово - средство общения);
•с' Индикативная (слово - средство указания на предмет);
«> Интеллектуальная (слово - носитель обобщения, понятия). Все эти функции речи внутренне связаны друг с другом.
40.Проблема общения в психологии.
Общение. Стороны общения. Виды общения.
ОБЩЕНИЕ – это многоплановый
процесс контактов между
Выделяют 3 стороны общения:
1) коммуникативная (обмен информации между людьми);
2) персептивная (восприятие человека человеком);
3) интерактивная (взаимодействие людей в процессе общения).
Содержание общения – это коррективное решение задачи. Содержательная сторона общения реализуется через средства: вербальные и невербальные.
Виды общения.
1. “Контакт масок” - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди “не задевали” друг друга без надобности, чтобы “отгородиться от собеседника”
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.
3. Формально – ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, “пускание пыли в глаза”, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
41.Потребности и мотивы деятельности.
Классификация потребностей.
ПОТРЕБНОСТЬ — исходная форма активности живых существ — форма проявления интенциональной природы психики,
Концепция потребностей А. Маслоу.
Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Потребности в порядке их очередности: физиологические потребности - наиболее сильная группа из всех потребностей человека, которая включает в себя потребность в воде, пище кислороде, сне и т.д.; потребности в безопасности и защите мотивируют человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения; потребности в принадлежности и любви мотивируют человека к близким взаимоотношениям с другими. Удовлетворение этой потребности находят в друзьях, семейной жизни и членстве в группах и организациях; потребности в самоуважении позволяют достигать признания и уважения других; потребности в самоактуализации заключаются в здоровом развитии способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно.
По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может желать удовлетворения потребностей на двух уровнях или более. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% - физиологические, 70% - безопасность и защита, 50% - любовь и принадлежность, 40% - самоуважение и 10°/о - самоактуализация. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.
Потребности в структуре деятельности человека.
При рассмотрении связи потребностей
с деятельностью нужно сразу
же выделить два этапа в жизни
каждой потребности: период до первой
встречи с предметом, удовлетворяющим
потребность, и период после этой
встречи. На первом этапе потребность,
как правило, не явлена субъекту: он
может испытывать состояние какого-то
напряжения, неудовлетворенности, но не
знать, чем это вызвано. Со стороны
поведения потребностное
Если при теоретическом анализе деятельности естествен путь потребность — мотив — цель — действие, то в реальной деятельности постоянно идет обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. То, как новые мотивы образуются в ходе деятельности — вопрос очень сложный. В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, названный механизмом сдвига мотива на цель.
Взаимосвязь потребностей и мотивов.
МОТИВ — 1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (-> мотивация). 2. Предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, — побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется.
3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Это определение не нужно понимать слишком буквально: предмет потребности — не обязательно вещь, он может быть идеальным. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Согласно другому определению, мотив — то, ради чего совершается действие, деятельность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения: если до этого оно было ненаправленным, поисковым, то теперь оно обретает направленность. Оно направлено на предмет или от него — если мотив отрицательно валентен.
Влияние мотивации на деятельность.
В разделах психологии, изучающих поведение человека под углом зрения эго эффективности и продуктивности, очень рано было признано важное значение мотивационного фактора. В самом деле, наряду со способностями мотивация является самой важной переменной, от которой зависит эффективность поведения. Велики различия в продуктивности людей, обладающих равными способностями, но неодинаковой мотивацией. В этом можно видеть проявление основной функции активации, которую выполняет мотивация.
Центральный процесс, опосредствующий влияние мотивации на результаты деятельности, - это процесс выбора цели индивидом. Мы называем этот процесс формированием цели. Объектом-целью мотивации человека часто оказывается не уже существующий материальный объект а определенный уровень результатов, достичь которых собирается человек или достижения которых от него требует общество.
42.Эмоции:свойства,функции, и закономерности протекания.
Особенности эмоциональной сферы человеческой психики.
СФЕРА ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — одна из сфер проявления темперамента. Его проявления здесь выражаются в виде разнообразных эмоций.
Предлагались различные варианты структурирования сферы эмоциональной. Один из них основан на выделении отдельных чувств как субъективных элементов сознания. Предлагались три пары элементарных чувств, составляющие независимые оси трехмерного пространства всей сферы эмоциональной: 1) удовольствие-неудовольствие; 2) возбуждение-успокоение; 3) напряжение-разрядка.
Эмоциональные процессы: их функции, компоненты и закономерности протекания.
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.
Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства
выполняют в жизни и
Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.
Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.
Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и